Мастер-класс "Игра в образовательном процессе ДОУ"
презентация
... ни для кого не секрет, что современному ребенку не всегда есть где научиться играть, (все обособленней живем мы) да и место и время для своей самостоятельной игры, игры для удовольствия, у него не всегда бывает.. В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_maksimova_t.a._igra_.docx | 25.62 КБ |
maksimova_t.a._detskaya_igra_master-klass_.ppt | 704 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Татьяна Александровна Максимова, я – коллега Елены Евгеньевны, воспитатель детского сада № 16 «Тополек» города Енисейска.
Я предлагаю принять участие в моем мастер-классе
«Игра в образовательном процессе ДОУ»
Прошу выйти ко мне 12 человек, взять из этой корзины по одному предмету и встать в круг вместе со мной.
Получилось?, всем удобно и видно друг друга?
А теперь попытайтесь пофантазировать и проговорить с чем у вас ассоциируют эти предметы.
Замечательно!
Скажите, пожалуйста, к чему, к каким действиям вас побуждают эти предметы.
Очень рада, что многим (кому-то) из вас захотелось поиграть.
Прошу вас оставаться со мной, а сама хочу сказать, что ни для кого не секрет, что современному ребенку не всегда есть где научиться играть, (все обособленней живем мы) да и место и время для своей самостоятельной игры, игры для удовольствия, у него не всегда бывает.. В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада, но как уже установлено, в том, что дети не умеют играть, виной, отчасти, может быть сам воспитатель, т.е. его низкая заинтересованность в игре и недостаточная игровая культура. Для того, чтобы игра «жила» в детском саду, воспитатель должен сам уметь самозабвенно, как ребенок играть, ему необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который привносит в детскую игру новое содержание и новые умения.
Как можно научить ребенка интересно, насыщенно, увлеченно играть говорилось на предыдущем мастер-классе, и эта задача решается в ходе совместной деятельности взрослого и детей.
Моя цель сегодня – обогащение ваших представлений о роли воспитателя в создании условий для возникновения и его способах поддержки детской самодеятельной игры.
Мои задачи:
- продемонстрировать способы и приемы, которые обеспечат наличие игры в повседневной жизни детей, сделают реальным тезис – «игра – это форма жизнедеятельности ребенка дошкольника»;
- организовать и включить вас в ситуации по проживанию разных педагогических позиций, необходимых для поддержки детской игры.
Вместе с вами я попытаюсь это сделать.
Прошу вас объединиться в группы по четыре человека на основе предметов, которые вы взяли, удерживая тему мастер-класса «Детская самодеятельная игра в дошкольном учреждении». (1 мин.).
Готовы? Почему вы объединились именно так, что такое общее ваших предметов стало основанием для объединения?
-(тема игры, возраст детей,….., ) я правильно вас услышала?– (если возраст детей, то как он влияет на особенности предметной среды игры?)
Я помогу вам это прокомментировать!
Если не объединились по возрасту:
Спасибо, мне понравился ход ваших мыслей, но я, все-таки, попрошу вас объединиться следующим образом: (расставляю в команды по своему принципу).
Как вы думаете, что является основанием моего способа объединения?
-…
-…
Я вам помогу: (обобщу ваши основания)
- это - образные игрушки для детей младшего дошкольного возраста, которые помогут отобразить бытовые сценки, доступные для детей этого возраста, служат побудителем игры, способствуют возникновению детских замыслов, помогают обозначить игровые роли;
- обобщенные игрушки для детей 5-6 лет, которые могут принимать на себя любые значения в содержании детской игры, ее смысловом поле, а также гибко менять его по ходу развития сюжета в зависимости от желаний, потребностей и интересов детей.
- в пространстве игры детей 6-7 лет необходимы предметы, из которых дети могут сами мастерить реалистичные игрушки и атрибуты под свои сюжеты: картон, коробки, пластиковые бутылки – все, что доступно для преобразования в атрибуты для игры. И тогда самодельная игровая среда позволяет детским замыслам и игровому сюжету отталкиваться не от особенностей наличной ситуации, а от замыслов ребенка. Реализуется вектор: «играю – делаю для игры».
Вы можете положить свои предметы в общую корзину, но не уходите.
Для дальнейшей работы нам необходимы три группы: можете остаться в уже сложившихся: ваши или мой варианты объединения, а можете объединиться в три группы по четыре человека по вашим предпочтениям.
– что будем делать?...
конечно же – играть! В укладе жизни нашего детского сада закреплено время (60 минут) для самодеятельной игры детей – «Час игры».
