Проект для детей старшей группы "Что за праздник Новый год?"
проект (старшая группа)

Кузнецова Елена Викторовна

Проект для детей старшей группы "Что за праздник Новый год?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chto_za_prazdnik_novyy_god.docx287.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное                                                       учреждение детский сад № 9

Проект в старшей группе

«Что за праздник Новый год?»

Автор проекта:                                                                                                воспитатель первой квалификационной категории                                       Кузнецова Елена Викторовна

0_74b90_54394c15_L.png

г. Советская Гавань

 2019 г.

Паспорт проекта в старшей группе.

Тема: Что за праздник Новый год?

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, творческий.

Вид проекта: коллективный.

Срок реализации проекта: краткосрочный (3 недели).

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников (законные представители), воспитатели групп, музыкальный руководитель.

Образовательные области: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Цель проекта: формирование у детей понятия «праздник», его характерных особенностей и значения в жизни людей на примере Нового года.

Задачи проекта:

  • Формировать у дошкольников представления об истории возникновения новогоднего праздника, его традиций и обычаев.
  • Познакомить детей с обычаями и традициями встречи Нового года в разных странах мира.
  • Развивать творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.
  • Обогащать активный словарь детей по теме.
  • Привлечь родителей как активных участников жизни группы к подготовке к Новогоднему празднику.

Актуальность проекта: Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение елки и долгожданные подарки под ней – все это не сравнится даже с Днем рождения. При подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникают вопросы: а почему украшают елку? А Дед Мороз настоящий? А где он живет? А подарки Дед Мороз принесет? В течение месяца до Нового года дети начинают думать о Дедушке Морозе. Стараются вести себя по-другому, совершать добрые поступки, думая, что за ними в окошко наблюдает Дед Мороз. Почти так же себя чувствуют и взрослые, родители детей. Рассказывают о новогодних праздниках из своего детства, также как и дети ждут подарков. Все, и млад, и стар, ждут с нетерпением встречи Нового года, каждая семья занята предновогодними хлопотами. А самый главный символ новогоднего праздника - елка, с ее нарядами, украшениями.

Проблема: Дети не знают об истории появления этого праздника, не имеют представления о праздновании Нового года в других странах. Родители, часто ссылаясь на занятость, уделяют мало внимания детям и реже принимают участие в делах сада, группы. Поэтому очень важно сплотить коллектив родителей, вовлечь каждого участника в активный творческий процесс. Было решено привлечь родителей к совместной деятельности по подготовке к новогодним праздникам.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный: Постановка цели и задач, определение направлений, методов работы, предварительная работа с детьми и их родителями, подбор художественной и энциклопедической литературы, иллюстраций и картин, музыкальных произведений, подвижных игр  по теме проекта, выбор оборудования и материалов, создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды.

II этап – основной (практический): Планирование видов деятельности, направленных на реализацию проекта; разработка плана мероприятий; непосредственное поэтапное решение проблемы: НОД, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; тематическая выставка. Оформление родительского уголка: размещение статей, рекомендаций по теме проекта, приглашение на праздник.

III этап – заключительный: Подведение итогов; выставка рисунков и поделок детей; новогодний праздник для детей и родителей; выставка совместных поделок детей и родителей «Новогоднее украшение»; размещение информации на сайте ДОУ и персональном сайте воспитателя.

Ожидаемые результаты для детей и родителей: По окончании проекта 90% детей получили представления об истории возникновения праздника, его традициях; у детей появился интерес к коллективной творческой деятельности, желание участвовать  в украшении группы, изготовлении поделок с родителями, в подготовке к утреннику – разучивание песен, танцев.

У 70% родителей повысился уровень информированности об истории происхождения новогоднего праздника; родители приняли участие в организации новогоднего утренника, в оформлении новогоднего убранства группы.

Комплексно-тематическое планирование по проекту

Содержание

Образовательная область

Ответственные

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Работа с детьми

Познавательные беседы и НОД:

«Знакомство с календарем. Календарь «ожиданий Нового года», «Что такое Новый год?», «Когда родился Дед Мороз», «Откуда елка к нам пришла?», «В гостях у Деда Мороза».

Просмотр мультфильмов:

 «Тимошкина ёлка», «Снеговик-почтовик», «Снегурочка», «Сказка про Новый год», «Дед Мороз и лето».

