Игры на мышление
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Игры на развитие логики у дошкольников подготовительной группы
Игра «Цветы на клумбах».
Цель: развивать логическое мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: разноцветный картон, ножницы.
Описание: воспитатель вырезает из картона по три цветка красного, оранжевого, синего цвета и три клумбы - круглой, квадратной и прямоугольной форм. Предложить ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом: «Красные цветы росли не на круглой и не на квадратной клумбе, оранжевые - не на круглой и не на прямоугольной. Где какие цветы росли?»
Логические задачи.
Цель: развивать внимание, логическое мышление.
Описание: воспитатель предлагает детям поиграть в логические задачи, за каждый правильный ответ выдаются фишки. У кого больше фишек, тот и выиграл.
1) Перед Чиполлино стоят предметы: ведро, лопата, лейка. Как сделать так, чтобы лопата стала крайней, не переставляя ее с места? (Можно лейку поставить перед лопатой или перед ведром.)
2) Винни-Пух, Тигра и Пятачок вырезали три флажка разного цвета: синий, зеленый, красный. Тигра вырезал не красный, а Винни-Пух - не красный и не синий флажок. Какого цвета флажок вырезал каждый? (Винни-Пух вырезал зеленый флажок, Тигра — синий. Пятачок - красный.)
3) На столе лежат четыре яблока. Одно яблоко разрезали и положили обратно. Сколько яблок на столе? (4 яблока.)
4) Расставьте в комнате два стула так, чтобы у каждой стены стояло по стулу. (Надо поставить стулья в двух противоположных углах.)
5) Сложите на столе треугольник из одной палочки и квадрат из двух палочек. (Надо положить палочки на углу стола.)
Игра «Я загадала...».
Цель: развивать логическое мышление.
Описание: воспитатель загадывает какой-либо предмет. Предложить ребенку с помощью уточняющих вопросов выяснить название объекта.
- Этот предмет летает? (Да.)
- У него есть крылья? (Да.)
- Он высоко летает? (Да.)
- Он одушевленный? (Нет.)
- Он сделан из пластмассы? (Нет.)
- Из железа? (Да.)
- У него есть пропеллер? (Да.)
- Это вертолет? (Да.)
Игра «Выбери нужное».
Цель: развивать логическое мышление.
Описание: детям предлагаются варианты, в которых есть лишние позиции, например:
• У сапога всегда есть: пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.
• В теплых краях живут: медведь, олень, волк, пингвин, верблюд.
• Месяцы зимы: сентябрь, октябрь, декабрь, май.
• В году: 24 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 3 месяца.
• Отец старше своего сына: часто, всегда, редко, никогда.
• Время суток: год, месяц, неделя, день, понедельник.
• У дерева всегда есть: листья, цветы, плоды, корень, тень.
• Времена года: август, осень, суббота, каникулы.
• Пассажирский транспорт: комбайн, самосвал, автобус, тепловоз.
Эту игру можно продолжить.
Игра «Я беру с собой в дорогу».
Цель: развивать логическое мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображениями одиночных предметов.
Описание: выложить изображения вниз картинкой. Предложить ребенку отправиться в морское плавание. Но, для того чтобы путешествие прошло успешно, к нему надо основательно подготовиться, запастись всем необходимым. Попросить ребенка брать по одной картинке и рассказывать о том, как может пригодиться этот предмет. Предметы на картинках должны быть самыми разными. Например, ребенок достает изображение мяча: «В мяч можно играть во время отдыха, мяч можно использовать вместо спасательного круга, потому что он не тонет и т. п.». Можно обыграть различные ситуации: на необитаемом острове, в поезде, в деревне.
Игра «Чем похожи и чем отличаются?».
Цель: развивать логическое мышление.
Описание: ведущий предлагает детям два предмета, дети должны провести их сравнение и указать сходство и различие. Например: слива и персик; маленькая девочка и кукла; птица и самолет; кошка и белка; апельсин и оранжевый мячик такого же размера; фломастер и мел.
Игра «Расселили птиц».
Цель: развивать логическое мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: 20 карточек с изображением птиц: домашних, перелетных, зимующих, певчих, хищных и т. п.
Описание: предложить ребенку расселить птиц по гнездам: в одно гнездо - перелетных птиц, в другое - всех тех, кто имеет белое оперение, в третье - всех птиц с длинными клювами. Какие птицы остались без гнезда? Каких пернатых можно поселить в несколько гнезд?
Игра «Ассоциации».
Цель: развивать логическое мышление.
Описание: дети делятся на две группы. Одна группа предлагает другой рассказать о каком-либо предмете, используя в своем рассказе слова, обозначающие другие предметы. Например, рассказать о морковке, используя слова: утка, апельсин, кубик, Снегурочка. (Она такого же цвета, как апельсин. Ее можно нарезать кубиками. Верхнюю ее часть любят утки. Если ее не есть, то будешь такой же бледной, как Снегурочка.) Затем группы меняются ролями. Предмет для описания и слова- характеристики задаются ведущим.
Игра «Придумай предложение».
Цели: развивать логическое мышление, речевую активность; формировать чувство языка.
Игровой материал и наглядные пособия: мячик для пинг-понга.
Описание: воспитатель с детьми садится в круг и объясняет правила игры. Он говорит какие-либо слова, а дети придумывают с этим словом предложение. Например: воспитатель называет слово «близко» и передает ребенку мяч. Тот берет мяч и быстро отвечает: «Я живу близко от детского сада». Затем ребенок называет свое слово и передает мяч рядом сидящему. Так по очереди мяч переходит от одного играющего к другому.
