Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности детей средней группе.
методическая разработка (средняя группа)

Миронова Татьяна Михайловна

Представлено тематическое планирование с названием игры-эксперимента, задачами и необходимым оборудованием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47

Перспективное планирование опытно-экспериментальной  деятельности детей в средней группе.

   

 

Составила: воспитатель                             МБДОУ «Детский сад № 47»           Миронова Т.М.

   

                                                                                                                           

г. Саров, 2020 г.

Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности детей в средней группе.

Месяц

Название игры-эксперимента

Задачи

Оборудование и материалы

                                                                                       октябрь

Строение веществ

Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе их изучения с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию.

Песок,  сахар-рафинад, лупа 3 или 5-кратного увеличения, по два стакана с тёплой водой, чайные ложки ( на каждого ребёнка).

Превращение

Знакомство со словом «превращение». Формирование действия превращения на основе практических действий с пластилином.

Картинки с изображением маленьких и больших деревьев, животных; пластилин, медицинский бинт, разрезанный на части по 5-10 см.

Почему песок хорошо сыплется?

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, сито.

Посадим дерево

Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Емкости с песком, глиной, палочки.

                                                            ноябрь                                                                          

 ноябрь

Почему все звучит?

Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.

Откуда берется голос?

Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

 Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.

Что в пакете?

Обнаружить воздух. Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

Ленточки,  воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой. Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом).

Загадочные пузырьки

 Обнаружить воздух в других предметах. 

Емкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.

                                                 

                                                                                                              декабрь

Угадайка

Понять зависимость веса предмета от материала.

Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева (без пустот внутри), металла, поролона, пластмассы, емкость с водой, емкость с песком, шарики из разного материала, покрытые одинаковой краской.

Резина, ее качества и свойства

Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства(плотность, упругость, эластичность). Формирование действия превращения.

Резиновые предметы:  игрушки, воздушные шарики картинки с изображением резиновых предметов, карточки-схемы.

Волшебная рукавичка

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.

Мы — фокусники

Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри.

                                                         

                                     январь

Какие особенности у тёплой и холодной воды?

Исследовать взаимо-действие природных материалов с водой.

Таз с водой, ложка, одноразовые стаканчики с песком, солью, сахарным песком, семечками, веточками, камнями.

Термометр

Познакомить с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию.

На каждого ребёнка чайные ложки из нержавеющей стали, по два стакана воды: горячей (40-50 гр.) и холодной из холодильника.

Свет вокруг нас

Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света.

Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик и пр.), несколько предметов, которые не дают света.

Волшебные лучи

Понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.

Настольная лампа, два фонарика разной мощности.

     

    февраль

февраль

«Умный» нос

Познакомить с функцией носа, его строением.

Определить по запаху предметы, познакомиться с особенностями работы носа.

Рисунки (контурные) профилей с разной формой носа (орлиный, пуговкой, курносый и др.), схематичное изображение носа. 

Различные продукты с характерным запахом,  емкости, содержащие пахучие вещества (укроп, чеснок, лимон, духи), картинки с изображением соответствующих продуктов, предметов.

Свойства веществ

Формирование представлений о свойствах жидких и твёрдых веществ. Развитие способностей к преобразованию.

На каждого ребёнка деревянная палочка, кусок пластилина, стакан с водой и пустой стакан.

Куда пропал снег?

Формировать представление об агрегатном превращении снега, его составе.

Прозрачная ёмкость наполненная снегом, линейка, фломастер.

Посадка лука.

Сравнить результаты посадок луковиц в почву, песок и глину.

Горшок с почвой, горшок с глиной, горшок с песком, три луковицы, вода, столовая ложка, простой карандаш.

                             

    март

Как развивается растение?

Выделить циклы развития растения: семя -> росток —» растение.

Семена, предметы ухода за растениями; влажная ткань, лупа.

Тепло — холодно

Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения.

Семена овощей (огурцов, гороха, фасоли), емкости для замачивания, ткань.

Твёрдое-жидкое

Формировать представление о жидких и твёрдых веществах. Формировать действия превращений.

Кусочек льда на каждого ребёнка, стакан, бутылка с замороженной водой, таз с тёплой водой, картинки с изображением зимы и лета, карточки-схемы.

Конденсация

Формировать представления о конденсации воды-превращении пара в воду при охлаждении пара. Развитие способностей к преобразованию.

Зеркало, стекло. Вода в чайнике. Картинки: избушка на курьих ножках, Баба-Яга, Настенька, ручеёк.

                         

апрель

Стирка и глажение белья

Формировать представление о испарении воды. Развивать способность к преобразованию.

Кукольная одежда, тазик с водой, горячий утюг; картинки: грязный ребёнок, чистый ребёнок.

Простые опыты с бумагой

Узнать, можно ли удержать бумагой сыпучий материал.

Тетрадный лист, горох или крупа, матерчатый носовой платок.

Простые опыты с бумагой

Проверить, сколько места занимает бумага в пространстве. Формирование действия превращения.

Коробки из-под обуви, стопка газет, ножницы.

Пластмасса, ее качества и свойства

Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, теплопроводность).

Пластмассовые стакан-чики, вода, предметы из пластмассы.

Научно- методическая литература:

1.О.В.Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М.-Сфера, 2002.-192с.;

2.М.Султанова.Простые опыты с бумагой. Простые опыты с природными материалами.-М.:Хатбер-пресс, 2014.;

3. Дыбина О. В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста/О. В. Дыбина. - Тольятти: Изд-во фонда «Развитие через образование», 2002. – 130 с.;                                                                                                                      4.Н.Е. Веракса, О.Р.Галимов. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по салфеточной аппликации для детей средней группы

Перспективное планирование по салфеточной аппликации для детей средней гуппы...

Перспективный план по культурно – гигиеническим навыкам детей средней группы

В плане отображены: навыки личной гигиены, самообслуживание, навыки культурной еды, воспитание навыков культурного поведения....

Перспективный план по теме «Человек», для детей средней группы.

Планирование работы с детьми средней группы по теме "Человек"....

Перспективный план по культурно – гигиеническим навыкам детей средней группы

Перспективный план по культурно – гигиеническим навыкам  детей средней группы...

Перспективный план по организованной образовательной деятельности в средней группе.

В данном материале представлено тематическое планирование НОД для средней группы. По каждой теме подобраны соответсвующие занятия, указана литература, которой можно воспользоваться. Для каждой темы по...

Пример составления техкарты к НОД по формированию познавательно-исследовательской деятельности с использованием элементов опытно-экспериментальной технологии. Для детей средней группы. "Живые краски."

Данный материал поможет педагогам правильно, в виде технологической карты, оформить конспект НОД и предоставит возможность познакомится с использованием нестандартного подхода  к организации иссл...