Сказкотерапия при решении психологического запора
консультация

Поспелова Татьяна Александровна

Запоры на нервной почве могут продолжаться несколько лет: если проблема не была решена в детстве, ребенок испытывает трудности дефекации и в детском саду, и в начальной школе. Нередко малыш думает, что какать – это плохо, он стесняется ходить в туалет, чувствует себя дискомфортно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_zapor.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические проблемы запора

Неврогенный запор, как называют его медики, возникает потому, что ребенок хочет справить нужду, но сдерживает себя, старается перетерпеть. В итоге каловые массы становятся твердыми, а нормальное испражнение невозможно. Эта ситуация происходит впервые, когда ребенок начинает осознавать свои потребности – примерно в 2-3 года, часто совпадает со временем приучения к горшку.

Запоры на нервной почве могут продолжаться несколько лет: если проблема не была решена в детстве, ребенок испытывает трудности дефекации и в детском саду, и в начальной школе. Нередко малыш думает, что какать – это плохо, он стесняется ходить в туалет, чувствует себя дискомфортно.

Причины возникновения психологического запора:

Физиологические причины появления неврогенных запоров у детей отсутствуют. То есть, влияние не оказывает пища, недостаточное количество выпитой жидкости, прием медикаментов. Причины кроятся в голове ребенка, он просто боится какать. В большинстве случаев родители могут с легкостью отследить, почему возник психологический запор у ребенка 2-3 лет, так как провоцирующих факторов немного:

  • Негативный опыт в прошлом – ребенок мог пережить болезненные ощущения. Понос, трещинка, непроизвольное опорожнение – привели к тому, что теперь малыш боится какать. Так же если в прошлом мама отругала за «сюрприз» в штанишках, либо во время приучения к горшку постоянно кричит, ребенок получает психологическую травму;
  • Стеснение – часто проявляется при первых визитах в детский сад. Домашний ребенок боится какать при чужих малышах, общественный туалет может вызывать отвращение. Ситуация усугубляется и из-за некомпетентных воспитателей, которые кричат на детей, если те хотят какать во время тихого часа или прогулки;
  • Стресс – причина взаимосвязана с двумя предыдущими. Маленькому ребенку требуется понимание и забота со стороны родителей. Необходимо создать комфортную обстановку для похода в туалет, не подгонять кроху, а в случае, если что-то не получается – действовать спокойно, без криков и ругани.

В решении данной проблемы очень эффективны – сказки!

Сказки про Какашку

  1. 1. Лучше всего не просто прочитать эту сказку, а проиграть ее, особенно, если ребенку 2-3 года. Проиграть сказку легко: берете горшочек, берете пластилин и делаете из него «каку-буку». Роль Попы исполняет ладошка: кулачек –дверка закрыта, немного расслабленный кулачек — дверка открыта и через нее проскакивает Кака-Бука. 
         
    После проигрывания и чтения сказки остается только напоминать 
    ребенку: «Тебе Кака-бука не стучится? Пойдем скорее Каку-Буку в 
    горшочек выпускать!»   

  1. 2. Жила-была на свете Кака-Бука. Ты спросишь, почему же ее звали Букой? Да потому, что Кака очень часто обижалась, а когда она обижалась, то начинала вредничать.  И жила она ни где-нибудь, а в нашей Попе, а в каждой Попе есть дверца. А чтобы из Попы выйти в горшочек нужно в дверцу постучать, и тогда она откроется. Стучится Кака головой, чтобы, как только дверь открылась, сразу выскочить. Но если дверь долго не открывается (занята другими делами, например), то Кака-Бука обижается и ложится поперек двери, чтобы первой выскочить. А ведь в Попе каждый день появляется новая Кака. А если Кака-Бука не выходит, мешается, то они начинают ссориться. А когда они ссорятся -Попе становится неприятно, даже больно. Новые Каки каждые день собираются, встают в очередь, 
    толкаются. А Кака-Бука уже из вредности выходить не хочет в открытую
     давно дверцу- обиделась. Но когда, наконец Новых Как становится много, они выталкивают Каку-Буку наружу. Но, ой как больно от этого нашей Попе! Да, как же может быть не больно, если в маленькую дверку сразу столько народу проталкивается?!      Ну, уж нет, решила Попа, больше не буду Каку-Буку обижать, буду ей сразу дверку открывать в горшочек. Каку-Буку не надо обижать, Каку-Буку надо уважать! Надо нашей Каке дверцу открывать! Будет наша Кака в горшочек попадать. 
                                     Будем нашей Попе вместе помогать!

