Педагогический проект по экономическому воспитанию «Ребёнок в мире экономики»
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Педагогический проект по экономическому воспитанию
«Ребёнок в мире экономики»
Подготовила воспитатель
МБДОУ детский сад с.Богословка
Пензенского района Пензенской области
Болякина Надежда Васильевна
Проект по экономическому воспитанию «Ребёнок в мире экономики"
Проект направлен на формирование у дошкольников предпосылок финансовой составляющей современной семьи, организацию развивающей предметно-пространственной среды по теме.
Участники проекта – дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители, сотрудники детского сада.
Проект долгосрочный – сентябрь 2018г. – май 2019г.
Проект по экономическому воспитанию включает следующую информацию:
― актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость,
― цель и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта,
― сроки и этапы реализации проекта,
― управление и обеспечение проекта,
― ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта,
― планируемые мероприятия в рамках проекта,
― заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.
Актуальность выбранной темы на современном этапе очевидна: новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Очевидно, что необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как «разумное ведение домашнего хозяйства», «экономия средств», «использование сбережений».
Экономическое воспитание дошкольников - относительно новое направление дошкольной педагогики. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет и соприкасается с такими экономическими понятиями как вещи, труд, деньги, стоимость. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.
Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: потребности, нормы жизни, труд, деньги, товар, цена, реклама в соответствии с их возрастными особенностями.
Основные идеи проекта:
1. Труд – основная деятельность человека, источник средств для его существования.
2. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.
3. Заработная плата – цена работы по производству товаров.
4. Рынок – обмен товарами и услугами между продавцами и покупателями.
5. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.
6.Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности.
Цель проекта:
Способствовать формированию основ экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника данного возраста.
Задачи:
социально-коммуникативное развитие
- Понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей).
- Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
- Осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения.
- Совершенствовать коммуникативные качества детей, укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).
познавательное развитие
- Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.
речевое развитие
- Обогащать словарь детей экономическими «понятиями», «терминами».
- Способствовать развитию диалогической и монологической речи.
- Расширять знакомство с различными жанрами художественной литературы (авторские сказки, пословицы, поговорки)
художественно-эстетическое развитие
- Развивать творческое воображение при создании моделей «семейного бюджета», изготовлении атрибутов для игр, в реализации самостоятельной конструктивно-модельной деятельности детей.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
Познакомить родителей с тематикой проекта.
Способствовать активному участию родителей в реализации проекта.
Подкреплять партнерские взаимоотношения со всеми участниками проекта.
Организовать консультацию по теме «Экономическое воспитание старших дошкольников».
Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр по проекту, совместных мероприятиях - «Осенняя ярмарка», «Кулинарная академия».
Способствовать поддержке инициативы и самостоятельности детей в играх дома.
Этапы проекта:
1 этап – Организационный:
― Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
― Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Ребёнок в мире экономики», привлечение родителей к подготовке и организации развивающей предметно- пространственной среды.
― Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
― Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап - Практический:
Реализация проектных мероприятий.
3 этап - Заключительный:
Итоговое мероприятие «Кулинарная академия»
Формы и методы работы: сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, беседа, обсуждение, дискуссия, совместный просмотр слайд-презентаций, мультфильмов,
чтение художественной литературы, игровые ситуации,
решение проблемных ситуаций, конкурс рисунков, творческих работ, поделок,
рассматривание картин, онлайн-экскурсия, коллекционирование, моделирование.
Ресурсное обеспечение:
1. Компьютерное оборудование (ноутбук, проектор, экран)
2. Денежные знаки: современные, других стран, недавнего прошлого и пр.
3. Художественная литература: «Заработанный рубль» грузинская сказка, Романов А. «Чудеса в кошельке», К.И. Чуковский «Муха-цокотуха», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», Ш.Перро «Кот в сапогах», басня И.Крылова «Стрекоза и муравей», пословицы, поговорки по теме.
4. Мультфильмы: С.Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».
5. Сюжетные картины: «В магазине», «На рынке», «На ферме»
6. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм:
«Магазин», «Кафе», «Шофёры», «Поликлиника», «Рынок» («банкомат», одежда, соответствующая принятой роли и пр.)
7. Дидактические игры: «Змейка», «Идем в магазин», «Заплатки (деньги)», «Что нужно для профессии», «Какие ошибки допустил художник», «Пазлы- монеты», «Доходы-расходы», «Тематические шнуровки» и т.д.
8. Материалы для изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы.
Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий, в процессе нравственно- трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие:
- Активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
- Знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супер-маркет, интернет-магазин.
- Знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, модельер, рекламист и пр.)
- Бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.)
- С удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость.
- С удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.
- Осознают и соизмеряют свои потребности и возможности.
- Понимают, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
- Осознают, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых вещей.
