Квест-игра как форма развития познавательной активности дошкольников
презентация к уроку (средняя группа)

Демиденкова Наталья Васильевна

Организация образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС ДО реализуется через интеграцию различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы.

Одной из новых и эффективных форм развития дошкольников, входящих в игровую технологию, является квест-игра, содержащая комплекс условий для познавательной активности, развития самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста. В своей педагогической деятельности я стараюсь, иди в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия с детьми, отталкиваюсь в первую очередь от интересов, и предпочтений моих воспитанников.

Один из принципов стандарта гласит: реализация программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательно-исследовательской деятельности в форме творческой активности, обеспечивающей художественно эстетическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Квест-игра как форма развития познавательной активности дошкольников

Организация образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС ДО реализуется через интеграцию различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы. Одной из новых и эффективных форм развития дошкольников, входящих в игровую технологию, является квест-игра, содержащая комплекс условий для познавательной активностиразвития самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста.

В своей педагогической деятельности я стараюсь, иди в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия с детьми, отталкиваюсь в первую очередь от интересов, и предпочтений моих воспитанников. Один из принципов стандарта гласит: реализация программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игрыпознавательно-исследовательской деятельности в форме творческой активности, обеспечивающей художественно эстетическое развитие.

Как и у большинства моих коллег, у меня не раз возникал вопрос«Как сделать так, чтобы ребенок, играя, развивался Изучая методическую литературу, информацию в сети интернет, методические разработки коллег натолкнулась на интересную идею – организация образовательной деятельности в виде игры – квест.

Проанализировав информационные источники, я сделала несколько выводов:

1. Квест-технология в общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Важную роль в этом сыграли не только детские психологи, но и появившиеся много лет назад компьютерные игры жанра quest. Квест (от англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений») – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда проблем, трудностей.

2. Квест – это игровая форма, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, причем мотивация у ребенка сохраняется на протяжении всей игры.

3. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

4. Квест - технология направлена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Квест как форма обучения детей в ДОУ способствует развитиюдеятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.

Основополагающие принципы квеста для детей дошкольного возраста это:

1. доступность – все вопросы и задания должны соответствовать возрасту;

2. системность – задания должны быть логически связаны друг с другом;

3. эмоциональная окрашенность заданий;

4. разумность по времени – необходимо рассчитать время на выполнение заданий, чтобы дети не потеряли интерес;

5. разнообразие видов активности;

6. прогнозируемость – наличие четко сформулированной цели и видимого конечного результата; безопасность, уважение и диалогичность.

Квест - универсальная игровая технология включающая соревновательные механизмы, повышает качество выполнения заданий, дает возможность самостоятельно осваивать новые знания, позволяет за короткое время вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности.

Квесты позволяют объединить всех участников образовательных отношений (детей, родителей и педагогов) в решении образовательных задач в игровой сюжетной и занимательной форме.

В структуру «квест-игры» входит общая игровая цель, которая известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. При формировании развивающей предметно-пространственной среды учитываем, чтобы пространство мотивировало детей на развитие творческого воображения, познавательной активности, любознательности и т. д. Создание такой среды, подбор необходимых для этого атрибутов является значимым шагом к достижению поставленных целей в квест-игре. При подборе заданий опираюсь не только на имеющиеся уже у детей знания, но и на «зону ближайшего развития» детей. В процессе игры воспитанники последовательно движутся по этапам, решая различные (активные, логические, поисковые, творческие и пр.). Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т. п. Участники объединены в игровые команды, либо все находятся в одной команде. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща. Игроков сопровождает воспитатель или родитель, который обеспечивает безопасность, консультирует, оказывает помощь в решении организационных вопросов. По результатам выполнения каждого задания участники проводят рефлексию деятельности группы. Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:

• образовательные: участники усваивают новые познавательные знания и закрепляют имеющиеся, активизировать интерес к познанию окружающего мира;

• развивающие: в процессе игры происходит повышение образовательной

мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;

• воспитательныеформируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие.

Квест-игра реализуется через интеграцию всех образовательных областей, поскольку во время решения поставленных задач происходит практическоесоединение разнообразных видов деятельности:

-игровой (дидактическая, подвижная, спортивная);

-социально-коммуникативной (развитие речи, здоровьесбережение, ОБЖ);

-художественно-изобразительной (рисование, конструирование и т. д.);

-познавательно-исследовательской (окружающий мир, география, космос, техника и т. д.);

-театрально-музыкальной;

-восприятие художественной литературы и знакомство с народным творчеством.

Квест – игра имеет ряд особенностей:

1. образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер;

2. целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активности ребёнка;

3. образовательный процесс может быть организован в форме обучающей игры, творческой деятельности, познавательной и поисковой деятельности детей; может быть как индивидуальным, так и коллективным;

4. роль педагога-наставника в квест - игре организационная, т. е. педагог определяет цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

Свою практическую деятельность по реализации квест – технологии я начала с изучения потребностей воспитанников. Чтобы понять, что интересно детям и о чем они хотят узнать. Затем был составлен план мероприятий проведения образовательной деятельности в форме квест – игры. За учебный год я разработала и реализовала 6 игр«В поисках пиратских сокровищ» (летний период, «В поисках пиратских сокровищ (зимний период)», «По следам Буратино»«Машины шалости»«В здоровом теле, здоровый дух»«Навстречу Весне».

Анализ результатов.

При анализе диагностического материала я особо выделила критерий «умение участвовать в обсуждении». Так как этот критерий подразумевает умение ребенка слышать и слушать друг друга, разумно и доброжелательно возражать взрослым, умение отстаивать свою позицию. Для меня это было важно и с точки зрения межличностных отношений между воспитанниками, поскольку в группе есть значительное количество детей, которые занимают лидерские позиции среди детского коллектива. Поэтому взаимоотношения среди детей не всегда складываются легко и гармонично.

С применением новой технологии у меня появилась еще одна возможность дать каждому ребенку почувствовать себя успешным, раскрыть его способности, таланты и в то же время это помогло сплочению детского коллектива.

Ребята в моей группе стали чаще замечать достижения других воспитанников, при выборе игры могут бесконфликтно распределить роли, например, используя считалку.

Главное преимущество квест-технологии в том, что такая формаорганизации образовательной деятельности помогает педагогам строить свою работу в соответствии с принципами и задачами ФГОС ДО.

Технология способствует созданию условий развития ребенка для позитивной социализации, личностного развитияразвития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поисково-исследовательская деятельность как форма развития познавательной активности дошкольников.

Муниципальное образовательное учреждение«Детский сад компенсирующего вида № 400»ОАО г.Омск  Консультация для воспитателей"Поисково-иследовательская деятельность как форма развития позн...

психолого-педагогическая мастерская «Квест-игра как эффективная форма развития познавательной активности дошкольников»

Наиболее эффективными в плане актуализации познавательной активности являются интерактивные технологии обучения. Общеизвестно, что интерактивные технологии обучения представляют собой процесс, основан...

Квест-игра как форма развития познавательной активности дошкольников

Организация образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС ДО реализуется через интеграцию различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы.Одной из новых и эф...

Метод работы с закрытой картиной, как одна из форм развития познавательной активности дошкольника

Как сформировать у дошкольников умение задавать вопросы и  с их помощью выяснять содержание картинки, которую они не видят....

Музейное занятие как одна из современных форм развития познавательной активности дошкольников.

В статье отражается современная форма работы с дошкольниками- музейное занятие...

КВЕСТ-ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

В статье представлено применение технологии квест-игра в образовательном процессе дошкольной организации. Представлена классификация и опыт работы в применении квест-игр. Дано понятие «образоват...