Рекомендации:
  Можете купить новый горшок  (горшок доктор, можно даже его разукрасить под доктора) и вместе с покупкой нового горшка придумать сказку, как жила-была девочка, у которой в животе были злые какашки, и когда она хотела покакать, чтобы они убежали, они ее кусали и ей больно было какать! Но пришел добрый горшок -доктор, который знал волшебные слова (придумайте какое-то заклинание) и когда девочка садилась на горшок, она шептал волшебные слова и какашки становились тоже добрые и убегали из живота девочки! 
Все это, сопровождайте рисунками. Пусть дочка тоже рисует, а потом рвет, например, рисунки со "злыми какашками". 
И обязательно научите ее волшебным словам, которые превращают злых какашек в добрые!

!!!!!!! Но все сказки будут бесполезны, если стул вызывает боль. Сказки только при психологическом запоре помогают-если все проблемы устранены и ребенок просто боится боли. Поэтому, решай в первую очередь вопрос с питанием!!!!!

 Варианты сказок при запоре

Имя нужно заменить на другое, девочку на мальчика. Любимые игрушки, еду - на любимые вашим сыном, дочкой. Т.е. максимально приблизить описание к вашему ребенку.

«Жила была девочка Маша. Ей было 3 года. У нее были русые волосы, голубые глаза. У нее было любимое синее платье. Маша любила конфеты, играть со своим плюшевым мишкой и очень не любила манную кашу. И была у Маши одна проблема: она очень боялась какать в горшок. Она даже не знала, что именно ей страшно, но знала точно – страшно. Ее родители очень расстраивались, но Маша все равно боялась горшка. Ей казалось, что он очень страшный и Маше будет больно, если она будет в него какать. И хотя Маша была очень смелой девочкой, но горшок ее все равно пугал. Вот так она и жила все время, играла, кушала, спала, и все было бы хорошо, если бы не этот горшок.

И вот однажды, когда она уже ложилась спать, она услышала тихий печальный плач, который доносился из угла ее комнаты. Она сначала жутко перепугалась! Она даже хотела заплакать или позвать маму. Но Маша была все-таки смелая девочка и не стала этого делать. Да и плач был такой тихий и жалостливый. Маша собралась с духом, и пошла, посмотреть, кто же там плачет? Подошла и увидела свой горшок. Он тихо стоял в самом дальнем углу в комнате, был весь в пыли и по его горшочим щекам катились самые настоящие слезы! «Почему ты плачешь?» - спросила Маша. Она все еще побаивалась горшка, но уже меньше. «Я плачу потому, что я плохой! Я самый худший горшок из всех, что только есть на свете!» Маша уже почти перестала его бояться и спросила еще смелей: «Как тебя зовут, и почему ты думаешь, что ты плохой?» «Меня зовут Зюзюбрик и я плохой, я точно знаю!» Маше стало совсем жалко Зюзюбрика и даже стало как-то удивительно, чего она раньше боялась такого милого горшка. «Ну, Зюзюбрик, миленький, расскажи, чего ты плачешь так горько?» И горшок рассказал ей такую историю: «Я, Зюзюбрик, обычный детский горшок. Раньше я жил в магазине с моими друзьями, а потом пришли твои родители и купили меня. Я был так рад! Каждому горшку очень важно, чтобы его купили и подарили какого-нибудь мальчику или девочке. Вот и я очень надеялся, что мы с тобой подружимся, будем вместе играть. Я смогу стать настоящим взрослым горшком, выполняющим свою работу. Но я тебе не понравился, ты меня даже видеть не хочешь! Это все потому, что я плохой горшок!» «Нет, что ты!» - сказала Маша - «Ты самый замечательный горшок! Просто я раньше думала, что ты страшный! А ты на самом деле очень красивый, зелененький, и глазки у тебя очень милые!» Зюзюбрик еще раз всхлипнул, потом перестал плакать и удивленно посмотрел на Машу: «Так значит ты будешь со мной дружить?» - все еще с определенной опаской спросил он, боясь, что Маша сейчас передумает. «Конечно! Ах, Зюзюбрик, миленький! Конечно! Я больше не буду тебя боятся! И буду писать и какать только в тебя! Тогда ты сможешь стать взрослым горшком и будешь выполнять свою работу». С того дня Маша и Зюзюбрик стали лучшими друзьями, Маша перестала его боятся, а Зюзюбрик перестал себя считать плохим горшком»

***

Сказка о гноме для лечения запоров

Однажды гном нес через лес мешок с песком. Мешок у него был очень тяжелый, и гном только и думал о том, когда же это мучение закончится. Вдруг какая-то ветка проткнула мешок, и песок просыпался на дорогу. Гному стало  очень легко!

