Мастер-класс «Игра как средство нравственно-патриотического воспитания»
план-конспект занятия
Мастер-класс
«Игра как средство нравственно-патриотического воспитания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.docx | 27.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 24
Мастер-класс
«Игра как средство нравственно-патриотического воспитания»
Материал подготовила воспитатель
Швыдкина А. А.
г. Ленинск – Кузнецкий 2018 г.
Мастер-класс
«Игра как средство нравственно-патриотического воспитания»
Цель: познакомить педагогов с играми по патриотическому воспитанию.
Задачи:
— вызвать желание у коллег использовать народные игры в работе с детьми
— создать положительный эмоциональный настрой.
- Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на моем мастер - классе. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего мастер класса я предлагаю вам собрать из фрагментов пословицы. (На столе разложены фрагменты пословиц).
Звучит тихо музыка «Родительский дом».
Перед вами лежат по 2 половинки пословицы. Вам нужно составить из них целые пословицы.
- Родительское слово мимо не молвится.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Ребенок без матери — что стол без скатерти.
- Со своими детками до времечка, а с внучатами — до гробовой доски.
- Маленькие дети — руки болят, большие дети — сердце.
- Птицы в гнезде до осени, а дети в дому до возраста. (семейное воспитание)
- Добрый человек добру и учит
- Город – царство, а деревня – рай.
- О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.
- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
- Где река глубже, там она тише.
- Хоть на голове-то густо, да в голове пусто.
(нравственное воспитание)
- Родной край - сердцу рай.
- Родина мать, умей за нее постоять.
- Человек без Родины, что земля без семени.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Родная земля и в горсти мила.
- На чужбине и калач не в радость, а на родине и чѐрный хлеб в сладость.
(патриотическое воспитание)
А теперь давайте мы посмотрим на экран правильно ли вы собрали? (Слайд 1, 2, 3)
О каком воспитании говорят пословицы - (семейное воспитание), (нравственное воспитание), (патриотическое воспитание).
- Итак, уважаемые коллеги, теперь можно сделать вывод, о чём мы сегодня будем с вами говорить. О нравственно-патриотическом воспитании.
Тема моего мастер класса: «Игра - как средство нравственно- патриотического воспитания» (слайд 4).
Ещё недавно нам казалось, что вопрос патриотизма в нашей стране давно решён. И вот теперь мы сталкиваемся с явлением, которые каждого честного человека глубоко ранят. Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют чётких очертаний. Каждое время рождает своих героев. Мы, педагоги, должны помочь появиться этим героям нашего времени и воспитать настоящих патриотов России. Я в своей группе для воспитания нравственно-патриотических качеств, провожу с детьми игры. Актуальными для старшего дошкольного возраста являются игры сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные и дидактические игры. В сюжетно-ролевой игре мы взаимодействуем с детьми через окружающую жизнь, через обыгрывание литературных произведений. В подвижных играх мы развиваем у детей активно двигательную деятельность, приучаем соблюдать правила поведения. Через театрализованные игры мы учим детей имитировать характерные действия персонажей. Но особо хочу уделить внимание дидактическим играм, которые способствуют умственному, нравственному, эстетическому развитию.
Существует большое количество разнообразных игр, нацеленных на развитие гражданской позиции у молодого поколения. Я предлагаю вам игру, которая называется «Россия».
Описание: на каждую букву слова Россия, необходимо назвать ассоциацию: какая первая буква в слове Россия….- теперь назовите слова.
Р - родная, родина, Русь, русская
О - особая, одна, огромная
С - сильная, смелая, страна
С - свободная, славная, стойкая
И - искусная, историческая, идеальная
Я - ясная, яркая, я. А вот мой вариант.
Данная игра даёт представление педагогу о сформированности у детей понятий патриотической направленности.
Одним из интересных упражнений, которое хорошо воспринимается детьми разного возраста, является игра «Угадай право».
Перед вами карточки с указанием прав человека, вам необходимо сопоставить данные права с фрагментом из песни.
1. Итак, звучит первая мелодия (Я на солнышке лежу). Какое право обозначено в данной песне. - право на отдых
2. (в траве сидел кузнечик). Как вы думаете, о каком праве идёт речь в данной песне?- право на жизнь.
3. песня (По секрету всему свету расскажу)- право не на распространение информации.
4. песня (Буквы разные писать)- право на образование.
5. песня (А может быть ворона) - право на собственное мнение.
