Статья "Психолог в детском саду: роскошь или необходимость?"
статья

Мария Викторовна Петрикова

Статья "Психолог в детском саду: роскошь или небходимость?"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psiholog_v_detskom_sadu.roskosh_ili_neobhodimost.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

М.В. Петрикова,

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад №1»

Психолог в детском саду: роскошь или необходимость?

Психолог в детском саду – это, прежде всего, человек, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся как в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных его особенностях и индивидуальных вариантах.

Внедрение практического психолога в образовательные учреждения началось в 1988г., когда ставка «психолога» была введена в учебно-воспитательные учреждения.

Для чего нужен психолог и что родители вправе требовать от него? Во-первых, охрану психического здоровья ребенка. Психическое здоровье – это не только отсутствие болезни, но и такое состояние, при котором возможно максимальное развитие и способностей человека. Психолог не только наблюдает за детьми, которые имеют отклонения в развитии, но и помогает создать определенные условия для эмоционального развития и благополучия нормального ребенка.

Основными видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция.

Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований.

Психологическая профилактика направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Она предполагает ответственность за соблюдение в детском саду  психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе.

Консультативная работа в детском саду имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог-консультант. Специфика такого консультирования состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования - максимально содействовать психическому, личностному развитию каждого ребенка.

Заведующие детскими садами, воспитатели, родители и другие люди должны получать консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе. Воспитатели часто обращаются к психологу по следующим вопросам: причины трудностей в усвоении детьми программ обучения (подготовка к школе), нежелание и неумение детей заниматься, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми.

Конечно же, родители знают все! И лучше всего - то, что необходимо ребенку. Но часто в воспитании мамы, папы, бабушки и дедушки попадают под влияние модных тенденций в воспитании, или наоборот, поддерживают некую семейную традицию воспитания детей,  однако не нужно забывать, что дети все разные. И если дать  ребенку то, что не соответствует его потребностям, то это может иметь негативный эффект.

Не редко родителей возникают вопросы, на который ответы сможет дать только квалифицированный специалист. Например, психологические особенности ребенка в различные периоды детства, возрастные кризисы; социальное, психологическое и педагогическое развитие ребенка в семье; дети с особенностями в развитии; как готовить детей к школе; отсутствие у детей выраженных интересов; плохая память; несамостоятельность; агрессивность; повышенная возбудимость или робость, боязливость.  В этих случаях психолог занимается не только диагностикой-коррекцией, но и освещает для родителей многие закономерности детского развития. Эта деятельность может носить формат лекций, бесед, частных консультаций или рекомендаций.

Подводя итог, можно с уверенность сказать - психолог в детском саду необходим. Воспитатель чаще всего ориентирован на работу в группе, где нет "особенных" детей, что к сожалению, отражает проблему индивидуального подхода. Психолог же, помимо урегулирования конфликтных ситуаций и психологического сопровождения коллектива детского учреждения, помогает выработать индивидуальный подход к ребенку и помочь ему адаптироваться в группе, а также составить программу обучения, максимально эффективную для воспитанников, которая учитывала бы не только групповые, но и индивидуальные потребности каждого ребёнка.

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. - Изд. 6-е., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2001. – 480 с.
  2. Веракса А. Н., Гуторова М. Ф. Практический психолог в детском саду/А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова. – М.: Мозаика-Синтез, 2016 г.
  3. Интернет источник: http://www.psy.msu.ru/science/public/psy_prof/1_detsad.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...