Игры на развитие воображения, внимания, мышления дошкольников
У каждого специалиста, который работает в детском саду с детьми имеется своя собственная картотека различных игр и упражнений которые он использует на занятиях. Предлагаем Вашему вниманию несколько игр на развитие воображения, внимания, мышления дошкольников, которые могут быть использованы на занятиях с детьми психологами, логопедами и воспитателями.
Игра «Слова»
(развитие воображения, внимания, мышления, учить подбирать ассоциации)
Психолог просит дошкольников: «Детки, назовите «вкусные» слова (мандарин, торт, сок и т.д.). Дети называют слова. Тематику подбирают в соответствии с задачами занятия.
Для детей 3-4 лет могут быть такие:
«Вкусные» слова (мандарин, торт, сок и т.д.)
«Страшные» слова (волк, Баба Яга, призрак и т.д.)
«Слова, которые ездят» (велосипед, машина, автобус и т.д.)
«Слова, которые летают» (бабочка, самолет, ворона и т.д.)
«Кухонные» слова (чайник, тарелка, холодильник и т.д.)
«Большие» слова (дом, великан, папа и т.д.)
«Красивые» слова (мама, цветок, картинка и т.д.)
«Живые» слова (кошка, муравей, лошадка и т.д.)
Для детей 5-6 лет:
«Железные» слова (гвоздь, ножницы, ключ и т.д.)
«Слова, которые кусаются» (собака, крокодил, волк и т.д.)
«Шуршащие» слова (пакет, фантик, газета и т.д.)
«Мокрые» слова (дождь, полотенце, капля и т.д.)
«Слова, которые одеваются» (шапка, рубашка, пальто и т.д.)
«Сказочные» слова (принц, колдунья, Золушка и т.д.)
«Магазинные» слова (продавец, мороженое, весы и т.д.)
«Мамины» слова (платье, поцелуй, духи и т.д.)
В дальнейшем можно придумывать, например: «слова, которые пахнут», «зимние», «летние», «колючие», «таинственные», «подводные», «праздничные», «печальные», «веселые», «хорошие» и множество других. Как вариант, попробуйте сами предложить название, а также предложить сделать это детям.
Игра-задача «Что пропало?»
(Развивать зрительную память, внимание)
Показывая интересные игрушки детям, их можно переставлять, менять местами, прятать. Дети должны сказать, чего не стало? Давать правильный ответ нужно негромко, по команде.
Игра «Выделите лишнее»
(Развивать мышление, слуховую память, классифицировать предметы по признаку )
Задание 1. Подберите картинку, среди которых пять можно объединить в группу по общему признаку, а шестая лишняя: принц, котик, бабушка, рыбак, ребенок, папа.
Задача 2. Послушайте слова: рот, нос, уши, глаза, очки (что здесь лишнее?)
Игра «Запретное число»
(развивать слуховую память, внимание)
Психолог выбирает запрещенное число (например, цифру 2); после этого произносит вслух несколько цифр. Информирует детей: «Каждый раз, когда звучит запрещенное число, надо хлопать в ладоши. Ручки держим перед собой. Приготовились - начали!»
Игра «Различия»
(развивать мышление, речь)
Детям предлагается сказать, в чем заключаются различия между следующими предметами.
Между птицей и собакой.
Между ручкой и карандашом.
Между деревом и стеклом.
Рекомендуется предлагать как можно больше ответов.
Игра «Магазин»
(развивать кратковременную память)
Ведущий называет слова: хлеб, соль, колбаса, масло, сыр, яблоки, лимон, сахар. Ребенок - «покупатель», идет в магазин и называет слова «продавцу»-ребенку (в той же последовательности).
Игра «Запомни»
(развивать слуховую память, внимательность)
Ведущий говорит: «Я буду зачитывать слова в медленном темпе, а вы попробуйте запомнить эти слова». Дети внимательно слушают и воспроизводят слова.
лес Дом
цветок Пчела
море Яблоко
небо Солнце
пальма Бант
телевизор Река
Психолог. «Какие слова ты запомнил, если хочешь, можешь их нарисовать, или просто скажи их вслух».
Игра «Скажи наоборот»
(развитие логического мышления)
Называется слово, противоположное по значению. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
Белый-черный
День-ночь
Длинный-короткий
Лето-зима
Широкий-узкий
Солнце-месяц
Низкий-высокий
Лиса-заяц ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра, развивающая мышление "Чудесный сундучок"
Игра построена на сюрпризах, которые дети получают из чудесного сундучка. Свойственные малышам любопытство, желание поскорее узнать, какая игрушка кому приготовлена, и радость при её получении обеспеч...
Брошюра для родителей "Игры на мышления"
данная брошбра поможет родителям развивать мышления ребенка дома....
Игры, развивающие мышление детей от 1,5 до 2 лет
Материалы для родителей...
Игры развивающее мышление
Предлагаю Вашему вниманию несколько игр для детей средней группы...
Игры, развивающие мышление для детей 3 лет.
Мышление ребенка 3-х лет непосредственно связано с восприятием -он мыслит, устанавливает связи между воспринимаемыми предметами и действует с ними. Среди всех психических процессов главная роль ...
Игры, развивающие мышление для детей 3 лет.
консультация для родителей...