Познавательно- исследовательская деятельность на занятиях лепкой с младшими дошкольниками
опыты и эксперименты по аппликации, лепке (младшая группа)

Чеботарёва Людмила Михайловна

Для детей раннего и  младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот период жизни идет через чувства и ощущения.  На занятиях лепкой решаются конкретные исследовательские задачи. Освоение пластических свойств пластилина- месить, похлопывать, отрывать, отщипывать. Еще учимся соединять вместе, мять, сжимать, сплющивать, делать углубление пальчиком. Важно, что занятие лепкой учит детей синхронизировать работу обеих рук сразу и координировать работу глаз.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно- исследовательская деятельность на занятиях лепкой с младшими дошкольниками.

Выполнила: Чеботарёва Людмила Михайловна, воспитатель.

Образовательная организация: МБОУ «Малоенисейская СОШ»- структурное подразделение.

Для детей раннего и  младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот период жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.

При организации опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитываю возрастные особенности детей. Поэтому занятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать. Для того, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них творческую активность, предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово. Для развития игровой ситуации использую сказочного персонажа.

Детская любознательность активно привлекается на всех видах занятий в ДОУ : по изучению окружающего мира, творческих (рисование, лепкаконструирование, музыкальных и др. Занятия исключительно исследовательской деятельностью занимают малую часть в образовательном процессе. Главное, чему дети учатся на этих занятиях, — способности познавать мир через действие и созерцание.

С младшими дошкольниками наиболее эффективная исследовательская деятельность проводится в рамках исследовательско- творческих проектов. Исследовательские проекты включают ряд образовательных мероприятий и затрагивают различные сферы детской активности, в том числе художественное творчество. Совместно с детьми ставим опыты, просматриваем иллюстрированные альбомы и короткие мультфильмы по теме проекта, создаем поделки.

Работая в детском саду, меня всегда тянуло к художественным – творческим занятиям лепке и рисованию. Дети в моей группе от 2 до 3 лет, я обратила внимание, что в период адаптации очень трудно детям успокоиться без родителей, а занятие лепкой очень отвлекают ребятишек от грустных мыслей и с удовольствием включаются в совместную работу по лепке. Перед началом занятия я говорю детям что будем лепить, то все дети с радостью бегут к столу и перестают плакать начинают рассматривать как я готовлюсь к занятию и спрашивают, что мы будем делать. Одной из причин выбора данной темы это то, что родители не хотят давать детям пластилин дома, так как это грязь- нужно потом убираться, испорченные вещи, поэтому родители лишают детей этого полезного и интересного для них занятия. А водить детей в студии или кружки не многие родители имеют возможность.

В рамках проекта по пластилинографии «Дефиле сказочных героев», мы с ребятами уделили не мало внимания свойствам, особенностям пластилина.

Целью исследовательской работы стало изучение свойств пластилина и его творческое использование.

Задачи:

Познакомиться с историей пластилина.

Экспериментальным путем отметить особенности пластилина, его свойства.

Рассмотреть творческое использование пластилина.

«Пластилин – это пластичный материал для лепки, состоящий из глины и воска с добавлением жиров, вазелина и других веществ, препятствующих высыханию».

Пластилин является популярным материалом для лепки. Своей популярностью материал обязан следующим качествам.

1. Широкий диапазон творческих возможностей. Благодаря пластичности из пластилина можно вылепить что угодно – от симпатичных зверюшек до целых домиков.

2. Возможность корректировки. Если для того, чтобы исправить нарисованную картинку, нужно брать новый лист бумаги и рисовать заново, с пластилином вопросы корректировки обстоят проще. «Не получившуюся» часть можно просто вылепить заново, и при этом нет необходимости исправлять остальные части творения.

3. Безопасность, пластилин является одним из самых безопасных материалов для детского творчества. Для лепки не нужны острые ножницы, которыми можно порезаться. Работая с ним, невозможно получить занозу, как при работе с деревом. Об него нельзя удариться, обжечься и т. д.

4. Развитие мелкой моторики. Пластилин развивает мелкую моторику рук.

