"Эксперимент с воздухом"
методическая разработка (старшая группа)
- расширить представления детей о сферах человеческой деятельности (в науке), их значимости для жизни общества в целом;
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка (старшая группа) на тему:
«Эксперимент с воздухом»
Выполнила:
Юхновец Кристина Александровна
воспитатель ГБДОУ №14,
г. Санкт-Петербург
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
- расширить представления детей о сферах человеческой деятельности (в науке), их значимости для жизни общества в целом;
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
- развитие органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.
«Коммуникация»
- способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми;
- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
«Социализация»
- развивать у детей навыки сотрудничества работы в паре через экспериментирование;
- развитие сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу.
«Здоровье»
- закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;
- формирование умений у детей делать глубокий вдох, удерживать воздух и медленно его выдыхать.
«Безопасность»
- закрепление правил безопасности поведения во время проведения эксперимента с воздухом.
«Труд»
- развитие трудовой деятельности (самостоятельно готовить материал и пособия к совместной деятельности с детьми);
- воспитание уважительного отношения к труду людям науки.
«Чтение художественной литературы»
На предварительном этапе:
- развитие интереса детей к познавательной и художественной литературе.
«Музыка»
- обогащение музыкальных впечатлений у детей (шум ветра, вьюга, метель).
Оборудование: конверт, письмо с загадкой, веер, пакеты, , карточки-правила «Как вести себя в лаборатории?», модель с перечнем знаков (глаз, руки, ухо, нос, гиря, стаканы по количеству детей, трубочки и ёмкости, наполненные водой, салфетки, пластилин, резиновая игрушка, кусок резины, минеральная вода, стаканы пластиковые по количеству человек, , колпачки от фломастера, духи, лак для ногтей, приправа, порошок, бутылочка с микстурой, целлофановые пакеты по количеству детей, шарик, яблоко, вата, султанчики.
Ход занятия
Ребята, сегодня мне с утра почтальон принёс конверт для вас, а откуда, мы сейчас посмотрим (Страна Почемучек).
Давайте его откроем, что нам прислали?
Ой, а тут какая- то открытка с загадкой.
– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (воздух)
- Что же нам прислали из страны Почемучек? (Воздух)
- Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
- Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут.
А каким воздухом полезно дышать? Чистым. Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить загород, и.т.д.
А кому ещё нужен воздух? Рыбам, животным, растениям.
Правильно, всему живому.
И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов, а как это помещение называется? Лаборатория.
В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга.
Давайте мы представим, что вы приехали из разных городов на международную конференцию, чтобы поделиться своим опытом, и в нашей лаборатории, провести опыты.
- Скажите, какими качествами должен обладать научный сотрудник? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным).
Я приглашаю вас в лабораторию. Итак, я предлагаю вам познакомиться и сесть парами, я вас представлю друг другу по именам.
Вот теперь вы не дети, а научные сотрудники.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
- Очутились мы в самой настоящей научной лаборатории.
- Проходите, коллеги в научную лабораторию и располагайтесь.
Посмотрите на доску, нам предложена какая-то модель, как вы думаете, что здесь изображено? (глаз, руки, нос, ухо, гиря)
- Посмотрите на модель (глаз). Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?
Как можно увидеть воздух?
Эксперимент №1 «Как поймать воздух?»
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
- У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего)
- А мы проверим ваши версии.
Эксперимент №2 «Есть ли воздух в стаканчике?» (1 вариант)
- Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем к дну стаканчика.
Переворачиваем стаканчик вверх дном, держим стаканчик прямо вертикально и опускаем в большой стакан в ёмкость с водой, до дна ёмкости.
Затем стакан вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Проделываем опыт коллеги. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая)
Почему? Как считает?
Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стаканчике, он не пускал туда воду.
Эксперимент №3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой» (2 вариант)
Берёте трубочку, опускаете один конец в воду, а в другой дуете. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда в выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Давайте теперь посмотрим, что мы должны ещё сделать? Что дальше нарисовано на модели? Руки. Как вы думаете, что руки могут обозначать? Как почувствовать воздух?
Эксперимент №4 «Чувствуем воздух»рука
Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок).
А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).
Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его
- Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)
- А кто считает по-другому?
- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки).
- Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.
Посмотрите, на следующую модель, нарисовано «ухо» , на какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?»
Эксперимент №5 «Слышим воздух» ухо
Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
Возьми те по колпачку от фломастера, и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух. А теперь я подую в дудочку. Что вы слышите? Правильно ,звучание которое воспроизводится за счёт движения воздуха.