***

Жила-была шарик Китти. Она жила в магазине вместе с другими такими же шариками - мамой, папой, братом и бабушкой. Каждый из них был особенным шариком. Кто-то розовым, кто-то зеленым, а кто-то вообще разноцветным. Они любили вместе проводить время: гуляли, играли, смотрели мультики.

И вот, однажды, пришло время и шарик Китти купили. Китти обрадовалась, потому что ей мама и папа рассказывали, как хорошо быть купленным. Можно много всего посмотреть, подружиться с другими такими же шариками, научиться интересному.

Человек принес Китти к себе домой, где все было ново и незнакомо. Там были и другие шарики. Они начали играть с Китти, разговаривать, рисовать. Стало очень весело. Но вдруг подошел человек и захотел надуть шарик Китти. Он поднес ее к губам и стал сильно-сильно дуть. Китти сразу подумала «А вдруг он слишком сильно меня надует и я лопну?». Она очень испугалась и напряглась. Китти будто окаменела. Она начала дрожать. Человек не смог ее надуть, очень расстроился и отложил в сторону. Китти посмотрела на остальных своих друзей-шариков, которые уже весело играли под потолком, и ей стало очень грустно, что она не с ними. Но она не знала, что делать.

Но тут подошел другой человек, который сразу понравился Китти. Он аккуратно взял ее и стал надувать очень медленно: сделал глубокий вдох и медленно выпустил его в шарик. Потом еще раз — вдохнул воздух и медленно выдохнул. И так много раз. Китти понравилась такая игра и она не заметила, как надулась. Теперь Китти смелый шарик. Она знает, что ей необходимо расслабиться и сделать глубокий вдох и медленный выдох, и тогда все получиться!

 

P.s. сочинить ребенку сказку о том, что живет у нас попа в которой есть дверца, которая открывается всегда, когда кака в нее стучится. Стучится кака головой, чтобы, как только дверь открылась, сразу выскочить. Но если дверь долго не открывается, то она обижается и ложится поперек двери, чтобы не опоздать, если вдруг дверь откроется сама. Правда кака несколько глупа: не видя, что дверь открылась, сразу старается в нее выйти. А как выйти, если ты поперек двери лежишь, а повернуться догадаться не можешь. Можно даже поиграть с ребенком в то, как легко из двери выйти и как это сложно выходить, когда поперек лежишь. Только найдите для такой игры дверь по уже. Поняв, что попа и кака совсем запутались, хозяин попы должен помочь им с помощью свечки, которая подскажет каке, что надо перевернуться». 

японский мультик https://www.youtube.com/watch?v=LVvOClYJjoQ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (старшая группа) «Песочная терапия уникальный метод в решении психологических проблем дошкольника. Развитие моторных навыков через песочные сеансы».

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ(старшая группа) «Песочная терапия уникальный метод в решении психологических проблем дошкольника. Развитие моторных навыков через песочные сеансы». ФОРМА ПРОВЕДЕНИ...

упражнения для решения психологических проблем

автором представлен материал для педагогов по снятию эмоционального напряжения....

Консультация для родителей: «Сказкотерапия в решении детских проблем. Воспитание организованности и дисциплины у ребенка».

Материал содержит общие методы и закономерности, которые направлены на воспитание у ребенка организованности и дисциплины, а информацию о роли сказки в решении детских проблем...

«Театрализованная деятельность – как средство решения психологических проблем детей дошкольного возраста»

Эффективным методом коррекции часто встречающихся негативных проявлений личности у детей, таких как агрессивность, замкнутость, тревожность, страхи, проблемы общения является театральная деятельность....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАПОР У ДЕТЕЙ

Консультация для родителей "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЗАПОР У ДЕТЕЙ"                                    ...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...