Консультация для молодых педагогов "Каждая проблема имеет решение"
консультация
Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление педагога происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование, к сожалению, не гарантирует успех начинающему воспитателю или учителю. То, что мы получаем в теории, в большинстве случаев не совпадает с практикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystuplaeniya.docx | 32.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Радуга»
1 занятие
«Школы молодого педагога»
Тема: «Каждая проблема имеет решение»
Подготовила:
Шамрай Ю.П.
Заместитель заведующего по ВОР
Меркурьева Е.А.
педагог дополнительного образования
п.Тазовский
2019
Ход мероприятия:
- Сегодня мы с вами собрались на первую встречу «Школы молодого педагога», тема которой выражена словами американского журналиста Нефа Эвви: «Каждая проблема имеет решение».
- Подумайте, о чем сегодня мы будем говорить?
- Почему мы будем говорить об этом?
- Зачем об этом нужно говорить?
Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление педагога происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование, к сожалению, не гарантирует успех начинающему воспитателю или учителю. То, что мы получаем в теории, в большинстве случаев не совпадает с практикой.
По истечении некоторого времени вы уже можете назвать проблемы, с которыми вы столкнулись, приступив к исполнению своих должностных обязанностей.
- Педагоги перечисляют проблемы и трудности, с которыми столкнулись
- Сейчас я вам предлагаю пройти тест, насколько у вас сформировано представление о педагогической деятельности
Тест для молодого воспитателя
Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые, на Ваш взгляд, в наибольшей степени отражают Ваше отношение к деятельности молодого специалиста.
1. Поступление на работу в детский сад:
а) Не ищи зайца в бору - на опушке сидит.
6) Ехал к вам, да заехал к нам.
в) Попался как кур в ощип..
2. Первый самостоятельный опыт работы:
а) Прежде веку не помрешь.
б) Летать летаю, а сесть не дают.
в) Как ступил, так и по уши в воду.
3. Отношение к наставничеству:
а) Наука учит только умного.
б ) Болящий ожидает здравия даже до
в) Кабы знать, где упасть, так и соломки бы подослал.
4. Проведение занятий с детьми:
а) Пал не пропал, встал не устал.
б) Учи других - и сам поймешь.
в) Ехала кума неведомо куда.
5. Проведение режимных моментов:
а) День - в день, топор - в пень.
б) Жив Курилка.
в) Что ни хвать, то ерш да еж.
6. Родительские собрания:
а) Не трудно сделать, да трудно задумать.
б) Первый блин комом.
в) Жаловался всем, да никто не слушает .
7. Участие в педагогическом совете:
а) Живет и эта песня для почину.
б) Стрелял в воробья, а попал в журавля.
в) Фасон дороже приклада.
8. Итоги учебного года:
а) Не то дорого, что красного то дорого, что доброго мастерства.
б) За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.
в) Вечер - плач, а заутре - радость.
Ключ к тесту:
Если преобладают ответы типа а – у Вас сформированы устойчивые npeдставления о себе как потенциальном педагоге (каким Вы могли бы стать) и реальном педагоге (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже сейчас учиться у более опытных коллег и успешно работать по выбранной специальности.
Если преобладают ответы типа б – у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о peальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со cтороны: Вы увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный , присущий только Вам стиль педагогической деятельности.
Если преобладают ответы типа в – у Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в сво их силах и пассивности. Попробуйте приду мать идеальный образ себя - педагога, и Вы убедитесь, что разница между Вашими воз можностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!
Такие тесты, несмотря на их юмористическую направленность, позволяют определить одно из самых важных качеств молодо го специалиста - "педагогическую стрессоустойчивость": для ответов типа а - она является нормальной, типа б - неустойчивой, типа в - свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в про цессе адаптации (корректирующего контро ля со стороны наставника, его эмоциональной поддержки).
В работе воспитателя, как и в любой другой деятельности, необходим порядок и планомерность. Только при этих условиях, возможно, получить удовлетворение. Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако своевременно и корректно оформленная документация, может стать нашим первым помощником, т.к. порядок в документации, умение быстро найти и проанализировать имеющиеся материалы помогут педагогу при подготовке к новому учебному году, аттестации воспитателя.
Документация воспитателя включает в себя следующие подпункты:
- Обязательная документация, куда входят все документы, связанные с организацией воспитательного процесса.
- Информационно – нормативная документация, в данный подпункт входят все служебные и должностные инструкции, общие сведения о группе, информация о методическом обеспечении воспитательно – образовательного процесса группы.
Обязательная документация!
- Рабочая программа.
