"Виды детской деятельности по поликультурному воспитанию"
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад № 1 «Чебурашка» ст. Гиагинской»
Консультация на тему:
Виды детской детской деятельности по поликультурному воспитанию
Воспитатель первой
квалификационной категории
Шарова Елена Сергеевна
2019г.
Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Знать только о своем народе, для современного ребенка, очень мало. Хочется же еще уметь делать то, что могут делать другие народы: танцевать, играть в их игры, петь и говорить, как они. Такое стремление способствует расширению кругозора у ребенка, формированию мировоззрения дружелюбия. У детей развиваются познавательные способности, ум, мышление, чувство патриотизма, гордости за свой народ, и не только за свой. Значит, ребенок должен получать не только национальное, но и поликультурное воспитание.
Работая в детском саду с детьми, мы погружаем их в культуру своего края, своей местности, позволяя ребенку почувствовать и понять особенности национальных культур. Постигая региональную культуру, дошкольник усваивает этнические нормы и правила, предписывающие симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, интерес к их жизни, их культуре.
Поликультурное воспитание – это залог успешного обучения детей в школе, поскольку дошкольный возраст – это период, когда начинает формироваться базис личностной культуры. Именно поликультурное воспитание помогает решить вопросы, связанные с привитием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности.
Поликультурное воспитание детей осуществляется в трех направлениях:
- информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.);
- эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);
- поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Для реализации этих трех направлений используются разнообразные средства:
- устное народное творчество;
- художественная литература;
- музыкальное народное творчество;
- декоративно-прикладное искусство, живопись;
- народные праздники, обряды, традиции;
- этнические мини-музеи.
Основными направлениями, через которые реализуется поликультурное образование детей в дошкольной образовательной организации, является:
- образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности;
- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
- самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей.
Поликультурное образование дошкольников интегрируется в различных видах деятельности и реализуется в образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Для решения задач поликультурного воспитания в группах создаются уголки с поликультурным содержанием. Там размещаются куклы в национальных костюмах, муляжи национальных блюд, альбомы о разнообразии народного искусства, художественных промыслов, материалы для познавательных бесед, картотеки игр и т.д.
На музыкальных занятиях дети знакомятся с обрядовыми песнями, танцами разных народов. В процессе непосредственной образовательной деятельности, через восприятие произведений художественной культуры дошкольники открывают для себя мир ценностей человека, отраженных в искусстве художественно-выразительными средствами музыки, живописи, литературы и способами коммуникации. Приобщение детей к культурному богатству русского народа осуществляется через устное народное творчество: пословицы, поговорки, сказки, легенды.
Важным моментом в освоении детьми поликультурного пространства является ознакомление с художественной литературой. Знакомство с литературным богатством родного края позволяет привить детям любовь к "малой" родине, уважение к своей истории, народам, языку; сформировать первичные ценностные ориентации.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Очень любят дети народные игры: подвижные, словесные, хороводные. Музыкальный руководитель уделяют большое внимание народному творчеству, фольклору, которые как нельзя лучше способствуют развитию мира душевных переживаний ребёнка и многообразной гамме его чувств, настроений, учит понимать красоту национальной музыки. Деятельность воспитателя с детьми по физической культуре, способствует знакомству с национальными народными играми.
Театрализованная деятельность по произведениям писателей разных народов, позволит глубже окунуться в обычаи народов и закрепить содержание ранее прочитанных художественных произведений.
Важным компонентом в работе по поликультурному воспитанию, является изобразительная деятельность. Дети отображают свои впечатления в рисунке, раскрывают собственные мысли, чувства, творческие замыслы. Именно изобразительная деятельность, знакомит дошкольников с национальным декоративно – прикладным искусством, живописью и элементами орнаментов. Дети постигают азы, используют национальный колорит красок и узоров.
В процессе дидактических игр мы имеем возможность закладывать у детей основы поликультурного образования, например, «Назови элементы национального костюма», «Четвертый лишний», «Из какой сказки герой?», «Назови блюдо», «Одень куклу в национальный костюм».
Одним из важных звеньев поликультурного образования дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляем, через подготовку детей к этническим праздникам, к тематическим выставкам, изготовлению книжек-самоделок, альбомов, поделок.
Таким образом, целостная система позволяет в условиях дошкольной организации формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
Следовательно, необходимо продолжать работу в этом направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Решение задач патриотического воспитания через разнообразные виды детской деятельности"
Доклад раскрывает задачи, направленные на воспитание патриотических чувств у дошкольников....
Доклад на тему: «Решение задач патриотического воспитания через разнообразные виды детской деятельности».
Этот доклад раскрывает, как решаются задачи патриотического воспитания через разные виды детской деятельности...
Интеграция содержания различных образовательных областей и видов детской деятельности в процессе физического воспитания.
Интеграция содержания различных образовательных областей и видов детской деятельности в процессе физического воспитания дает возможность для самореализации и самовыражения детей....
«Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности»
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощуще...
«Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности»
laquo;Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности»...
Презентация для родителей на тему "Воспитание самостоятельности в разных видах детской деятельности"
Воспитание самостоятельности у детей...
«Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности».
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощуще...