РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ФЕТРОВОГО ТЕАТРА «МАЛЕНЬКИЙ РЕЖИССЕР»
статья (младшая группа)

Салимгареева Надежда Юрьевна

Педагогическая статья посвящена рассмотрению вопроса формирования  интереса младших дошкольников к театрализованной деятельности, используя в работе настольный театр из фетра. Автор  обосновывает необходимость поиска новых  форм и средств работы с дошкольниками, способствующих развитию творческой активности детей в театрализованной деятельности и желания заниматься ею.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл salimgareeva_n.yu_madouds_40_pedagogicheskaya_statya.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ФЕТРОВОГО ТЕАТРА «МАЛЕНЬКИЙ РЕЖИССЕР»

Салимгареева Надежда Юрьевна

воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 общеразвивающего вида городского округа город Нефтекамск РБ, Республика Башкортостан, город Нефтекамск,

e-mail: dou40-neft@mail.ru 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению вопроса формирования  интереса младших дошкольников к театрализованной деятельности, используя в работе настольный театр из фетра. Автор  обосновывает необходимость поиска новых  форм и средств работы с дошкольниками, способствующих развитию творческой активности детей в театрализованной деятельности и желания заниматься ею.

Ключевые слова: театрализованная деятельность; младшие дошкольники; воображение; творческая активность; театр из фетра.                          

«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - спрашивал своих современников В.Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства.

Отечественные педагоги (Н.Карпинская, Л.Фурмина, Л.П.Бочкарева, Т.Н.Доронова) единодушны во мнении, что театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка [1. с. 9].

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий образования дошкольников. При этом, в качестве приоритетного используется деятельностный подход к содержанию образовательного процесса. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность помогает развить интересы и способности детей, способствует общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

По мнению Р.Сигуткиной, если с первой младшей группы дети будут с

помощью воспитателя  разыгрывать народные песенки, потешки, сказки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная [1. с. 7].

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Большинство наших детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. К сожалению, на сегодняшний день, у большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. А ведь, именно через сказку ребёнок входит в мир чудес и волшебства, где ребёнок учится доброму отношению к людям. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес.

      Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны.  Все это позволяет вовлечь ребенка в активную творческую  работу.

Перед современным педагогом  стоит задача воспитания инициативного и любознательного поколения, решить которую возможно через нестандартные формы сотрудничества с воспитанниками. Педагог должен искать интересные детям и, в тоже время, несложные способы развития ребенка, где он проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах театрализованной деятельности, реализует самостоятельную творческую активность.

Проанализировав данную проблему, мы совместно с родителями, создали настольный театр из фетра «Маленький режиссер». Он позволяет развивать интерес к театрализованной деятельности малышей, к русским народным сказкам, способствует развитию речи. Работа с этим пособием позволяет привлечь детей 3-4 лет не только к театрализованной деятельности, но и реализовать содержание образовательных областей.

Прежде всего помогает ребенку развивать воображение и творческую активность. Ребенок может разыгрывать сюжет классической сказки, а может придумать свою историю. Он может сам расположить декорации к сказке по своему усмотрению и задуманному сюжету. «Маленький режиссер» является одним из самых мощных стимулов для развития речи. С ним невозможно играть молча. Ребенок озвучивает персонажей, рассказывает ход истории, говорит разными голосами.  С помощью фетровых героев можно помочь ребенку адаптироваться к детскому саду, научиться знакомиться с новыми друзьями, усвоить моральные и нравственные ценности. Маленькие спектакли, которые будет готовить ребенок, помогут ему чувствовать себя уверенней и смелее.

      И, конечно, несомненная польза нашего настольного театра заключается в развитии мелкой моторики и координации движений.

Кроме того,  настольный театр  «Маленький режиссер» отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде: он полифункционален, вариативен, трансформируем, доступен и безопасен.  

Данное пособие не занимает много места, оно мобильно, ребенок может играть с ним за столом и даже на полу, один  или объединившись со сверстниками.

Оно представляет собой двустороннее фетровое полотно, где зеленый фон используется для обыгрывания летних, осенних и весенних сказок, а голубой фон для развития сюжета зимних сказок.  Имеются  декорации для сказок: различные домики (избушка лубяная, избушка ледяная, домик из соломы, домик из прутьев, кирпичный домик), летние и зимние деревья и кустарники, облака, солнце, дорожки, цветы, заборчики.