- Календарный план воспитательно-образовательной работы,
- Табель посещаемости детей.
- Паспорт группы.
Информационно-нормативная документация воспитателя:
1. Служебные и должностные инструкции:
1. 1. Должностная инструкция воспитателя дошкольных групп.
1. 2. Инструкция по охране жизни и здоровья детей ДОУ.
1. 3. Сезонные инструкции по технике безопасности работы на участке.
- 4. Инструкция по технике безопасности при организации занятий на физкультурной площадке.
- Общие сведения о группе:
- 1. Список детей группы (с указанием даты рождения и даты поступления в ДОУ).
- 2. Режимы группы (на холодный, теплый, адаптационный периоды года).
- 3. Сетка НОД (основная и дополнительных занятий в кружках).
- 4. Листки адаптации (для вновь поступивших детей).
- 5. Сведения о детях и их родителях.
- Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса
- 1. Основные направления работы и годовые задачи МДОУ на текущий год.
- 2. Перечень программ и педагогических технологий, используемых воспитателем (составляется вместе со старшим воспитателем).
- 3. Перспективное планирование по разделам программы.
- 4. Материалы для диагностики по основным разделам программы.
- 5. Памятки, рекламные проспекты для педагога по результатам областных и городских мероприятий (курсы, семинары, методические объединения).
Попробуем рассмотреть значение каждого документа в отдельности.
1. Рабочая программа группы.
Рабочая программа воспитателя — должна быть составлена на основе образовательной программы ДОУ. Она должна быть построена в соответствии с возрастными, психологическими и индивидуальными особенностями детей.
Примерная структура рабочей программы воспитателя
- Титульный лист (наименование, статус программы, автор программы)
- Пояснительная записка (концепция, цели и задачи курса, структура программы и пояснения к ней, особенности программы)
- Объем учебной нагрузки
- Календарно-тематический план
- Содержание учебного материала, включающего в себя, федеральный, региональный компонент государственного образовательного стандарта, предусмотренный примерной программой
- Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы
- Список литературы
- Календарный план группы.
Технология разработки календарных планов
- Общий алгоритм — канва.
- Начинать написание плана с режимных моментов: утро; день; вечер; минимум на две недели.
- Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.
- Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.
- Учитывать степень усложнения материала.
- Соответствие программно-методическому обеспечению.
- Включать все виды деятельности.
- Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.
2. 1. Алгоритм составления календарного плана воспитателя.
- Титульный лист
- Список детей группы, с указанием даты рождения детей.
Для коррекционных групп (логопедические, дефектологические), список детей по подгруппам, с указанием диагноза ПМПК.
- Расписание сетки НОД на неделю (согласно количеству занятий по программе и требованию санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.4. 1. 3049-13)
- Планирование утренней гимнастики (с изменениями на 2 неделю)
- Комплекс артикуляционной гимнастики.
- Комплекс пальчиковой гимнастики.
- Комплекс гимнастики пробуждения
- План взаимодействия с родителями.
- Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты),
планирование совместной деятельности воспитателя с детьми,
планирование самостоятельной деятельности детей.
3. Табель посещаемости детей группы.
Табель посещаемости, необходим для того, чтобы ежедневно фиксировать количество детей в группе. Это помогает обеспечить питание детей и планомерное проведение занятий (раздаточный материал для каждого ребенка). Также табель посещаемости, помогает воспитателю, медицинскому персоналу, отследить заболеваемость детей в определенный период.
4. Сведения о детях и их родителях.
В официально принятой практике в специальном журнале (тетради) обычно имеются следующие сведения о детях, посещающих группу:
- Фамилия, имя ребенка
- Дата рождения
- Адрес проживания и телефоны
- ФИО родителей, бабушек и дедушек
5. Журнал приема и сдачи смен.
Данный журнал свидетельствует о приеме и сдачи смен двумя воспитателями, работающими на данной группе.
В журнале указывается дата и фиксируется количество детей, которые воспитатель принял в группу, делаются отметки о состоянии здоровья детей (кожа, температура, педикулез). А также воспитатель делает пометки об изменениях, которые произошли в группе течении первой половине дня (уход детей домой, по причине родителей, ребенок заболел и.т. д.). Второй воспитатель, заступивший на работу и работающий во вторую половину дня, также делает в журнале запись о том, какое он количество детей принял, как прошел сон детей, отмечает какими дети ушли домой (здоровые, или же у кого — то из детей поднялась температура, могла случиться травма и.т. д.). Все вышеуказанное, должно найти свое отражение, в журнале приема и сдачи смен.
6. Журнал питьевого режима.
