Познавательно - исследовательская деятельность как условие формирования желания учиться у дошкольников.
статья

Богер Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

Богер Наталья  Владимировна

Воспитатель

МДОУ ЦРР детский садик  «Снежинка» № 3 . Нерюнгри.

Познавательно - исследовательская деятельность как условие

формирования желания учиться у дошкольников.

    Уважаемые коллеги , сегодня  я хочу вам  рассказать, как познавательно – исследовательская деятельность формирует  у дошкольников желание учиться.

    Стандарт новой системы образования предполагает использование в образовательном  процессе новых  технологий. В современном  образовании  возникает насущная потребность в активных формах обучения.

    Сегодня многие дошкольники, так же как и школьники, свободно пользуются компьютером, без труда осваивают новые модели различных технических устройств. Вместе с тем, современная ситуация отличается парадоксальностью – детям предлагают все  новые формы, способы и средства деятельности, но при  этом снижается  их познавательный интерес.

    Я полагаю, что и в детском саду и в школе мы сейчас довольно часто сталкиваемся с тем, что у многих детей не возникает естественного желания узнать, как устроен какой либо предмет, почему возникает то или иное явление. У детей нет удивления от с деланного открытия, понимания тайны.

Почему?

    Мне кажется,  причина в том, что современный ребёнок всё получает в готовом виде, без труда и без понимания.

    А ведь каждый ребёнок рождается  любознательным. Это естественное свойство подстёгивает обучение. Но чтобы  любознательность была созидательной, её надо культивировать, нужно поощрять активность ребёнка.

Бельгийский учёный  Нюттен провёл такой эксперимент:

     В экспериментальной комнате было установлено два автомата – А и Б. автомат А был весь блестящий, с разноцветными лампочками, яркими ручками. Автомат Б выглядел значительно проще, в нём не было ничего ни разноцветного, ни яркого,  но зато в этом автомате ручки можно было двигать и в зависимости  от этого самому включать и выключать лампочки.

    Когда пятилетние дети, участвовавшие в эксперименте, входили в комнату, то, конечно, они  прежде всего обращали  внимание на  нарядный автомат А. Поиграв с ним, они обнаруживали автомат Б, и он – то оказывался для них самым интересным. Дети двигали ручки, включали и выключали лампочки – словом, исследовали.

     Можно сделать вывод: познавательная потребность характеризуется, прежде всего, активностью!

    В свете внедрения Стандарта в школе и в детском саду мы много говорим  о преемственности. Мы много над  этим  думали и думаем…  И нам, педагогам-дошкольникам хочется, чтобы в школу от нас приходили дети самостоятельные, думающие; мы стараемся развивать в детях качества, обеспечивающие  социальную успешность,  развивать умение адаптироваться к новым условиям и находить выход из трудных жизненных ситуаций.

Как? Какими формами и методами? Ведь их много.

     Мы  подумали о том, что дети дошкольного возраста – это прирождённые исследователи. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх, легко запоминаются  детьми.  Важно помнить то , что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путём выучивания, а те что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя как учёный , т. е. проводя  исследования,  ставя эксперименты, чем получать добытые кем- то знания в готовом виде.

      При помощи познавательно- исследовательской деятельности  мы приводим детей к мысли насколько интересно и увлекательно учиться!  

     Хочется сказать о том, что темы экспериментов и опытов подсказывают наши дети. Например, летом на прогулке ребята мне задали вопрос- почему после дождя на земле так много дождевых червяков?

      Есть хорошее высказывание « Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Для меня важно, чтобы дети сами поняли, почему происходят те или иные явления.

      Поэтому я решила провести вместе с ними опыт с почвой и водой. В ёмкость с почвой мы налили воду, дети увидели выходящие из почвы пузырьки  воздуха. Мы вместе увидели, что воздух вытесняется водой и сделали вывод: червяки покидают свои норки, потому, что им нечем дышать.

      Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследований не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам « узнать», «выяснить», «понять» и «сделать вывод»!  

      Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, вызывающей  желание учиться!

     Мы надеемся, что наши воспитанники придут в школу с большим желанием учиться и получать новые знания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника.

               Дети испытывают  большую радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших «открытий». В процессе исследования дошкольни...

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника.

Доклад на педсовете. Познавательно -исследовательская деятельность, как средство формирования интелектуальной личности дошкольника.«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но откр...

Конспект НОД в области « Познания» познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе « Формирование у дошкольников временных представлений и их последовательности».

Познакомить детей с понятием сутки, дни недели, неделя. Сформировать представление о том, что утро, день, вечер, ночь образуют сутки, семь суток – это неделя и в этом случае сутки называют днями недел...

Педагогический проект "Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности старшего дошкольника"

Педагогический проект по познавательно - исследовательской деятельности для детей 6-7 лет....

Конспект-занятие по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Зима белоснежная» для дошкольников младшей группы 3-4 года

quot;Зима белоснежная"Цель: закрепление знаний о времени года - зима.Задачи: Образовательные: учить сравнивать разные времена года, отмечая характерные признаки каждого; уточнить, что все времен...

Познавательно- исследовательская деятельность на занятиях лепкой с младшими дошкольниками

Для детей раннего и  младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот период жизни идет через чувс...