Проект "Кукла"
рабочая программа (средняя группа)
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребенка дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности присвоения ценностей культуры, у ребенка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека. В этом процессе ребенок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребенка. Чем раньше ребенок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далекие времена, научится чтить память своих предков.
Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свернутой форме» передается состояние современной культуры. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, ее создает человек. Являюсь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем облике самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kukla.docx | 160.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - Детский сад № 42»
Проект
«Развитие интереса дошкольников к игре посредством знакомства с народной куклой»
Разработала: воспитатель
Сергеева Е.А.
МБДОУ «ЦРР - Детский Сад № 42»
Бийск
ТЕМА: «Развитие интереса дошкольников к игре посредством знакомства с народной куклой».
Классификация проекта
Тип проекта – Информационно-творческий
Вид проекта – групповой
По продолжительности – долгосрочный
Участники проекта – дети, воспитатели, родители воспитанников
Возраст участников – 4-5 лет
Срок реализации – 2 года
Актуальность
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребенка дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности присвоения ценностей культуры, у ребенка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека. В этом процессе ребенок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребенка. Чем раньше ребенок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далекие времена, научится чтить память своих предков.
Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свернутой форме» передается состояние современной культуры. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, ее создает человек. Являюсь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем облике самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Цель: Формирование у детей интереса к кукле, как к предмету народно-прикладного творчества, приобщение к традициям этнографической культуры через использование элементов музейной педагогики.
Задачи:
1. Познакомиться с историей возникновения народной куклы.
2. Изучить виды кукол.
3. Изучить технологию изготовления народных кукол.
4. Изготовить обереговых и игровых кукол.
Идея проекта: интерес детей к народной кукле.
Проблема: приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Методы и приемы:
- игровой метод;
- метод обследования;
- наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток);
- словесный (беседа, использование художественного слова);
- практический (самостоятельное выполнение детьми изделий, использование различных материалов);
- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).
Формы работы:
- беседа;
- рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;
- выставки изделий русского декоративно-прикладного искусства;
- экспериментирование с различными художественными материалами;
- сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;
- художественное слово.
Принципы проекта:
- принцип активности и самостоятельности – это активное сотворчество и взрослых, и дошкольника;
- принцип успешности - дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступные по форме и содержанию.
Содержание проекта
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Подготовительный | 1.Беседа. Воспитатель формулирует проблему: «Карандашкин подарил нам куклу и предложил открыть выставку кукол. Для этого необходимо много кукол. Где же их взять? Давайте сделаем их сами!...» интерес к русской народной кукле. 2.Помогает определить из чего и как делаются такие куклы. 3.Предлагает поискать материал для кукол, дома с родителями (кусочки различных тканей). | 1.Принимают задачи проекта. 2.Вместе с родителями участвуют в сборе материала для кукол. |
Организация работы над проектом | 1.Составляет план действий – алгоритм. 2.Систематизирует информацию через беседу. | 1.Изучают алгоритм действий. 2.Систематизируют информацию. |
Практическая деятельность по решению проблемы | 1.Организует работу над проектом по плану: - рассматривание и сортировка лоскутков по цвету и фактуре. Цель: Формировать у детей представление о различных тканях, их цвете, фактуре (мягкая, твердая, тонкая, плотная, гладкая, ворсистая). Развивать умение группировать лоскутки, выделяя признак – цвет. Воспитывать аккуратность. - беседа «Как выглядели куклы раньше». Цель: Формировать представление детей о куклах. - аппликация «Узоры» Цель: учит выкладывать из геометрических фигур (круг, овал, треугольник) узор, наклеивать основные и дополнительные детали. Развивать умение правильно подбирать фигуры по форме и цвету, наклеивать аккуратно. - выставка детско-родительских работ. Цель: Закрепить умение создавать из лоскутков задуманные образы. Развивать заинтересованность родителей в более тесном общении со своими детьми, для создания партнерских, доверительных отношений между ними. Обогатить детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. | 1.Выполняют сортировку материала по цвету, по фактуре. 2.Отбирают необходимый материал для своей работы. 3.Изготавливают кукол; затем делают вывод о завершении работы над куклами. 4.Дают имена куклам. 5.Принимают участие в организации выставки. 6.Изготавливают кукол дома с родителями, выступая как мастера-консультанты. |
Заключительный Путешествие в прошлое куклы | 1.Приходит на помощь в случае затруднений. 2.Помогает сделать вывод о выполнении задач и решении проблемы проекта. | |
Обсуждение нового проекта | 1.Постановка новой проблемы – создание музея кукол. | 1.Пытаются определить цель нового проекта. |
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
- Предложить сравнить куклы из пластмассы и ткани и выделить существенные отличия.