В соответствии с режимом СанПиН питьевой режим в ДОУ организован с использованием кипяченой воды при условии её хранения не более 3 — х часов.
Следовательно, воспитатель, должен каждые последующие три часа, менять воду в графине, (не зависимо от того, была ли она использована или нет). Тара перед каждым забором воды обрабатывается, время каждого забора воды фиксируется в журнале питьевого режима группы.
7. Журнал наблюдения за длительно отсутствующими детьми.
В группах дошкольного возраста ведется журнал наблюдения за длительно отсутствующими детьми. Которые отсутствовали после перенесенного заболевания, а также отсутствия более 3 дней (за исключением выходных и праздничных дней), детей принимают в дошкольные организации только при наличии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания.
В журнале осуществляется утренний и вечерний фильтр, оформленный в виде таблицы. В группах раннего возраста, ведется тетрадь ежедневного наблюдения за детьми, где отмечается утренний и вечерний фильтр (температура, зев, кожа, педикулез), а также сетка стула (наблюдение ведется в первую и вторую половину дня).
8. Журнал кварцевания.
Журнал кварцевания необходим для отслеживания проведения профилактических мер вследствие эпидемиологических вспышек в группе.
В журнале отмечается дата кварцевания, наличия кварцуемого помещения, условия обеззараживания, длительность и режим облучения.
9. Журнал (план) по самообразованию.
Общество постоянно предъявляет требования к системе образования. Воспитатель обязан своевременно знакомиться с новациями, пополнять профессиональный потенциал, совершенствовать педагогическое мастерство, применяя на практике новые образовательные технологии. Воспитатель должен вести тетрадь по самообразованию, записывая в нее название изученной литературы, название и автора заинтересовавшей его статьи, указывая страницы с наиболее значимой информацией. Далее следует обсудить изученный материал с коллегами на педагогическом совещании или педсовете. При использовании новаций необходимо приобрести или изготовить дидактические пособия согласно рекомендациям автора. т.е. представить практическое применение изученной темы. Тема по самообразованию, должна соответствовать задачам ДОУ на новый учебный год.
10. Индивидуальная карта развития ребенка.
Цель Карты – организация помощи детям и педагогам в создании оптимальных условий обучения с учетом индивидуальных особенностей на основе проведения комплексного диагностического обследования.
11. Мониторинг.
Диагностику воспитатель должен проводить в начале, середине и конце учебного года, что даст ему возможность сравнить результаты усвоения детьми программы и своевременно провести коррекцию познавательных процессов в сторону достижения ребенком возрастных норм.
Все результаты мониторинга отражаются в нескольких документах;
- Срезы по каждым образовательным областям.
- Сводная таблица, датированная датой и месяцем проводимого обследования.
- График уровня развития мониторинга.
- Информационная справка на начало диагностирования и аналитическая справка на середину и конец года.
Технология составления Информационной справки.
- Указывается, общий показатель уровня освоения программного материала, а также чему равно процентное отношение.
- Прописывается количество детей, их процентное соотношение, по каждому уровню развития усвоения программного материала.
- Указывается процентное соотношение детей (прописываются их фамилии, имена), показавшие по итогам диагностического обследования низкий уровень усвоения программного материала.
- Указываются предполагаемые причины данного явления.
- Делается анализ качества усвоения детьми по разделам образовательных областей программы по каждому уровню.
- Указывается предполагаемая причина низкого уровня.
- Делаются выводы.
- Проводится сравнительный результат диагностики, за год в виде диаграммы (начало года, середина, конец года).
- Указывается, кто составил справку, подпись.
- Паспорт группы детского сада.
Паспорт группы детского сада – это документ, отражающий структуру, условия, содержание работы данной группы, а также важнейшие показатели ее деятельности.
Паспорт группы детского сада разрабатывается на основе Положения о группе и отражает ее направленность (общеразвивающая, компенсирующая, комбинированная, оздоровительная).
Примерное содержание паспорта группы:
- Группа (название, возраст, направленность).
- Сведения о педагогах, работающих с детьми (Ф. И. О., образование, стаж работы, квалификация, сведения о курсовой подготовке).
- Списочный состав детей с датами рождения.
- Сведения о родителях.
- Социальный паспорт группы.
(Включает в себя информацию о Ф.И. О. ребенка, дату его рождения, Ф.И. О. родителей, информацию о детях из не полных семей, многодетных семьях, детей состоящих на попечении, дети, чьи родители инвалиды, семьи находящиеся в социально – опасном положении, малообеспеченные семьи)
- Табель посещаемости.
- Антропометрические данные детей группы.