Дидактические игры:

«Нарядим елочку», «Что растет на елке? », «Да-нет», «Дорисуй (снежинку, елочку…)», «Собери подарки, елку», «Четвертый лишний», «Найди пару».

Целевые прогулки:

Экскурсия к городской елке.

Сравнение живой и искусственной ели.

Экспериментальная деятельность:

«Цветные льдинки», «Снежные фигуры», «Следы на снегу».

Воспитатели,

родители.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Рассматривание картин с изображением зимних пейзажей, новогодних празднований на Руси, в других странах.

Составление рассказов по сюжетным картинкам, этюдов на тему «Веселый новый год!», «Новый год у зверей».

Заучивание стихотворений о зиме, снеге, новогоднем празднике.

Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла.

НОД:

Развитие речи: «Составление описательных рассказов по сюжетным картинам «Новогодняя елка», «Дед Мороз в гостях у ребят».

Чтение:

русских народных сказок: «Морозко», «Снегурочка», «По щучьему велению», «Два Мороза», «Проказы старухи-зимы»;

стихотворений и рассказов: Р.Кудашевой «Елка», С.Черного «Елочка», рассказов Н.Носова «На горке», Н.Сладкова «Всему свое время», Барто А. «Дело было в январе», «В защиту Деда Мороза», «Деды-близнецы», Благинина Е. «Стихи о елке, о сером волке, о стрекозе и о бедной козе», Воронкова Л. «Таня выбирает елку», Даль В. «Девочка Снегурочка», Дружинина М.  «Новогодние подарки»;

познавательных сказок о зимней природе.

Драматизация:

Сказка «Заячья избушка», музыкальная сказка «Как зверята елочку наряжали», игра-пантомима «Карнавал».

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика:

«Снеговик», «Клоуны», «На елке», «Новый год», «Дед Мороз», «Елка», «Снежный ком», «Снежки».

Фонопедические упражнения:

«Мороз», «Вьюга», «Метель», «В лесу».

Дидактические игры:

«Подбери слово», «Хитрая книга загадок», «Собери подарки», «Дед Мороз раздает подарки», «Что в мешке?», «Чего много?», «Упрямый Фома», «Слова-родственники».

Воспитатели,

родители.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Художественное творчество:

рисование красками, цветными карандашами, гуашью «Еловые веточки»;

аппликация: «Новогодние игрушки», поздравительные открытки и приглашения на новогодний утренник для родителей;

лепка из соленого теста: «Звонкие колокольчики»;

конструирование из бумаги: «Снежинки», «Цветные гирляды», «Снегири и яблочки».

Музыка:

Инициация ситуации коллективного слушания музыкальных произведений различного характера, песенное творчество, разучивание танцевальных движений, игры на музыкальных инструментах.

Воспитатели,

родители,

музыкальный руководитель.

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Беседы:

«Как дарить подарки?», «Почему могут быть опасны бенгальские свечи, гирлянды».

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья готовится к празднованию Нового года», «Магазин новогодних игрушек, подарков».

Дети,

воспитатели,

родители.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Беседы:

«Если хочешь быть здоров…», «Зимние виды спорта», «Здоровое питание в Новый год».

Игры малой подвижности и подвижные игры:

«Два Мороза», «Мороз Красный нос», «Ледяные ворота», «Дед Мороз», «На елку», «Заморожу», «Замри», «Снеговик», «Снежки», «Замороженные», «Льдинки, ветер и мороз», «Зимние забавы», «Снежинки и ветер».

Зимнее развлечение «Здравствуй, зимушка-зима!»

Зимние забавы: катание на санках, метание снежков, спортивная игра «Хоккей».

Физкультминутки:

«Елочка», «Идем в лес за елочкой», «Зимний лес», «Мороз», «Снежная», «Скоро, скоро Новый год!»

Дыхательная гимнастика:

«Снежинки летят», «Запах ели», «Полное дыхание», «Конькобежец», «Лыжник», «Смешинка», «Новый год».

Точечный массаж биологически активных зон, предотвращающий простудные заболевания.

Воспитатели,

родители.