Договоритесь и распределитесь в группах по статусам: кто в группе - «дети», а кто – «воспитатель». (30 секунд).
Прошу «воспитателей» подойти, чтобы выбрать себе задачу по организации и поддержке самодеятельной игры «детей» вашей мини-группы.
У вас есть 5 мин., чтобы спроектировать фрагмент детской игры и будет 2-3 минуты, чтобы его продемонстрировать. Для решения задач и реализации ваших идей по содержанию фрагмента вы можете пригласить в группу коллег из аудитории в статусе «дети».
Я предложила участникам мастер-класса объединиться в группы для дальнейшей работы по выбору: по заданным или выбранным ими основаниям на основе имеющихся у них предметов – потому что младшим детям я помогаю объединиться в группы (сорганизоваться) для игры; и по предпочтениям – потому что это основной принцип включенности детей в игру.
Занимая разные позиции, я, при необходимости, помогу группам в решении поставленных перед ними задач.
1. Ситуация 1. Запуск игры. В распорядке дня есть «Час игры», необходимо побудить детей играть.
Задача педагога: ненавязчиво, косвенно предложить новую тему для игры.
Позиция воспитателя – партнер.
2. Ситуация 2. Игра идет однообразно, дети выполняют одни и те же действия, идет детализация действий играющих.
Задача педагога обогатить игру.
Позиция педагога: помощник.
3. Ситуация 3. Выход из игры. Время закончилось, надо идти на прогулку, а дети играют.
Задача педагога завершить игру, обеспечив переход к другому виду деятельности.
Позиция педагога (наблюдатель, помощник или партнер)
Наши группы уже почти готовы для демонстрации своих фрагментов игры. Моя помощь им заключалась в следующем:
- работая с группами, я подсказывала, в чем заключается позиция «партнер», «помощник», «наблюдатель», как они могут помочь им решить задачу (уточняла назначение позиции, подсказывала способы обогащения тематики игр, поддерживала правильность выбранных способов решения задачи).
А теперь посмотрим спроектированные коллегами фрагменты игры (по 2-3 мин).
Играющим участникам – спасибо, как «мастер», я возьму на себя право прокомментировать представленные фрагменты.
- Фрагментом первой группы стал запуск детской самодеятельной игры. Задачу обогащения тематики игр «педагог» этой группы решил за счет внесения в игровую среду ярких, новых для детей предметов, атрибутов, которые помогли выбрать новую тему игры. Позиция «педагога» - «партнер» (принятие на себя одной из ролей игры) также побудила детей начать другую игру, не ту, в которую они постоянно играли последнее время.
- Фрагментом второй группы стала сама детская игра. Задачу обогащения содержания игры (сюжет, ролевые действия, ролевые диалоги) «педагог» решал, занимая позицию «помощник»: - задавая выясняющие вопросы, типа: а что дальше? (что будете делать с рецептом, а билеты нужны, чем будете угощать, на чем поедете…);
- проблематизируя ситуацию репликами: у вас бензин –то кончился, а муки-то нет, укол-то некому поставить, лекарств-то у вас нет…)
- в последнем фрагменте «педагогу» необходимо завершить игру детей, потому что «Час игры» закончился и по режиму - другая, значимая и для воспитателя, и для детей, деятельность.
Занимая позиции:
- «наблюдатель» - воспитатель видит, что дети уже наигрались, можно переходить к другому виду деятельности (нас ждет Ирина Константиновна танцевать);
- «помощник или партнер» - вбрасываются реплики, которые побуждают детей к завершению сюжета, игры. (наступила ночь, не можем действовать в роли, мы уже приехали, закрывается магазин, поликлиника, аптека..,. (Своя ситуация про игрушки во льду)
Позиция педагога – «наблюдатель» не просто уместна, а необходима на всех этапах игры, она обуславливает необходимость и формат (партнер или помощник) косвенного вмешательства педагога в игру с целью ее поддержки и обогащения.
Рефлексия: а сейчас, уважаемые коллеги, прошу вас записать на стикерах разного цвета те условия, способы, приемы, позиции, которые помогают игре «жить» в детском саду, и поместить их на лист следующего формата:
- на зеленое поле – приемы знаю, использую;
- на голубое поле – приемы видела у коллег, но пока не использовала;
- на желтое поле – приемы, которые были продемонстрированы здесь и зафиксированы вами, которые вы может быть возьмете на вооружение.