(Антропометрическое исследование обязательно включает в себя измерение основных антропометрических показателей (рост, масса тела, окружности грудной клетки и головы. Антропометрическое исследование проводиться 2 раза в год. Весна — осень)
- Нозология заболевания.
(Указываются диагнозы детей, с которыми они поступили в ДОУ, это основной, речевой и сопутствующий)
- Лист здоровья детей.
Воспитатели работают в тесном контакте с медицинским персоналом детского сада. В практике важно выработать дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья. Для этого в группах имеются так называемые «Листы здоровья», которые заполняются медицинским персоналом. Как известно, для формирования правильной осанки и профилактики нарушений зрения немаловажное значение имеет правильная посадка детей за столом, для чего каждому ребенку подбирается комплект мебели. Рост и вес детей определяется 2 раза в год, соответственно и комплект мебели должен определяться 2 раза в год.
Врач осуществляет распределение детей по группам здоровья.
По результатам проф. осмотров (проводимых 2 раза в год в садовских группах и 4 раза в год в группах раннего возраста) в зависимости от характера и степени выраженности отклонений в состоянии здоровья детей, врач дает рекомендации, фиксируя их документально. В практической работе воспитателя важны именно рекомендации, а не клинический диагноз (он является врачебной тайной). Все перечисленное отражается в «Листе здоровья» на каждого ребенка.
- Лист врачебных назначений.
В листе врачебных назначений, указывается дата, вес ребенка, группа здоровья.
В группах компенсирующей направленности, вписывается заключение учителя — дефектолога, или учителя — логопеда, заключение педагога — психолога.
- Оборудование группы.
Данный документ оформляется в виде таблице, в которой указывается все оборудование группы (мебель), и его количество.
- Состояние условий для охраны жизни и здоровья детей в группе.
(В данном документе воспитатель отмечает состояние мебели, помещения группы, освещения, состояние пособий к занятиям, состояние игрового материала, подбор игрового материала, и ставиться отметка о том, кто провел проверку всего выше указанного. Данная проверка проводится каждую неделю, в течение всего года. Кроме того времени, когда дошкольное учреждение закрыто на плановый ремонт).
- Состояние условий для охраны жизни и здоровья детей в группе.
В данном документе еженедельно, в течение всего года, отмечается состояние группового участка, ограждение участка, выносной материал. Отмечается безопасность проведения прогулки, оборудование участка, выносной игровой материал. В зимний отрезок времени, отмечается заледенелость участка. И ставиться отметка о том, кто провел контроль. (Зав. ДОУ или заместитель заведующего по ВОР.)
- Служебные и должностные инструкции:
- Должностная инструкция воспитателя.
- Должностная инструкция младшего воспитателя.
- Инструкция по охране труда для воспитателя.
- Инструкция по охране труда для младшего воспитателя.
- Инструкция по безопасности проведения спортивных мероприятий, аттракционов, подвижных игр.
- Инструкция № 50 по применению углекислотных огнетушителей.
- План – инструкция, определяющая действия персонала МАДОУ детский сад № 1 по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации детей на случай возникновения пожара.
- Инструкция действий персонала на случай возникновения пожара в здании.
- Инструкция по эксплуатации бактерицидного облучателя ОБН – 45ОП.
- Инструкция воспитателя по предупреждению детского дорожного травматизма.
- Первая помощь при несчастных случаях.
Рефлексия
И в конце нашей встречи предлагаю закончить следующие предложения.
Варианты:
- "На сегодняшнем занятии я понял, я узнал, я разобрался…";
- "На этом занятии меня порадовало…";
- "Я похвалил бы себя…";
- "Особенно мне понравилось…";
- "После занятия мне захотелось…";
- "Сегодня мне удалось…".
Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дошкольный туризм: проблемы, поиски, решения (консультация для родителей)
Консультация для родителей...
Консультация :Эмоциональное благополучие дошкольника: проблемы и пути решения
Консультация :Эмоциональное благополучие дошкольника :проблемы и пути решения...
Консультация для родителей "Замкнутый ребенок : пути решения проблемы".
Подсказка для родителей что делать если ваш ребенок замкнулся в себе....
Консультация. Речевое развитие. Проблемы. Пути решения
Консультация. Речевое развитие. Проблемы. Пути решения...
Консультация для педагогов «Возможные проблемы в работе по самообразованию педагога и пути их решения»
laquo;Возможные проблемы в работе по самообразованию педагога и пути их решения»...
Консультация для родителей «Если ребёнок имеет проблемы в общении со сверстниками».
Консультация для родителей «Если ребёнок имеет проблемы в общении со сверстниками»....