Работа с родителями

Консультации: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников», «Новогодние традиции», «В игры играем – речь развиваем», «Развитие связной речи», «Читаем детям», «Новогодние развлечения для детей», «Новый год в кругу семьи», «Подвижные игры на улице зимой»;

памятка по пожарной безопасности на новогодних праздниках;

папка-передвижка «История Нового года»;  

оформление выставки поделок  «Новогоднее украшение»;

участие в подготовке новогоднего утренника;

участие в оформлении группы к Новому году.

Воспитатели,

родители.

Результат: Обсуждение итогов проекта; календарь ожидания Нового года; выставка рисунков и поделок детей; новогодний праздник для детей и родителей; выставка совместных поделок детей и родителей «Новогоднее украшение».

Приложение № 1.

Конспект НОД (интегрированное):

Тема: «Откуда елка к нам пришла?»

Программное содержание:

Цель:  уточнение и закрепление представлений у детей о ели и традициях встречи Нового года в разных странах.

Задачи:

Обучающая: расширять представления детей о традициях встречи Нового года у разных народов.

Развивающая: развивать познавательный интерес, зрительное и слуховое восприятие, расширение кругозора.

Воспитательная: воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе, содействовать проявлению доброжелательного отношения к сверстникам.

Словарная работа: активизация и обогащение словаря: еловые лапы, трубочист.

Индивидуальная работа: активизировать и привлекать детей к участию в разных видах деятельности.

Предварительная работа: беседа о времени года – зима, ее особенностях и характерных признаках.

Ход деятельности:

Воспитатель:

Наступает Новый год.

Я улыбаюсь вам

А вы улыбаетесь друг другу.

Мы добры, ласковы и приветливы.

Я желаю вам всем праздничного настроения.

Воспитатель обращается к детям:

Хотите узнать, как встречают Новый Год в других странах? Ответы детей.

Воспитатель: приглашаю вас в познавательное путешествие, поедем мы на тройке лошадей.

Дети под музыку «В лесу родилась елочка» начинают двигаться по залу.

  1. Первая остановка – страна Япония.

В этой стране встречают новый год под бой колоколов, которые звонят очень много раз,  во время звона колокола дети рисую то, что хотели бы получить в подарок и кладут свои рисунки под подушку.

У каждого из нас есть свое желание. Возьмите себе снежок, прошепчите ему свое желание и положите в корзинку, оно у вас обязательно сбудется.

Игровое упражнение «Загадай желание» (со снежками).

Дети с воспитателем продолжают дальнейшее путешествие.

  1. Вторая остановка – страна Германия.

В этой стране счастье и удачу в новом году символизирует трубочист (слайд).  Трубочист – это такая мужская профессия. Он чистит трубы, чтобы хорошо проходил дым и топились тепло печи в домах. Если повстречать трубочиста перед новым годом, то нужно до него дотронуться, испачкаться в саже, и все будет хорошо в будущем году. Я была в этой стране, и дотронулась до трубочиста, он подарил мне красивую снежинку.

Игровое упражнение «Снежинка».

Посмотрите на нее, не поворачивая головы, проследите за ней глазами. Подставьте ладони, снежинка легла на ваши ладони, сдуйте ее легким дыханием.

Продолжают свое путешествие.

  1. Третья остановка – страна Франция.

В этой стране Дед Мороз приносит подарки в башмачке и сапожке (слайд камин с сапожком).

У меня тоже есть башмачок и сапожок, но их нужно собрать в одно целое.

Игровое упражнение «Разрезные картинки» (елочка для девочек, сапожок для мальчиков).

Под музыку на тройке возвращаемся в группу.

  1. Четвертая остановка – Россия

Воспитатель:  Вот мы и вернулись в свою страну Россию. Как мы встречаем новый год в России? Ответы детей.

Воспитатель:

-Что мы наряжаем на новый год у себя в домах? Ответы детей.

-Елку называют елью. Ель – живет в лесу и является символом новогодних праздников. Традиция наряжать елку пришла из давних времен. Вот она – лесная красавица. Назовите ель ласковыми словами, если ели понравится, то на ней будет появляться  красивый шар.

Словесная игра «Какая елка?»

Ответы детей: нарядная, пушистая, колючая, стройная, необыкновенная, волшебная, сказочная (слайд - на каждый ответ детей на елке появляется красивый шар).

