Для детей раннего возраста песок – это прежде всего материал, который также интересен, как и все вокруг. Окружающее пространство тянет ребенка к себе как магнит. Взаимодействуя с предметами, ребенок пытается ими овладеть, и пока он не изобретет некий способ использования предмета, он не успокоится. Для самых маленьких важно почувствовать форму предмета руками, извлечь звуки и т.д. Интерес к песку удерживается тем, что он не поддается «овладению». Ребенок берет его, а он утекает, лепит форму, а она легко разрушается.
Для детей 2-3 лет овладение песком уже идет через осмысленные и целенаправленные действия. Через подражание взрослым они овладевают материалом. В песочную среду легко перенести любой процесс из жизни, начиная от приготовления еды и заканчивая строительством целого города.
Песок – это богатая сенсорная среда, потому что он бережно стимулирует работу сразу многих видов чувствительности.
Песок – это отличная обучающая среда, которая позволяет легко учить ребенка изготовлению куличиком, рисованию круга, строительству мостиков и др.
Песок – это поле для взаимодействия. Дети в принципе приучены играть в одной песочнице, поэтому они с удовольствием делят это пространство во время занятия с родителями, педагогом, сверстниками.
Цели и задачи, которые будет ставить педагог напрямую зависят от его опыта, профессиональных предпочтений и потребностей группы детей. Они могут касаться познавательно-речевого, социально-личностного и художественно-эстетического развития детей, а также развития и коррекции детско-родительских отношений, терапии текущих эмоциональных состояний.
Структура занятий с песком
Занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.
1. Вводная часть:
Особое приветствие.
Правила работы с песком.
2. Организованная деятельность
3. Игровая деятельность
4. Продуктивная деятельность
5. Рефлексия
Вводная часть – это организующий момент, позволяющий собрать внимание группы, заинтересовать каждого ребенка предстоящей деятельностью. Кроме приветствия и формирования нужного настроя необходимо познакомить детей с правилами игры с песком.
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была
Дети, поняли меня?
Само появление песка или предметов для деятельности с пеком лучше сделать запланированным сюрпризом. Появление сюрприза можно организовать различными способами:
Кукольный герой, который может приносить различное оборудование (формочки, совочки, сито, воронку, мельницу и др.)
«Волшебный сундучок», в котором также может оказаться новое оборудование для игры с песком
Секретики в песке – заранее приготовленный секретик в песке
Загадка, загадывание которой предваряет появление нового предмета (может использоваться неполное изображение)
В ходе организованной деятельности можно предлагать упражнения в песке или с другими сыпучими материалами. Проводить желательно за столом с использованием индивидуальных подносов.
Игровая деятельность. Цель – помочь ребенку развернуть сюжетно-ролевую игру в песочнице. Наряду с ними будут полезны исследовательские, контактные и творческие игры. Они позволяют детям разнообразить свою активность, обнаружить в ней игровые моменты и развить их.
Продуктивная деятельность. Переход из песочниц к продуктивной деятельности лучше символически обыграть, как и приглашение к игровой деятельности.
Продуктивная деятельности в рамках занятия с песком будет связана также с действиями с песком. Это расширит возможности полезного воздействия песка на детей, а также позволить им познакомиться с его новыми свойствами. Условно все формы работы с песком можно разделить на следующие виды:
Аппликация и фрески
Отпечатки и слепки
Поделки
Какой бы из этих видов творчества ни выбрал педагог, его задача дать возможность ребенку довести дело до конца. Дети раннего возраста ещё не целенаправленны в своих действия и увлекаются естественным для них процессом исследования предметов и материалов. Педагогу нужно направить этот исследовательский процесс так, чтобы он привел к результату.
Рефлексия. Основные цели: подвести итог занятия, создать у каждого участника чувство принадлежности к группе и закрепить положительные эмоции от работы на занятии, беседуя о том, что было на занятии.
Оборудование для песочной терапии:
Водонепроницаемый деревянный ящик
Индивидуальные подносы для рисования песком
Песок промытый, прокаленный
Альтернативные песку материалы (манная крупа, крахмал, соль)
Таз, влажные салфетки
Непрозрачная ткань
Предметы для работы с песком (совочки, грабельки, сито, мячики массажные, формочки, воронки, мельницы и др.)
Миниатюрные игрушки (люди, животные, растения, насекомые)
Кубики разного материала (дерево, железо, пластмасса)
Природный материал (камешки, веточки, шишки и др.)
Бусинки
Пуговки
Кисточки
Набор мелкой посуды
Организованные игры с песком
Сенсорные игры
Игра «Ныряние»
Погружение в песок рук. Руки двигаются сверху вниз. Игру можно проводить одной или двумя руками.
Два пловца, два удальца
В море синее ныряют,
Два пловца, два удальца
В море ножками болтают.
Игра «Дворник»
Закапывание в песок одной руки другой поглаживающими движениями и наоборот, осторожное очищение ладошки от песка
Выходит дворник из ворот
И словно кисть, метлу берет.
И эту улицу, и ту
Метлой раскрасит в чистоту.
Игра «Отпечатки»
Оставлять на песке отпечатки ладонями, пальцами, костяшками, кулачками и др. Игру можно проводить одной или двумя руками.
Игры «Тесто»
Поочередные движения: захват песка в кулачки. Рубящие движения ребрами ладоней по песку, похлопывание ладонями по песку.