6. песня (Три поросёнка) - право на жилище.
7. песня мамонтенка - право жить и воспитываться в семье.
Юный детектив: (на выполнение каждого – 2 минуты)
Определите по описанию героя сказки:
- Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок) (слайд 5)
- Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса) (слайд 6)
- Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка) (слайд 7)
- Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заюшкина избушка)
(слайд 8)
Данные игры используются на воспитательных мероприятиях, помогают детям закрепить знания о правах человека.
Вы все люди достойные, умные, и мудрецы говорят: «хочешь изменить мир - начни с себя».
Перед вами «Древо честности». Я предлагаю сорвать с него по плоду и честно ответить хотя бы для себя на вопрос: «Когда в последний раз я…»
- испытывал гордость за свою страну;
- сделал что – то хорошее для своего родного края;
- испытывал гордость за свой народ;
- соблюдал обычаи своего народа;
- отстаивал честь своей Родины;
- был участником или свидетелем проявления милосердия и сострадания;
- радовался и смеялся от души на своей Земле;
- посадил дерево.
Детям можно задавать ещё другие вопросы. Вот мы с вами честно для себя признались, что мы действительно гордимся своей страной и что, только от нас зависит процветание нашей страны.
Следующую игру, которую можно предложить детям называется «Синквейн». Предлагаю ознакомиться с правилами. (слайд 9, 10, 11). У вас на столе есть модель написания синквейна. (слайд 12)
Слово «Патриот» - существительное, тема синквейна. |
Честный, отважный – 2 прилагательных, описывающих тему. |
Трудится, творит, борется – 3 глагола: действия, которые производит существительное. |
Любит свою Родину – передающее отношение к существительному, крылатое выражение. |
Гражданин – синоним существительного или ваше отношение к этому слову. |
Я предлагаю всем вам вместе составить синквейн к слову «Россия» (слайд 13).
Давайте мы с вами поиграем в игру «Наполним душу ребѐнка». Всем известно то, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую
жизнь человека. А давайте на мгновение представим, что вот этот стеклянный сосуд (показывает) означает маленького человека, который родился. Давайте наполним его душу «разноцветными камнями», которые означают богатый, духовный мир человека, который любит свою родину. Надо класть камушек в вазу, и говорить те качества, которыми бы вы хотели наполнить душу ребѐнка.
Педагог кладёт первый камень и произносит слово: любовь к своим близким. Остальные участники называют качества и опускают камушек в сосуд. (Сострадание, уважение к старшим, любовь к природе, любовь к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам, гордость за свой народ, уважение к традициям, любовь к родному краю).
Молодцы, вот и получилась у нас светлая, богатая, добрая душа ребѐнка.
А дети наполняют сосуд и называют, какие положительные качества хотят иметь.
С помощью игр мы формируем у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизируем и углубляем знания о Родине, о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.
Рефлексия
Надеюсь, что показанные мною игры помогут Вам в осуществлении благородного дела - воспитания граждан нашей Родины - России.
В заключение своего мастер-класса, я предлагаю вам, выбирая начало фразы, высказаться одним предложением, по поводу прослушанного.
Сегодня я узнала, что…
Было интересно…
Я выполняла задания…..
Я поняла, что ….
Я приобрела…
У меня получилось….
Я попробую….
Меня удивило….
Мне захотелось….
Спасибо вам за общение! (слайд 14)
Желаю вам в дальнейшем успехов в профессиональной деятельности, здоровья, удачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Игры с песком как средство развития эмоций и чувств у малышей»
¢Игра в песок для малышей - это самый доступный и естественный способ самотерапии;¢Взрослый посредствам игр в песочнице ненавязчиво сообщает ребёнку нормы и правила поведения в группе;¢Воспитатели чер...
Мастер-класс «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями ок...
Мастер-класс "Игры со сказками как средство речевого развития дошкольников"
21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевым нарушением. К...
Мастер – класс «Игры в рифмы, как средство речевого развития детей с ФФНР»
Исследователями детской речи и особенностей ее развития, установлено, что дети 3-5 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Ведь веселое, смешн...
Мастер-класс «Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Цель мастер-класса повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объект...
Мастер - класс «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи»
МАСТЕР-КЛАСС«Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи»...
Мастер-класс: "Игры с песком, как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Мастер-класс "Игры с песком, как средство развития речи детей дошкольного возраста" способствовует овладению педагогами техникой рисования и развивающих игр с песком, а также развитию интере...