Воспитатель: Чем покрыты ветки у ели –иголками. Как называют иголки - хвоя. Большие, широкие ветви называют – еловыми лапами. Эти лапы не пропускают ветер, вьюгу, метель, поэтому в хвойном лесу прячутся птицы и звери.

Ель является для лесных жителей столовой и жилищем.

Почему столовой? Потому что птицы и животные питаются  семенами ели, Почему жилище? Потому, что птицы вьют гнезда на ели (сорока), в корнях ее медведь готовит себе берлогу.

Поиграем в игру «Закончи предложение».

Я начну предложение, вы закончите:

Я знаю, что у дерева есть …… (корни, ствол, ветви).

Я знаю, что ветви ели называю… (лапы).

Я знаю, что иголки у ели называются…. (хвоя)

Я знаю, что семенами ели питаются …. (птицы, белки)

Я знаю, что на Новый год наряжают…  (елку)

Воспитатель: Какую пользу для людей приносит ель? Ответы.

Сейчас давайте немного отдохнем.

Физминутка «Танцующая елка»

Воспитатель: Я знаю сказку о ели, которой хорошо жилось в лесу, хотите ее услышать?

Рассказывание сказки.

Шум ветра, на экране появляется большая елка и маленькая.

        - Весной на полянке, у мамочки ели, родилась дочурка маленькая елочка. Маленькой елочке хорошо в лесу. Вся природа радовалась появлению нового деревца, вокруг нее летали и пели птицы.

Прошло время, и маленькая  елочка  превратилась в лесную красавицу.

      И вот однажды в лес перед новогодним праздником пришел человек, чтобы срубить на праздник елку. Вдруг поднялся ветер, метель, и елочка заговорила человеческим голосом:

- Мы деревья тоже живые существа, нас нужно оберегать, а вы люди часто этого не понимаете.

      Человек задумался.

- Зачем губить елку? Пусть она растет на радость всем.

А для себя под новый год  я смастерю или куплю елку себе сам.

6. Практическая часть

Воспитатель: Сейчас внимательно посмотрите на свои руки, какие они: у мальчиков большие и сильные, у девочек нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все.

Предлагаю смастерить елочки своими руками, украсить их разноцветными шарами. Для этого вы пройдете за столы: мальчики пропустят вперед девочек, и займут места там, где темные клеенки, девочки – где светлые клеенки. Что находится на разносах?

Перед вами разносы, на разносах: ножницы, клей, салфетки, цветные полоски из бумаги. Как правильно нужно пользоваться ножницами? Как правильно нужно пользоваться клеем?

Правильно, молодцы, хорошо знаете правила безопасности.

Сейчас посмотрите внимательно, что вы будете делать:

Перед вами шаблон елки, цветные полоски, ножницы, клей, салфетки, клеенки. Берете цветную полоску, складываете ее гармошкой и вырезываете кружки – это будут новогодние шары. Затем на клеенку кладете свой шар, наносите клей и наклеиваете на елку.

Вот и получилась красавица, новогодняя елка.

Итог:

-Какое дерево мы наряжаем на новый год?

-А откуда приходит к нам елка?

-Как встречают дети других стран новый год?

Рефлексия: Я была рада сегодняшней встрече с вами. И мне хотелось бы оставить вам в подарок вот эти красивые шары. Они разных цветов белые и синие. Если вам понравилось сегодняшнее путешествие – возьмите белый шар, если вы испытывали затруднения – возьмите синий шар. Эти шары повесите на елку, которую будете наряжать дома.

Приложение № 2.

Тема познавательной беседы:

«Что такое Новый год?»

Программное содержание: закладывать основы праздничной культуры. Знакомить детей с тем, как празднуют Новый год в других странах. Развивать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Ребята, отгадайте загадки,  и вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.

Он катки для нас устроил,

Снегом улицы занес,

Изо льда мосты построил,

Кто же это? ...         (Дед Мороз)

Вся из снега, изо льда,

Но не мерзнет никогда.

Вместе с дедушкой придет

К ребятне на Новый год.

                                  (Снегурочка)

Красавица какая -

Стоит, светло сверкая.

Как пышно убрана...

Скажите, кто она?

                             (Новогодняя елка)

- О каком празднике мы сегодня будем говорить?

  1. Беседа об истории праздника на Руси.

- Как вы думаете всегда ли праздник Новый год отмечали зимой?