5. Развитие личных качеств. Работа с пластилином учит внимательности и аккуратности, способствует развитию детской фантазии. В то же время это отличное развлечение, хобби, которым можно заниматься не только в одиночку, но и с родителями, старшим братом или сестрой, бабушкой.

На основе данных качеств пластилина мы с ребятами провели ряд опытов с пластилином.

Программное содержаниеПознакомить детей со свойствами пластилина: мягкий, из него можно лепить, в воде не растворяется, при смешивание меняет цвет. Расширить и уточнить знания детей о свойствах пластилина. Воспитывать любовь к занятиям по лепке.

Материалы: пластилин разного цвета, банка (стаканчики) с водой, палочки.

Опыт№1. Сравниваем мягкость пластилина при низкой (минусовой) и комнатной температуре. Делаем вывод: что холодный пластилин с трудом поддается лепке из него; для лепки холодным пластилином его необходимо предварительно разогреть своим дыханием, либо разминать между ладошками. Пластилин комнатной температуры достаточно помять пальцами и он готов к работе.

Опыт№2. Предлагаю взять красный и белый пластилин, черный и белый, красный и синий. Предлагаю его смешать. Что произошло? Красный и белый превратился в розовый, черный и белый стал серым, а красный и синий стал фиолетовым. Отсюда можно сделать вывод: пластилин при смешивании меняет цвет

Опыт№3. Предлагаю опустить пластилин в банку (стаканчик) с водой. Что произошло? Пластилин остался целый, не растворился. Кусочек пластилина опустился на дно Вывод: пластилин тяжелее воды, не растворяется

Опыт№4. Предлагаю детям раскатать пластилин а затем потянуть его за концы. Что произошло с пластилином? -Он тянется -Правильно, пластилин очень пластичен, из него можно лепить все что угодно.

В ходе исследовательской работы мы просмотрели познавательный мультфильм «Фиксики. Пластилин». Для общего развития мультипликационный фильм «Пластилиновая ворона».

Результатом нашего экспериментальной деятельности с пластилином стало создание поделок сказочных героев в технике пластилинография, размазывание пластилина по картонной основе шаблона. Это не только увлекательно для малышей, но еще и познавательно.

Совместно с родителями и детьми оформили мини- музей «Пластилиновая сказка».

Вывод: на занятиях лепкой решаются конкретные исследовательские задачи. Освоение пластических свойств пластилина- месить, похлопывать, отрывать, отщипывать. Еще учимся соединять вместе, мять, сжимать, сплющивать, делать углубление пальчиком. Важно, что занятие лепкой учит детей синхронизировать работу обеих рук сразу и координировать работу глаз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника.

               Дети испытывают  большую радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших «открытий». В процессе исследования дошкольни...

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника.

Доклад на педсовете. Познавательно -исследовательская деятельность, как средство формирования интелектуальной личности дошкольника.«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но откр...

занятие по развитию познавательно - исследовательской деятельности и развития сенсорики для младшей группы "Лист бумаги и её друзья".

Цель: Познакомить детей со свойствами бумаги;  совершенствовать восприятие основных  цветов (красный, жёлтый, зелёный) и их оттенков под воздействием музыки (Сенс – Санс «Лебедь»); учить дет...

Конспект-занятие по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Зима белоснежная» для дошкольников младшей группы 3-4 года

quot;Зима белоснежная"Цель: закрепление знаний о времени года - зима.Задачи: Образовательные: учить сравнивать разные времена года, отмечая характерные признаки каждого; уточнить, что все времен...

Конспект НОД по математическому развитию во второй младшей группе. (познавательно-исследовательская деятельность) Тема занятия: «В гостях у зайчика»

Цель. Закрепление и обобщение пройденного материала.Задачи:1.Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры.2.Закрепить понятие «один», «много»; «большо...

Презентация "Познавательно- исследовательская деятельность на занятиях лепкой в 1- младшей группе"

В раннем дошкольном возрасте удовлетворение потребности детей в самовыражении является развитие детского творчества. Даже на занятиях лепкой можно организовать познавательно- исследовательскую деятель...