- Просмотреть с детьми доступные им по возрасту книги и журналы по истории народной тряпичной куклы
- Найти и прочитать детям отрывки из народного фольклора и художественной литературы о народных и авторских самодельных куклах.
- Расспросить родителей и бабушек детей – что они знают о народной кукле. Собрать и письменно оформить воспоминания бабушек о тряпичных куклах их детства.
- Изучить основные виды русских народных тряпичных кукол
- Просмотреть видеозаписи мастер-классов по изготовлению тряпичной куклы
- Провести консультацию для родителей на тему работы над проектом (темы консультаций «Альтернатива Барби», «Мужская игрушка?»)
Подготовительный этап
- Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).
- Подготовка материала для творчества (ткань, нитки, вата, тесьма и т.д.).
- Разработка плана по реализации проекта.
Основной этап
Работа с детьми:
- Беседа «Мои любимые игры и игрушки»
- Беседы: «История возникновения тряпичной куклы», «Как выглядели куклы раньше», «Зачем нашим предкам нужны были куклы?», «Почему у народной куклы нет лица», «Чем играли наши бабушки».
- Занятия-эксперименты «Какие знаете виды тканей?», «Из какого материала легче сделать куклу?».
- Дидактические игры: «Угадай на ощупь, что внутри?», «Одень куклу», «Народные промыслы», «Дорисуй орнамент».
- Знакомство с историей кукол «Крупеничка»; «Кубышка – травница»; «Пеленашка»; «Мартинички», «Подорожница», «Кувадка», «Параскева»
- Чтение художественной литературы: «М.А.Пожарова «Тряпичная кукла», И.Рюмина «Куклы наших бабушек»
- Оформление альбомов: «Народные тряпичные куклы-обереги»; «Куклы в русских народных играх и обрядах»
- Продуктивная деятельность детей :рисование «Куклы бабушек», «Украсим кукле фартучек»;изготовление кукол «Пеленашка»; «Кувадка».
- Подвижные игры: «Карусель», «Ручеек», « Гори-гори ясно», «Кострома».
- Совместное изготовление кукол вместе с родителями (выставка работ).
Работа с родителями:
- Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»; «Мудрые игрушки наших предков»; «Тряпичная кукла в развитии творчества детей».
- Сбор материала для изготовления тряпичных кукол-оберегов (ткань, нитки, вата и т.д.).
- Мастер – класс «Изготовление куклы «Кувадки».
- Презентация кукол, изготовленных совместно с детьми.
Заключительный этап
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.
Формирование у дошкольников интереса к истории и культуре русского народа с применением традиционной русской куклы – работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно все – форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога. Рукотворная народная тряпичная кукла выполняет новую коммуникативную функцию, став живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
В процессе ознакомления детей с историей традиционной русской куклы учитываются следующие принципы:
- принцип доступности изучаемого материала;
- принцип историзма, который реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания;
- принцип «единства эмоций, действия, интеллекта» - предполагает, что все знания, которые ребёнок получает, должны быть пропущены им через сердце, руки и голову. В этой триаде эмоции стоят на первом месте, т.к. всё, что пропущено человеком через душу, в ней и остаётся. Порой что-то забывается, стираются из памяти какие-то факты, события, а вот чувства, испытанные в детстве, остаются с человеком надолго, порой на всю жизнь;
- принцип интегративности – подразумевает, что ознакомление дошкольника с историей и культурой русского народа может быть стержнем, вокруг которого интегрируются различные виды детской деятельности, различные отрасли знания.
Реализация проекта «НАРОДНАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА» дополнит и расширит систему по гражданско-патриотическому воспитанию, сделав акцент на формирование интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной славянской куклы.
Реализация проекта «НАРОДНАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА» осуществляется в соответствии с перспективно-тематическим планированием в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности по образовательным областям: социализация, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, труд. Содержание проекта базируется на:
- русском народном фольклоре: сказках, пословицах, поговорках, закличках, потешках, народных мелодиях и песнях, введении русских народных игр и кукол в жизнь детей.