С мамой тесто мы замесим,
Чтоб испечь пирог нам вместе.
Нужно тесто поразмять,
Нужно тесто нам помять,
Нужно тесто порубить
И немножечко побить.
Игра «Крабики»
«Пробежаться» по песку всеми пальцами. Игру можно проводить одной и двумя руками.
Глубоко на дне морском
Краб гуляет босиком:
Он натер сегодня пятку-
Целый день плясал вприсядку.
Игра «Гладь»
Разравнивание песка ладонями, пальцами, ребрами ладоней. Разравнивать можно, выполняя поочередные движения обеими руками или осуществляя их симметрично, т. е. выполняя одновременно.
Тишь да гладь,
В море бури не видать.
Только легкая волна
Набежит издалека.
Игра «Дождик»
Собрать песок ладонями, соединяя их в чашу, поднять над песочницей. Затем раздвинуть пальцы и пропустить сквозь них песок.
Дождик с самого утра
Зарядил как из ведра.
Видно, кто-то против правил
В небе тучку продырявил.
Практические игры
Игра «Огородники»
Предложите ребенку набор инструментов: лопатки, грабельки, совки, палочки. Работа с ними может носить свободный характер. Важно, чтобы ребенок попробовал работать с каждым инструментом. Обыграть ситуацию можно введением сюжетного компонента. Для этого можно использовать небольшие муляжи овощей, также их можно сделать из соленого теста или полимерной глины.
Роет норку хитрый крот.
Он копает огрод.
Роет здесь
И роет там.
В середине,
По бокам.
Игра «Пекари»
Проводится в песочнице с влажным природным песком или на любой поверхности с кинетическим песком. Оставлять отпечатки на влажном песке с помощью открытых формочек для вырезания плоских фигурок из теста, строить куличики с помощью формочек для песка или выпечки. Получившиеся фигурки из влажного песка можно украшать, разрезать, устанавливать друг на друга. Дополнительные возможности для подобных игр предоставляет кинетический песок, из которого можно катать колбаски и разрезать их, раскатывать скалкой в лепёшки. Куличики из такого песка легко превращаться в строительный материал. Из них можно сделать даже песочный торт.
Из песка пирог спечем,
В гости маму позовем,
Пригласим и вас, друзья,
Только есть пирог нельзя.
Игра «Папины помощники»
Для игры использовать набор игрушечных инструментов или предметы-заместители. Игру проводить в песочнице на влажном песке. Молоточком забивать колышки или гвоздики, отверткой вкручивать болтики в песок.
Молоток в хозяйстве нужен,
Он с гвоздями очень дружен.
Я гвоздочки забиваю,
Маму с папой забавляю.
А с отвёрткою в руке
Сам себе я нравлюсь.
Наяву, а не во сне,
С любой задачей справлюсь.
Творческие игры
Игра «Рисование из кулачка»
Набрать в кулак песок и ме6дленно его высыпать. Руку при этом приподнимать и опускать. Пусть ребенок увидит, что песок ложится по-разному. Чем ниже рука, тем более темным и плотным получается изображение, чем выше – тем размытее и прозрачнее. Усложнить игру можно, если показать малышу, что песок можно сыпать в виде линий, каракулей. Под световой стол или поднос с прозрачным дном можно помещать изображения 9прямая, линия, круг, зигзаг и др.) Ребенку будет интересно из засыпать, обводя и одновременно тренируя свою руку. Показ и действия ребенка можно сопровождать присказкой:
Кулачок-волшебник, ты рисуй, рисуй, рисуй!
Кулачок-волшебник, нам кружочек нарисуй!
Кулачок-волшебник, нам полочку нарисуй!
Кулачок-волшебник, ты зигзаг нам нарисуй!
Кулачок-волшебник, ты квадрат нам нарисуй!
Игра «Капельки»
Нанести фон на рабочую поверхность. Выполнять отрывистые тычковые движения пальцами рук.
Дождик прошел вдоль дорожек-
Стали дорожки в горошек!
Игры «Нарядное солнышко»
Нанести фон на рабочую поверхность стола, подноса или разровнять песок в песочнице. Помочь ребенку нарисовать пальцем или веточкой солнце с лучиками. Предложить нарядить солнышко – выкладывать шишки, палочки и другие материалы на рисунок.
Солнце наряжается,
В гости собирается.
Скоро выглянет в окно,
Станет все вокруг светло!
Исследовательские игры
Игра «Песочная мельница»
Понадобятся поднос, чаша с песком, пустая чаша, мельница для муки, совок и щетка. Показать ребенку как пересыпать песок с помощью мельницы из чаши в чашу. Обращать внимание не только на практическое действие, но и дать возможность наблюдать за процессом. Просыпавшийся мимо песок собрать.
Игра «Рыбалка»
В игре используется игровой набор с магнитной удочкой и рыбками или аналогичный, сделанный самостоятельно. Игру проводить в песочнице в сухом песке. Разместить в песке рыбок, не закапывая их глубоко. Показать ребенку как их «вылавливать» с помощью магнитной удочки: закидывать удочку в песочницу и водить ею по поверхности.
Ловись, рыбка озорная,
Ловись – малая и большая!
Ловись, окунь и судак,
Без тебя домой никак!
Литература
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.:Детство-Пресс.2002
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь 2002
Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста.-СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2015.-96с.
Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница.-М.: Инт, 2010
По теме: методические разработ