Игротерапия в помощь детскому психологу
картотека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igroterapiya_v_pomoshch_detskomu_psihologu.docx | 15.71 КБ |
volshebnye_igry_v_pomoshch_pedagogu.docx | 18.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Игротерапия в помощь детскому психологу
Игротерапия в помощь детскому психологу (игры для групповых занятий)
Игровое упражнение «Волшебные шарики»
Игра способствует снятию эмоционального напряжения у детей.
Для игры понадобятся небольшие стеклянные шарики.
Дети садятся кругом, закрывают глаза, выставляют руки вперед и складывают ладошки «лодочкой». В «лодочку» каждому ребенку педагог вкладывает шарик. А после просит детей, не открывая глаз, согреть шарик теплом своих рук, теплом своего дыхания, отдать ему немного своего тепла, нежности, ласки.
Открывать глаза можно только после того, как шарик будет согрет.
После этого дети по очереди рассказывают о тех чувствах и ощущениях, которые возникли у них в то время, когда они согревали шарик.
Игра-фантазия «Кто вылупился из яйца»
Для игры понадобятся надувные шары
По условиям игры дети оказались в сказке, а это значит, что надувные шары, это не простые шары, а волшебные яйца. Кто, по мнению, детей из них может вылупиться? Можно предложить детям нарисовать это существо.
Коммуникативная игра «Сороконожка»
Участники встают друг за другом гуськом, взявшись руками за талию впереди стоящего. Получилась «сороконожка».
По команде педагога «сороконожка» начинает движение. Сначала просто ходит, потом приседает, потом прыгает на одной ножке… Участники должны постараться сохранить цепочку целой. Главный секрет этой игры заключается в том, что ребята должны научиться взаимодействовать друг с другом.
Коммуникативная игра «Созвездия»
Используется для того, чтобы научить ребят социальному взаимодействию.
По условиям игры, каждый ребенок – «звездочка». А так как все звезды на небе образуют созвездия, то задача ребят состоит в том, чтобы в ходе игры группироваться и перегруппировываться в небольшие коллективы – «созвездия».
Все звездочки хаотично передвигаются по площадке («небосводу») – ходят, бегают, кружатся, приседают…
Это движение происходит до тех пор, пока воспитатель не произнесет какое-либо число. Например, три. После этого ребята должны сгруппироваться по трое – образовать «созвездие».
После этого ведущий произносит: «Звезды полетели», после чего «созвездия» распадаются и «звезды» вновь начинают свое движение. До тех пор, пока ведущий не произнесет следующую цифру.
Коммуникативная игра «Букет цветов»
Каждый ребенок должен назваться каким-то цветком, кто-то будет розой, кто-то одуванчиком, кто-то васильком. После этого дети должны объединиться с другими детьми в «букеты»(насколько большие это будут букеты, зависит от детей) и объяснить, почему они предпочли находиться именно в этом «букете».
Но в конце игры все цветы объединяются в один большой букет и водят веселый хоровод.
Предварительный просмотр:
Волшебные игры в помощь педагогу — психологу для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Работа педагога- психолога в дошкольном учреждении осуществляется по направлениям: просвещение, диагностика, коррекция, профилактика, консультирование. Но, как креативный человек, я стараюсь, чтобы работа приносила профессиональное удовлетворение, поэтому моя деятельность выходит за рамки этих направлений.
Дети проводят в детском саду большую часть времени и воспитатели знают как важно в каком эмоциональном состоянии придет ребенок в детский сад, так у него складываться в этот день отношения со сверстниками, с педагогами, будет ли он увлеченно играть в игры. Снять негативное эмоциональное состояние, настроить на положительный эмоциональный настрой – важная задача педагога- психолога. В этом помогает правильно подобранный и проведенный психологические игры. К сожалению, эти замечательные игры недостаточно освещены в психологической литературе.
Мне хочется привести примеры игровых приемов с детьми для снятия негативных эмоциональных состояний.
«Коврик злости».
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.
Описание упражнения: в наличие у психолога, в специальном отведенном уголке лежит «коврик злости» (обычный маленький коврик с шероховатой поверхностью). Если вы видите, что ребенок пришел в детский сад агрессивно настроенным, к окружающим или потерял контроль над собой, предложите ему посетить волшебный коврик. Для этого ребенку надо разуться, зайти на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока малыш не захочется улыбнуться.
«Волшебный мешочек».
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии.