Перспективный план работы по приобщению дошкольников к традиционной культуре посредством традиционных народных кукол построен на календаре народных праздников и народном календаре изготовления тряпичных народных кукол. Обучение детей изготовлению кукол происходит от простого к сложному В течение первого полугодия воспитанники знакомятся с народными календарными праздниками и традициями, образцами народных кукол; учатся обследовать материалы, работать с тканью и изготавливать совместно с воспитателями и родителями несложные русские народные куклы. В течение второго года у детей расширяются представления о народных куклах, их связи с народным годовым календарём. Воспитанники научатся различать игровые, обрядовые и обереговые куклы и изготавливать некоторые их них самостоятельно.
План
работы по приобщению детей к народной культуре
Народные праздники и календарь изготовления кукол | Неделя | Темы по проекту |
Народные игрушки | сентябрь (2 неделя) | «Как жили люди на Руси. Что мы знаем о куклах?»
|
Кукла Крупеничка. | сентябрь (4 неделя) | «История народной куклы. Кукла Крупеничка» Цель: Познакомить детей с традиционной народной куклой Крупеничкой .
|
Праздник Покров. | октябрь | «Осенние народные праздники и традиции. Покров» Цель: Знакомить детей с народным календарём и осенними праздниками.
|
Кукла Неразлучники | октябрь | «Обрядовые куклы. Кукла Неразлучники» Цель: Познакомить с народным обрядом – свадьбой. Дать понятие куклы как носителя определённой культурной информации. Познакомить с обрядовой свадебной куклой Неразлучники.
|
Кукла Кувадка | ноябрь | «Обрядовые куклы. Кукла Кувадка» Цель: Учить понимать логические связи между куклой и традицией. Познакомить с обрядом Кувады
|
Зимние праздники | декабрь (2 неделя | «Зимние забавы. Игровые куклы». Цель:. Познакомить игровой куклой «Зайчик на пальчик».
|
Рождество. Коляда. | январь | «Куклы Коляда и ангелочек» . Цель: расширить представлений о народном празднике Коляда через знакомство с обрядовыми куклами Коляда иангелочек.
|
Масленица. | февраль | Обереговая кукла Масленица. Цель: познакомить с обереговыми куклами. Кукла Масленица- разновидности и назначение .
|
Веснянка. Куклы Мартинички. | март | «Куклы Мартинички» Цель: Познакомить с народным обрядом «Закликания весны». Изготовление обрядовых кукол Мартиничек.
|
Кукла Берегиня | Апрель | «Кукла Берегиня»
|
Кукла «Пасха» | Апрель | «Кукла «Пасха» Цель: Продолжать знакомить с народными традициями и народными куклами.
|
май | «Обережье» (итоговое игровое занятие)
( экскурсоводы – дети). |
Предполагаемый результат:
У дошкольников:
- расширятся представления о русских народных куклах, промыслах, традициях, праздниках и обрядах, о разнообразии и назначении традиционной русской куклы;
- повысится качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;
- дети получат знания об истории возникновения, разнообразии и назначении традиционной обрядовой русской куклы;
- дети узнают, в какие куклы играли много лет назад, из чего делали старинные обрядовые куклы;
- овладеют технологией изготовления тряпичных кукол-оберегов, развитие творческих способностей в процессе изготовления кукол.
Предполагаемые результаты для воспитателей:
- появится тесный контакт с родителями воспитанников
- повысится статус группы
- пополнится предметно — развивающая среда
- разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности, в сфере дополнительного образования и в семье.
Предполагаемые результаты для родителей:
- родители станут активными помощниками в жизни группы
- отношения родителей и детей станут более близкими, доброжелательными.
Приложение
Комплексное занятие в группе
«Путешествие в прошлое куклы»
Цель:
- развить ретроспективный взгляд на предметы; помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем куклы;
- активизировать словарь детей за счет слов кукла деревянная, соломенная, глиняная, тряпичная, пеленать…
- развивать мелкую моторику рук.
- научится изготавливать тряпичную куклу Пеленашку.
Ход ООД
Воспитатель: Вот мы опять собрались в нашей избе, где нам уютно и приятно находиться. А о чём мы сегодня будем разговаривать, вы узнаете, отгадав загадку.
Есть ноги, но не ходит
Есть рот, но не говорит,
Доставляет детям радость,
Но сама радоваться не может.
Что это?
Дети: кукла.
Воспитатель: Правильно, мы будем беседовать о кукле. (достает современную куклу и вместе с детьми рассматривает её)
Далее воспитатель спрашивает детей:
- Зачем нам нужна кукла?
- Из каких частей состоит?