А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух коллеги? (Нам помогли колпачки от фломастера, дудочка, шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. На модели, какой следующий значок? «Нос». Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?
Эксперимент №6 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ» нос
Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Я вас приглашаю на ковёр, вначале мы должны подготовиться к эксперименту, для этого необходимо сделать специальные дыхательные упражнения.
Я предлагаю вам взять кусочки ваты, положить на ладонь, что необходимо сделать? Подуть. Сделайте глубокий вдох и сильно выдуйте его на вату. Чтобы ваша вата улетела дальше всех, как нужно подуть? Сильно.
Проводиться упражнение.
А теперь я вам предлагаю положить ваши ватки и взять в руки султанчики. Как вы думаете, как нужно подуть, чтобы дольше всех двигался ваш султанчик? Дуть нужно также сильно? Нет, необходимо сделать глубокий вдох и медленно выдувать воздух на султанчик.
Проводиться упражнение.
Итак, мы сделали дыхательные упражнения, и теперь кровообращение в головном мозге улучшилось, а значит, мы сможем внимательно сосредоточиться на следующем эксперименте.
Я каждому из вас предлагаю закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу и подумать к какой профессии относиться этот запах, например, хлеб-пекарь. Предложить ароматы: микстура, духи, лак, приправа, конфета, порошок. Дети стараются угадать по запаху профессию.
Микстура - фармацевт;
Духи - парфюмер;
Лак для ногтей - маникюрша;
Приправа – повар;
Конфета – кондитер;
Порошок – прачка;
Клей – плотник, столяр.
Молодцы вы совсем справились, а теперь я предлагаю вам последний аромат для всех, закройте глаза, предложить всем аромат яблока. Вы замечательно справились с заданием, и я предлагаю вам съесть кусочек яблока.
Коллеги я приглашаю вас снова в лабораторию, посмотрите у нас осталась одна модель, что это – «гиря». Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить? Имеет ли вес воздух?
Кто как думаете? Давайте проверим?
Эксперимент № 7 «Имеет ли воздух вес?» (вариант 1)
На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины
Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в
воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Эксперимент №8 «Живой пластилин» (вес воздуха вариант 2)
- Давайте нальем два стакана воды. В первый стакан — чистую воду, во - второй стакан - газированную.
- В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко). - Что происходит в первом стакане? Что происходит во - втором стакане?
В первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно.
Во - втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому: ( кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются, и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве).
- Верно, коллеги. Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары) и пластилин всплывает на поверхность.
Итак, коллеги, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом, я предлагаю вам заполнить нашу модель рисунками:
- как можно увидеть воздух;
- как почувствовать воздух?
- как услышать воздух?
- как воздух переносит запах?
- имеет ли воздух вес?
Коллеги, я предлагаю подойти вас и приклеить свои ответы на модель, напротив указанного значка.
Посмотрите на модели: (глаз, руки, ухо, нос, гиря) и давайте их заполним.
Увидели воздух:
- С помощью трубочек и ёмкости с водой.
- Когда наклонили стаканчик и опустили в воду, увидели пузырьки воды.
Почувствовали воздух;
- С помощью шариков, вееров, дули на ладонь.
Услышали воздух:
- С помощью колпачков, дудочки.
- С помощью шарика.
Воздух имеет вес:
- С помощью газированной воды и пластилина.
Воздух переносит запах
- С помощью закрытых глаз, смогли по запаху уловить аромат
Наш эксперимент подошёл к концу, вы все были внимательными, активными.
Уважаемые коллеги вы сейчас разъедитесь по разным городам, надеюсь, вы сможете повторить увиденными экспериментами, и сможете придумать новые. Мне очень понравилась ваша работа в лаборатории, вы с интересом, увлекательно проделывали эксперименты, как настоящие научные сотрудники. Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)».
Тема: «Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)»....
Видео занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)
МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия» с. Кемля Тема: «Открыт...
План (конспект) НОД «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)
План (конспект) НОД «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)Автор-разработчик: Феничева Л.А.Длительность: 25 минутЦель: познакомить детей с основными свойствами воздуха.Задачи...
Конспект НОД в старшей группе «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)
Цель: расширение знаний детей о свойствах воздуха...
Конспект НОД в старшей группе «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)
Расширение знаний детей о свойствах воздуха...
Картотека игр-экспериментов.Эксперименты с воздухом, с водой и красками. Часть 2
Эксперименты с воздухом, с водой и красками....
Тема: «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: «Удивительный воздух» (эксперименты с воздухом)...