Дидактические игры в развитии и воспитании детей раннего возраста
статья (младшая группа)
Статья (младший возраст)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheske_igry_v_razvitii_i_vospitanii_detey_rannego_vozrasta.docx | 16.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра в развити детей раннего возраста.
Огромную роль в развитии и воспитании ребенка имеет игра, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, в игре реализуется потребность взаимодействия с окружающим миром.
Своевременное умственное и речевое развитие это одна из важных задач воспитания детей раннего возраста. В раннем детстве умственное воспитание ребенка осуществляется в его повседневном общении со взрослыми. Воспитательный процесс протекает наиболее успешно, когда наряду с повседневным общением проводятся специальные поучающие (дидактические) игры и занятия, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения.
Дидактические игры очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время игры у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, взрослый побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Привлекая внимание детей, пробуждая их интерес, закладывается в развитии такое важное качество, как любознательность. Ребенок многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.
Помимо этого, дидактические игры решают ряд других задач: развитие коммуникативных навыков, взаимодействия со сверстниками; нравственное воспитание малышей; развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).
Виды дидактических игр и требования к их проведению в раннем возрасте.
Игры с предметами
Поскольку основной вид деятельности детей в раннем возрасте — предметная, и мыслят малыши на основе действий, то большая роль в раннем возрасте отводится играм с предметами (игрушками, муляжами, природным материалом). Планируя предметные игры с самыми маленькими воспитанниками педагоги и родители должны продумать такой момент как подбор материалов.
Предметы, природный материал, игрушки должны быть полностью безопасны. Детям третьего года не рекомендуется играть с фасолью, горохом, лучше дать им каштаны, листья, крупные прочные ракушки, деревянные некрашеные чурочки, брусочки. Благотворно влияют на детскую психику и имеют большой развивающий потенциал игры с цветным и обычным песком, манной крупой, пшеном. Малыши могут закапывать и отыскивать в них предметы, пересыпать, рисовать узоры.
Дидактические игры проводятся с малышами начиная с самого раннего возраста. Существует большое количество увлекательных игр, посредством которых взрослые знакомят маленьких воспитанников с объектами природы и предметами, их цветом, формой и величиной. От правильно организованной и интересно проведённой дидактической игры зависит общее развитие ребёнка и его желание узнавать новое, общаться с ровесниками и взрослыми.
Настольно-печатные игры
Настольно-печатные игры — более сложные, в них ребёнку необходимо «переключиться» с предмета на его изображение, то есть задействовать абстрактное мышление. Тут тоже есть некоторые особенности, которые нужно учесть:
Изображения предметов и существ в играх для раннего возраста должны максимально соответствовать естественным, иметь характерные настоящим объектам цвет, пропорции, части.
Нарастание сложности должно сочетаться с принципом доступности. То есть, давая ребёнку доступный пониманию материал, при повторении игры задание усложняется. Например, в игре «Сложи картинку» берётся знакомое детям изображение (котёнок, домик, паровоз), но сначала малыши складывают изображение из 4-х, потом из 6-ти, а позже из 8-ми и 12-ти частей.
Словесные игры
Словесная игра наиболее трудна для детей раннего возраста, поскольку их речь не развита в достаточной степени, как и произношение звуков, и память. Вначале малыши могут выполнять только простейшие задания (повторить услышанные звуки, имитировать знакомые), а к концу года им доступны игры на образование новых слов, составление коротких предложений, подбор простых слов для описания качества предмета («Назови ласково», «Какая, какой?», «Опиши, что видишь»). Словесные дидактические игры в раннем возрасте выполняют такие задачи:
- способствуют формированию правильного звукопроизношения;
- развивают связную речь;
- активизируют уже имеющийся словарный запас ребёнка;
- способствуют обогащению, пополнению словаря;
- учат слушать и воспринимать речь, отвечать на поставленные вопросы;
- развивают силу голоса, темп речи, речевое дыхание.
Дидактическая игра, является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в дошкольном учреждении и должно стать ведущей формой воспитания и применяться преднамеренно и планомерно, охватывая всех детей группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста
Значение сенсорного развития в раннем возрасте. Краткое описание дидактических игр по сесорному воспитанию, систематизированных по направлениям....
Словесные дидактические игры в системе воспитания детей раннего возраста.
Очень интересная для меня тема....
Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего возраста с использованием регионального компонента
«Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего возраста с использованием регионального компонента» Формирование сенсорного опыта детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении с...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...
«Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего возраста»
В работе с детьми раннего возраста я использую такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по – настоящему значимым....
Роль дидактической игры в сенсорном воспитании детей раннего возраста.
Роль дидактической игры в сенсорном воспитании детей раннего возраста....