Итог: Спасибо всем за работу, я увидела, что коллеги смогли продемонстрировать позиции воспитателя, и по результатам рефлексии вижу, что участники МК имеют на вооружении такие же или свои приемы поддержки детской игры, готовы использовать приемы коллег, и приемы, продемонстрированные здесь, на мастер-классе.
Прошу извинить меня за то, что в работе использовала карточки, помогающие мне удержать содержание и структуру мастер-класса, я провожу его первый раз, с незнакомой мне аудиторией, очень волнуюсь.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Место Время Педагогическая поддержка Предметно-развивающая игровая среда Условия для игровой деятельности детей
Образные игрушки в игровой среде для детей младшего дошкольного возраста помогут отобразить бытовые сценки, доступные для детей этого возраста, служат побудителем игры, способствуют возникновению детских замыслов, помогают обозначить игровые роли;
Обобщенные игрушки в игровой среде для детей 5-6 лет могут принимать на себя любые значения в содержании детской игры, ее смысловом поле, а также, гибко менять его по ходу развития сюжета в зависимости от желаний, потребностей и интересов детей.
в пространстве игры детей 6-7 лет необходимы предметы, из которых дети могут сами мастерить реалистичные игрушки и атрибуты под свои сюжеты: картон, коробки, пластиковые бутылки – все, что доступно для преобразования в атрибуты для игры. И тогда самодельная игровая среда позволяет детским замыслам и игровому сюжету отталкиваться не от особенностей наличной ситуации, а от замыслов ребенка. Реализуется вектор: «играю – делаю для игры».
Ситуация 1. Запуск игры. В распорядке дня есть « Час игры » , необходимо побудить детей играть. Задача педагога: ненавязчиво, косвенно предложить новую тему игры. Позиция воспитателя – «партнер» Ситуация 2. Игра идет однообразно, дети выполняют одни и те же действия, идет детализация действий играющих. Задача педагога: обогатить содержание игры. Позиция педагога: помощник. Ситуация 3. Выход из игры . Время закончилось, надо идти на прогулку, а дети играют. Задача педагога: завершить игру, обеспечив переход к другому виду деятельности . Позиции педагога: «наблюдатель», «партнер» или «помощник»
Обогащение тематики игр «педагог» решил за счет внесения в игровую среду ярких, новых для детей предметов, атрибутов, которые помогли выбрать новую тему игры. Позиция «педагога» - «партнер» (принятие на себя одной из ролей игры) также побудила детей начать другую игру, не ту, в которую они постоянно играли в последнее время.
Обогащение содержания игры (сюжет, ролевые действия, ролевые диалоги) «педагог» решал, занимая позицию «помощник»: - задавая выясняющие вопросы, типа: а что дальше? (что будете делать с рецептом, а билеты нужны, чем будете угощать, на чем поедете…); - проблематизируя ситуацию репликами: у вас бензин –то кончился, а муки-то нет, укол-то некому поставить, лекарств-то у вас нет…)
Занимая позиции: - «наблюдатель» - воспитатель видит, что дети уже наигрались, можно переходить к другому виду деятельности (нас ждут танцевать); - «помощник» или «партнер» - вбрасываются реплики, которые побуждают детей к завершению сюжета, игры: наступила ночь, не можем действовать в роли; мы уже приехали; закрывается магазин, поликлиника, аптека; у меня отпуск…
Позиция педагога – «наблюдатель» не просто уместна, а необходима на всех этапах игры, она обуславливает необходимость и формат (партнер или помощник) косвенного вмешательства педагога в игру с целью ее поддержки и обогащения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс:«Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ»
Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОУ...
Мастер класс «Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ»
Мастер класс «Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ» Спасибо чей материал использовала...
Мастер-класс «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Интересный материал по использованию различных современных технологий в детском саду. Самое главное, что эффективный в работе и деткам очень нравится....
МАСТЕР- КЛАСС «Нетрадиционная техника в образовательном процессе детского сада: рисование клейстером»
В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способности. Развитие в детях качеств творческой личности - одна из важнейших задач с...
Мастер -класс "Занятие - игра одна из форм использования игровых технологий в образовательно - воспитательном процессе"
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,Бежит среди камней чиста, не тороплива,И ты готова внимать ее поток и восклицать: "О, как же ты красива!"Е.Щукина....
Мастер-класс «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Наиболее оптимальным условием развития речевых коммуникаций детей, выступает культуросообразная среда, несущая в себе знаки, символы и образцы речи как средства и формы общения. Не...
Мастер- класс «LEGO -конструирование в образовательном процессе ДОО»
Мастер – класс для воспитателей «Космодром», в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Юный конструктор –Лего». Представляю Вам ЛЕГО – кон...