- С кем можно сравнить куклу?
- Из какого материала сделана кукла?
Воспитатель: Молодцы. Давайте теперь покачаем нашу куколку и споем ей колыбельную.
Дети: « Ай качи, качи, качи
Прилетели к нам грачи.
Птицы сели на ворота.
А ворота скрип, скрип,
Наша деточка спит, спит»
Воспитатель предлагает детям пройти в группу, чтобы продолжить беседу о кукле.
(В центре группы стоит сундучок, в котором находятся разные куклы: деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная.)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что это за сундучок? Давайте сядем вокруг него и рассмотрим, что там внутри. (дети рассаживаются на ковре). Этот сундучок нам прислали из волшебной страны Кукляндии . Как вы думаете, кто живет в этой стране? Правильно куклы. Там так много разных кукол. Есть даже такие, которыми играли очень давно. А вы знаете, какими куклами играли раньше?
Давным-давно, когда еще не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, дети играли деревянной куклой. Вот такой (показывает).
- На что она похожа? Интересно играть такой куклой?
Дети отвечают на вопросы.
- Затем человек придумал другую куклу – глиняную (достает из сундучка). Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину и, помесив ее в воде, можно что-то вылепить. Что например?
Дети отвечают.
Воспитатель: правильно, различную посуду, сосуды, а для игры любимым детям взрослые лепили кукол и раскрашивали угольками.
Воспитатель: а как вы думаете, какую куклу придумали потом?
Воспитатель (достает из сундучка соломенную куклу). Соломенную. Сначала собирали солому. Затем варили, чтобы она стала мягкая, эластичная, блестящая, а уж потом скручивали, связывали и украшали. Вот какая получилась кукла (показывает)
- Ребята, а с соломенной куклой интересно играть? Почему?
Дети отвечают. Подвести к пониманию детьми того, что соломенной куклой уже интереснее играть, чем с деревянной и глиняной, но она непрочная, легко ломается. Ее нельзя одеть, раздеть, помыть….
- Прошло много лет, и человек придумал другую куклу – тряпичную (показывает)
- Ребята, почему она так называется (потому что сделана из ткани).
- А много лет спустя человек изобрел пластмассу и научился делать из нее кукол, у которых голова поворачивается и наклоняется, сгибаются руки и ноги, ее можно расчесывать, мыть, одевать, раздевать…
- Ну а теперь давайте поиграем.
Игра на словообразование «Какая кукла»
Воспитатель катит ребенку мяч и говорит: кукла сделана из глины. Какая кукла? Ребенок отвечает :кукла «глиняная» и катит мяч обратно.
Кукла из дерева – деревянная,
Кукла из соломы – соломенная,
Кукла из ткани, тряпочек – тряпичная,…
На фланелеграф вывешиваются мнемотаблицы
Воспитатель: Молодцы, вы уже знаете, какие бывают куклы. А теперь давайте научимся делать тряпичную куклу Пеленашку.
Дети рассаживаются за столом, на котором лежат кусочки ткани (прямоугольной и треугольной формы), веревочки.
Воспитатель: Кукла Пеленашка на вид очень простая куколка – младенец в платочке, завернутый в пеленку. Куклу Пеленашку делали из двух лоскутков ткани (показывает). Прямоугольный туго скручивали, перевязывали веревочкой посередине и сверху завязывали платочек. Получалась куколка. Такими куклами не играли, их клали в колыбельку маленьким детям, чтобы они крепко спали, не болели. Глаза ей не обозначали, так как считалось, что через глаза в куклу может попасть злой дух, и тогда ребенок, играя с ней, будет капризничать, болеть…
Изготовление детьми Пеленашки.
Воспитатель: Вот какие куколки у нас получились. Давайте мы с ними поиграем.
Встают в круг, в руках у каждого ребенка своя кукла.
Воспитатель: Вот какое у нас сегодня прошло занятие. Мы узнали, какими куклами играли наши бабушки и дедушки, научились делать куклу Пеленашку. Вы все такие молодцы. Куколку возьмите домой, и сегодня положите ее к себе в кровать, чтобы вам снились хорошие, приятные сны.
Литература
- Малышева А.Н., работа с тканью. Старшая и подготовительная группа/ Художники Н.И. Витковская, В.Н. Куров. – Ярославль, 2001 – 96с.
- Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №6, июнь 2008 – 80с.
- Князева О.Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб, 1998 – 304с.
- Евдокимова Е.С. технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с.
- Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников. – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.