«Дидактическая кукла в развитии и воспитании детей раннего возраста».
статья

Петровская Мария Александровна

Кукла - занимает особое место в воспитании ребенка. Игры с куклой - образом человека - позволяют ребенку познать, понять и освоитьсложную систему построения отношений со взрослыми и детьми, присвоить ценностные нормы нравственного поведения, проявить творчество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дидактическая кукла в развитии и воспитании детей раннего возраста».

                                                             

Одним из наиболее эффективных средств  развития и воспитания дошкольника является создание единого образовательного пространства, которое позволяет сформировать у ребенка дошкольного возраста нравственные представления и ценности, ввести в мир предметов, природы и человеческих отношений, обеспечить его полноценную жизнедеятельность. В раннем детстве все свободное время дети заняты игрой. Игра – уникальная деятельность малыша, а также средство его воспитания и развития. В игровой, неформальной обстановке дошкольники усваивают не только знания, но и очень многие навыки и умения, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности. Любая игра немыслима без игрушки.

В настоящее время дети стали больше отдавать предпочтение планшетам и гаджетам, стали мало играть в игры, в которые играли их родители еще 20 лет назад. Стали мало играть в куклы, т.е. игры, которые способствуют развитию чувства доброты, материнства, чуткости. Все это вызывает тревогу за будущее поколение. Вот почему игровые занятия  с куклой актуальны для развития и воспитания ребенка, так как дети, это будущее того общества, в котором всем нам предстоит жить!

  Кукла - занимает особое место в воспитании ребенка. Игры с куклой – образом человека – позволяют ребенку познать, понять и освоить сложную систему построения отношений со взрослыми и детьми, присвоить ценностные нормы нравственного поведения, проявить творчество. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям познавательной и речевой деятельности детей.

        Не только девочки, но и мальчики с удовольствием играют в куклы: кормят и лечат, носят на руках и баюкают, катают в коляске и пеленают. Дошкольники обыгрывают различные ситуации, отображают и закрепляют обобщенные представления о них. В игре с куклой зарождается сюжетно-ролевая игра, когда дошкольник использует взятую на себя роль. Дети играют в парикмахерскую, больницу, словом во все то, что встретится в жизни. Они проигрывают сюжеты и целые сюжетные линии. Играя, ребенок воспроизводит взаимоотношение людей и усваивает законы общества. Поэтому куклы являются главными игрушками, способствующие социализации детей.

Образовательная работа с малышами может быть организована с помощью самых различных средств: сюжетных игр-занятий, игровых упражнений с куклами, выполнения несложных поручений, индивидуального общения ребенка со взрослым, в зависимости от целей, ради которых она проводится. В группе раннего возраста игровые познавательные занятия-упражнения с дидактическими куклами проводятся в утренний отрезок времени с подгруппой детей (до 5 человек) и продолжительностью 10 минут.

В течении учебного года я разрабатывала игры-занятия с куклой (Приложение  №1, №2). Разработала перспективный план. Были проведены консультации по темам: «Игрушка в жизни ребенка», «Как правильно выбрать игрушку ребенку». Совместно с родителями была изготовлена дидактическая кукла, которую мы используем непосредственно образовательной деятельности, а также в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей.

Так например, для детей не достигших 2 лет я разработала цикл игр-занятий « Играем с Лялей», на которых дети знакомятся с куклой и как с ней действовать.

Для детей от 2 до 3 лет при формировании культурно-гигиенических навыков я использую следующие игры-занятия: «Мы моем кукле руки», «Катя проснулась», «Кукла Катя причесывается», «Сделаем Кате красивую прическу», «Купание куклы Кати», «Наденем кукле Кате чистое платье», «Оденем Катю на прогулку», «Куклы на прогулке», «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки». При формировании навыков поведения за столом использую игры-занятия: «Покажем кукле Кате как нужно сидеть за столом», «Напоим Катю чаем», «Накормим куклу Катю обедом»(умение пользоваться столовыми приборами). При формировании добрых отношений ко взрослым, сверстникам: «Кукла Катя заболела», «День рождения у куклы Кати», «Кукла Катя у нас в гостях», «Катание кукол на машине», «Покатаем кукол с горки». В воспитании бережного отношения к вещам использую игры-занятия: «Кукла Катя убирает игрушки», «Кукла хочет спать», «Погладим кукле платье». В воспитании интереса к труду взрослых: «Починим игрушки», «Стирка кукольного белья» и другие.

Таким образом, игры с куклами способствуют всестороннему развитию детей. Наблюдая за играми детей, я обратила внимание, что дети больше стали интересоваться куклами. Они их кормят, укладывают спать, укачивают. Играя с куклой, дети чувствуют свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей раннего возраста.

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ, ИХ  ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

«Дидактическая кукла в развитии и воспитании детей раннего возраста».

Кукла - занимает особое место в воспитании ребенка. Игры с куклой - образом человека - позволяют познать, понять и освоить сложную систему построения отношений со взрослыми и детьми, присвоить ценност...