- Контролируют ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
- Знают и называют разные виды рекламы, её назначение, способы воздействия. Знают, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
План проектных мероприятий
Время проведения | Мероприятия | задачи |
Сентябрь | 1.Разработка проекта. 2. Подбор методической и художественной литературы 3. Подбор наглядного, иллюстративного материала. 4. Обсуждение проекта с детьми и родителями. 5. Чтение художественной литературы по теме. 6. Знакомство с пословицами. | Познакомиться с методическими разработками по теме, подобрать иллюстративный, наглядный, дидактический материал, обсудить задачи проекта с родителями. |
Октябрь | 1.Беседа « Труд в жизни людей» 2.Чтение сказки о труде «Терем – теремок» В.Г.Сутеева 3.Словесная игра «Кому что нужно для работы» 4. Просмотр презентации « Все работы хороши» 5. Онлайн-экскурсия «В гости к фермеру» 6.Дидактическая игра «Какие ошибки допустил художник?» | Дать представление о труде, о существовании различных профессий, их отличительных признаках, воспитывать уважение к труду, |
Ноябрь | 1.Беседа « Что такое деньги». 2.Рассматривание современных денежных знаков нашей страны. 3. Дидактическая игра «Заплатки для денег» 4. Чтение произведения А. Романов «Чудеса в кошельке». 5. Беседа «Где и что покупают люди» 6. Рассматривание картины «В магазине» 7.Интерактивное занятие «Приключение монетки» 8. Оформление коллекции денег. «Мини-музей денег». | Познакомить детей с понятиями «денежные купюры», «карточка», «кошелек». |
Декабрь | 1.Беседа на тему «Товар и цена» 2.Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал» 3. Сюжетно-ролевая игра «Кафе» 4.Решение математических задач. 5.Дидактическая игра «Что быстрее купят» | Формировать представление о таких понятиях как « цена» и «товар», дороже, дешевле. |
Январь | 1.Беседа « Семейный бюджет» 2.Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет» 3. Дидактическая игра «Бюджет моей семьи» 4. Чтение сказки Л. Ястребова «Хранители бюджета» | Познакомить детей с составляющими семейного бюджета (зарплата, пенсия, дополнительный заработок). |
Февраль | 1.Ситуативный разговор «Что такое рынок» 2. Чтение стихотворения Ю. Тувина « Овощи» 3.Рассматривание картины «На рынке» 4. Сюжетно – ролевая игра «Ярмарка» | Развивать представление детей о том, что такое рынок. |
Март | 1.Беседа « Для чего нужна реклама» 2.Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама» 3.Ситуативный разговор «Знакомство с новыми профессиями» 4. Экскурсия – рассматривание рекламы на баннерах. 5. Дискуссия « Хорошо – плохо» | Дать представление о том, что такое «реклама», «рекламное агентство». Познакомить с профессией «рекламист», «рекламодатель»; развивать речь детей, логическое мышление. |
Апрель | 1.Беседа « В чем нуждается человек» 2.Чтение стихотворения К. Чуковского « Телефон» 3.Просмотр презентации «Все, что нужно мне для жизни» 4.Игры с разрезными картинками «Кому что нужно» | Формировать представление о понятии «потребности», их разнообразии, научить подбирать нужные человеку потребности, осознавать, что есть жизненно важные потребности. |
Май | Итоговое мероприятие совместно с детьми, родителями, воспитателями «Кулинарная академия» |
Критерии и показатели эффективности проекта
1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия «деньги», «цена», «товар», «труд»,
2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.
3. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.
4. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.
Итог проекта:
В процессе повседневной деятельности группы закрепляются экономические знания детей, полученные во время занятий, игр, бесед в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей.
Развивающая предметно-пространственная среда стала более насыщенной, доступной, вариативной для партнерского взаимодействия детей и взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экономическому воспитанию "Экономика - жизнь и игра"
Проект по экономическому воспитанию «Экономика – жизнь и игра» разработан в рамках тематической недели «Дом. Семья» комплексно-тематического планирования образовательной деятельности для д...
Финансовая грамотностьПроект по экономическому воспитанию «Экономика – жизнь и игра»
Аннотация проектаПроект по экономическому воспитанию «Экономика – жизнь и игра» разработан в рамках тематической недели «Дом. Семья» комплексно-тематиче...
Проект по экономическому воспитанию «Экономика – жизнь и игра» !
Проект по экономическому воспитанию «Экономика – жизнь и игра» разработан в рамках тематической недели «Дом. Семья» комплексно-тематического планирования обра...
Проект по экономическому воспитанию дошкольников «Что такое экономика?
данная публикация содержит материалы для проведения краткосрочного проекта по экономике для детей старшей группы...
Практико - ориентированное занятие для педагогов по экономическому воспитанию "Путешествие в страну Экономика"
(интерактивная игра)...
Исследовательский проект по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Тропинка в экономику»
Исследовательский проект по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.Проект направлен на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современно...
Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание ребёнка через культуру: литературу, искусство, музыку, живопись»
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего усто...