В древней Руси Новый год отмечали 1 марта.

В начале весны пробуждается природа после зимнего сна, а значит наступает новый год и в жизни людей, готовившихся к посеву нового урожая.

Позже царь Петр I повелел отмечать Новый год 1 января.

В новогоднюю ночь устраивали народные гуляния, жгли костры, обменивались поздравлениями, устраивали фейерверки, запускали петарды, в каждом доме ставили елку или украшали дом еловыми ветками. Тогда же и появился Дед Мороз.

История Деда Мороза

Кто такой Дед Мороз? Дед Мороз – добрый волшебник.

Считалось, что Мороз живет в ледяной избушке в лесу и одаривает подарками тех, кто заглянет к нему на огонёк. Сейчас Дед Мороз живёт в Великом Устюге (Вологодская область).

Можно съездить к нему в гости или написать письмо, вот адрес:162340, Россия, Вологодская область, г. Великий Устюг, дом Деда Мороза.

История Снегурочки

Без Снегурочки трудно представить себе новогодний праздник. В русских сказках Снегурочкой или Снегурушкой зовут девочку, которую слепили из снега старик со старухой, а она весной растаяла, прыгнув через костер. Новогодняя Снегурочка – это внучка Деда Мороза, которая помогает ему дарить детям подарки и устраивать настоящий праздник.

Как наряжали елку наши предки

Самые первые новогодние игрушки были съедобными: сладости, яблоки, орехи. Потом появились ёлочные игрушки из ткани, соломы, цветных ленточек, а уже позднее - из бумаги и фольги. Стеклянные игрушки, настоящие новогодние шары стали делать только в XIX веке.

  1. Истории празднования Нового года в других странах?

-Ребята, а вы знаете, как празднуют Новый год в других странах?

В Италии в новогоднюю ночь жители выбрасывают из окон старые вещи, даже мебель.

Итальянского Деда Мороза называют Баббе Натале. Но в эту ночь дети ждут не только Баббе Натале, но и кого-то ещё...

В эту ночь на волшебной метле прилетает добрая фея Бефана. Она открывает двери маленьким золотым ключиком и, войдя в комнату, где спят дети, наполняет подарками детские чулки, специально подвешенные к камину. Тому, кто плохо учился или шалил, Бефана оставляет щепотку золы или уголёк.

В Швеции перед Новым годом дети выбирают королеву света Лючию. Её наряжают в белое платье, на голову надевают корону с зажжёнными свечами.

Лючия приносит подарки детям и лакомства домашним животным: кошке — сливки, собаке — сахарную косточку, ослику — морковь. В праздничную ночь в домах не гаснет свет, улицы ярко освещены.

В Англии принято на Новый год разыгрывать представления для детей по сюжетам старинных английских сказок. Всю новогоднюю ночь уличные торговцы продают игрушки, свистульки, пищалки, маски, воздушные шары. Именно в Англии возник обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками.

Перед сном дети ставят на стол тарелку для подарков, которые им принесёт Санта Клаус, а в башмаки кладут сено — угощение для ослика.

Французский Дед Мороз — Пэр Ноэль — приходит в новогоднюю ночь и оставляет подарки в детских башмаках. Тот, кому достаётся боб, запечённый в новогодний пирог, получает титул «бобового короля», и в праздничную ночь все ему подчиняются.

В Голландию Дед Мороз приплывает на корабле и передвигается по улицам города на белом коне в сопровождении чернокожих подданных. Синтер Клаас любит весёлые розыгрыши и сюрпризы и часто дарит детям фрукты, игрушки, леденцовые цветы.

  1. Подвижная игра.

- Какие зимние, новогодние игры вы знаете?

("Заморожу", "Снежки", "Не выпустим", "Два Мороза")

Предложить поиграть в любую игру на выбор.

Приложение № 3.

Организация наблюдения в форме  

экспериментальной деятельности

Тема: «Цветные льдинки»

Цели:

  • развивать у детей естественнонаучные и сенсорные представления;
  • познакомить детей с агрегатным состоянием воды –льдом;
  • экспериментальным путем получить темную и светлую красную воду (темную  и светлую синюю воду и др.);
  • упражнять в словесном обозначении оттенков (темно-красный, светло-красный, темно-синий, светло-синий и др. оттенки);
  • изготовить цветной лед и украсить ими постройки на прогулочной площадке.