Описание упражнения: если в вашей группе есть ребенок, проявляющий вербальную агрессию (часто обзывает других детей, предложите ему перед
входом в группу отойти в уголок и оставить «плохие» слова в волшебном мешочке (маленький мешочек с завязочками). В мешок можно даже покричать. После того, как ребенок выговорится, завяжите мешочек вместе с ним и спрячьте.
«Ласковые лапки»
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности.
Описание упражнения: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, фату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами, угадать, какой зверек прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Позже «зверек» прикасается к щеке, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
«Волшебный стул»
Цель: активация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти.
Описание упражнения: Для этого грустному ребенку предлагают присесть на стульчик. А остальным детям дается задание придумать как можно больше ласковых и нежных слов, адресованных их товарищу. После этого дети подходят к волшебному стулу, и, поглаживая сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова. Для примера первой начинает педагог.
Или переключаю его на положительные эмоции. С этой целью отвожу его в тихий уголок, и после выяснения причин грусти («почему ты грустишь? Что произошло с тобой, рассказываю ему историю про Обидок и Грустинок.
«История про Обидок и Грустинок».
Цель: активация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали.
Описание: «Жили-были на свете две подружки: Обидка и Грустинка. Они всегда ходили вместе и искали себе друзей. Обидка выглядела… Как? (я обращаюсь к ребенку, после получения ответа, предлагаю свое описание) Обидка была зеленого цвета, очень пушистая, а ладошки у нее были очень липкими, поэтому она могла приклеиться к прохожим. Грустинка выглядела… Как? (я обращаюсь к ребенку, после получения ответа, предлагаю свое описание.) Грустинка была синяя с красным носиком и очень худенькими ножками.
Ее часто уносило ветром, но на лапках у Грустинке были присоски, с помощью которых она цеплялась за все, что попадалось на пути. Ты сегодня выходил на улицу? (Я обращаюсь к ребенку.) Вот там они к тебе и прилипли. Я даже вижу их. Обидка сидит у тебя на левом плече, а Грустинка на – правом. Давай их снимем, и пусть они летят дальше. Педагог в комической форме начинает снимать Обидку и Грустинку, делая вид, что ему очень трудно это сделать».
Примечание: можно параллельно с рассказом рисовать этих героев яркими карандашами. Затем вместе с ребенком можно их вырезать по контуру и поиграть с ними, «посадить» на плечи, потом снять их, положить в коробочку отдохнуть.
Когда ребенок упрямиться или проявляет физическую агрессию и негативизм, то я его прошу помочь мне справиться с «упрямой подушкой, которая есть у меня в кабинете (подушка с темной наволочкой).
«Упрямая подушка».
Цель: снятие негативизма и упрямства, общей агрессии.
Ребенка вводят в игру – сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, ка волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давайте, прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» (снимается стереотип и эмоциональный зажим).
Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается (время определяется индивидуально – от нескольких секунд до 2-3 минут).
Взрослый предлагает послушать «упрямки» в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. Некоторые дети говорят, что «упрямки шепчутся», другие ничего не слышат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультфильмы в работе психолога с детьми (в помощь педагогу-психологу)
Рекомендации по работе с мультфильмами....
БЛАНКИ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ-ПСИХОЛОГУ ДОУ
МАТЕРИАЛЫ СВОДНЫХ ТАБЛИЦ ДИАГНОСТИК, АНКЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ ДЕТЕЙ В ДОУ, АДАПТАЦИОННЫЙ ЛИСТ И Т.Д....
Волшебные игры в помощь педагогу – психологу для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Работа педагога-психолога в дошкольном учреждении осуществляется по направлениям: просвещение, диагностика, коррекция, профилактика, консультирование. Но, как креативный человек, я стараюсь, чтобы раб...
Эссе: «Объективные условия становления детской психологии, актуальные в развитии детской психологии, как науки в XXI веке».
Детство – это особый полноценный период существования человека. Формирование современных представлений о детстве как качественно своеобразном отрезке человеческого онтогенеза происходило постепенно и ...
Волшебные игры в помощь педагогу – психологу для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Работа педагога-психолога в дошкольном учреждении осуществляется по направлениям: просвещение, диагностика, коррекция, профилактика, консультирование. Но, как креативный человек, я стараюсь, чтобы раб...
Помощь педагога-психолога при подготовке детей к школе
Психологическая готовность к школьному обучению...
Памятка для родителей "Помощь детского психолога"
Информация для родителей "Когда необходимо обращаться за помощью к детскому психологу"...