Герои для сказки «Репка»: репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка Мурка, мышка.

Герои для сказки «Колобок»: дед, бабка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса.

Герои для сказки «Теремок» и «Рукавичка»: мышка, лягушка, заяц, лиса,

волк, медведь.

Герои для сказки «Заюшкина избушка»: заяц, лиса, собака, волк, медведь, петух.

Герои для сказки «Три поросенка»: три поросенка (в разной по цветам одежде), волк.

Мы  остановились  на фетровых фигурках, так как у них есть свои преимущества: они более долговечные и прочные, чем бумажные, их легко шить, фетр отлично подходит для развития мелкой моторики и сенсорных ощущений. 

«Маленький режиссер» может использоваться в ходе совместной (рассказ и показ сказки воспитателем) и индивидуальной (ребенок перемещает и озвучивает героев самостоятельно)  деятельностях.

Начав работу в этим пособием мы поставили для себя задачи:

  • Выявить его возможности для формирования театрализованной деятельности детей – умения разыгрывать сказку, соблюдать сюжет, принимать образ героя на себя, вести ролевой диалог;
  • Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности  и желания заниматься ею;
  • Обучать детей различным средствам импровизации, вождения фигурок-героев;
  • Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых.

Работая с «Маленьким режиссером», мы придерживались методики Н.Карпинской. На первом этапе сказку рассказывал и разыгрывал воспитатель, показывая детям возможную расстановку декораций и способы вождения фетровых фигурок. На втором  - эти  действия предлагалось выполнять одному ребенку, озвучивая всех персонажей сказки. На третьем этапе проводилась работа над интонационной выразительностью. Четвертый этап предполагал разыгрывание сказки по ролям – объединившись, дети сами определяли какую сказку они будут показывать, располагали декорации на полотне, каждый исполнял роль выбранного героя сказки.

Использование настольного театра «Маленький режиссер» в работе с дошкольниками позволило прийти к выводу, что его применение:

  • позволяет привлечь внимание детей и создать благоприятную эмоциональную атмосферу в период адаптации;
  • настольный театр «Маленький режиссер» является  важным элементом развивающей предметно - пространственной среды  и  отличным пособием для развития интереса к театрализованной деятельности.  
  • способствует росту уровня речевой активности детей, расширению словарного запаса;
  • помогает преодолеть неуверенность в себе и своих возможностях у социально пассивных детей;
  • проигрывая народные сказки, дети  усваивают нравственные ценности общества;
  • фетр отлично подходит для развития мелкой моторики и сенсорных ощущений. 

Практическая значимость разработанного нами пособия состоит в том, что  данная работа будет интересна и полезна воспитателям ДОО. В дальнейшем за счет пополнения комплекта фигурок сказочными персонажами, будет увеличиваться количественный объем постановок. Кроме того, часть фигурок можно трансформировать в пальчиковые, что даст возможность использовать данный театр вертикально как плоскостной.

Список литературы

1. Доронова Т.Н., Доронова Т.Г.  Развитие детей в театрализованной деятельности. Москва. 1997.

2. Малышева А.Н. Работа с тканью. Академия развития. 2001.

3. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. Москва «Школьная Пресса». 2000.

Интернет – ресурсы.

1. vk.comfairy_felttt

2.https://yandex.ru/images/search

3.https://www.maam.ru/

4.https://infourok.ru/didakticheskoe-posobie-iz-fetra-palchikoviy-teatr-2908454.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие социально-эмоциональной сферы младших дошкольников в театрализованной деятельности»

Статья опубликована в материалах Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2014-2015 учебного года...

Консультация «Развитие творческой активности детей в театрализованной деятельности посредством театра «Тантамарески»»

Театральная деятельность – это важная часть воспитания и обучения детей в детском саду. Она затрагивает все образовательные области: творчество, познание, социум, коммуникацию. Во время теа...

Проект «Физическое развитие дошкольников через театрализованную деятельность посредством сказки»

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные пробл...

«Развитие интереса старших дошкольников к дизайн-искусству посредством детских проектов»

Цель: разработка серии проектов, способствующих развитию интереса старших дошкольников к искусству дизайна. Задачи: Определить содержание деятельности с применением серии детских проектов по знакомс...

Консультация для педагогов Развитие творческой активности детей в театрализованной деятельности посредством театра «Тантамарески»

: Развитие творческой активности детей в театрализованной деятельности посредством театра «Тантамарески»...