Ход занятия:

(В группе дети экспериментальным путем получают темную и светлую красную, синюю, зеленую воду. Воспитатель  предлагает узнать, что будет с цветной водой,  если вынести ее на улицу).

- Ребята, сегодня мы с вами экспериментальным путем получили цветную воду. Какого цвета вода в ваших бутылках. (Темно-красная и светло-красная, темно-синяя и светло-синяя, темно-зеленая и светло-зеленая).

- Давайте разольем воду в формочки: прозрачные пластиковые стаканчики и в формочки из-под  шоколадных конфет.

- Какого цвета вода в формочках?

- Как вы думаете, что с ней станет на морозе?

- Что же стало с водой в формочках?  (Она замерзла -  получился лед)

- Какого цвета получился лед в формочках?

- Давайте рассортируем льдинки по цвету в  шесть ведерок  в соответствии с цветовыми условными обозначениями.

- Что же нам делать с льдинками: возьмем с собой или оставим на участке до следующей прогулки?  (взять в группу, после сна проверить).

- Ребята, посмотрите, куда пропали льдинки? (Они растаяли,  и образовалась вода)

(На следующий день воспитанники снова изготавливают воду двух-трех  других цветовых оттенков  (по выбору детей) и делают льдинки).

-  Какого цвета вода получилась у вас сегодня?

- Давайте из нее мы опять сделаем разноцветные льдинки, а потом соберем ледяные бусы и выложим красивый узор.

(Воспитатель на прогулке организует закрепление названия новых оттенков и проводит игровые упражнения «Собери бусы», «Выложи узор»)

Примечание: После занятия по ознакомлению с разновидностями эталонов цвета, где дети учатся получать три оттенка любого цвета, на прогулке проводится аналогичная работа по получению разноцветных льдинок и закреплению словесных обозначений трех оттенков цвета: «темный», «светлее», «самый светлый».

Приложение № 4.

ФОНОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

«Вьюга»

Поет вьюга свою песню.

Завывает ветром.

Кружит снегом.

Метет по земле поземку.

Стучится в окна.

- Произносят звук [о] с разной динамикой на одном дыхании. Ладони друг к другу. Когда руки разводят в стороны, звук громче, когда приближают – затихает.

- Тянут звук [у], пропевая его в разных регистрах на одном дыхании и показывая высоту звука рукой.

- Звук [a] произносят то выше, то ниже, делая движения рукой.

- Делают руками движения, как при плавании, произнося при этом звук ш.

- Произносят коротко и остро "тук, тук…", показывая указательным пальцем высоту звука.

«Метель»

Свистели метели,

Летели снега,

Стелила постели большая пурга.

Стелила постели морозом она,

И было метелям всю ночь не до сна.

- Произносят звук [y] от низкого к высокому.

- Произносят звук [о] от низкого к высокому.

- Произносят звук [и] вверх и вниз, показывая его высоту рукой.

- Пропевают отрывистые, острые звуки [а] в разных регистрах.

- То усиливают звук, разводя руки в стороны, то затихают, приближая ладони друг к другу, на одном дыхании пропевая разные гласные.

Приложение № 5.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Игра «Дед Мороз раздает подарки»

Чему учится ребенок: образовывать слова при помощи суффиксов; согласовывать имя существительное с прилагательным в роде и числе.

Оснащение: игрушечный Дед Мороз; елочные игрушки; две игрушечные грузовые машины (большая и маленькая); сюжетная и предметные картинки.

Ход игры: подготовьтесь заранее к игре. Подберите елочные игрушки, одинаковые по фактуре и цвету, отличающиеся только по величине.

Предложите малышу поиграть. Поставьте перед ним две машины – большую и маленькую. Попросите его назвать величину каждой машины.

Спросите, как можно ласково назвать маленькую машину (машиночка, машинка). Предложите ребенку сложить подарки в машину. Большие подарки - в большую машину, маленькие  - в маленькую машинку.

Усложнение возможно за счет смены условий задания: сложи большие подарки в маленькую машину, а маленькие - в большую и т.д.

Предложите ребенку назвать ласково подарки из маленькой машины: куколка, конфетка, мячик.

Повторите игру, используя картинки.

Игра «Собери елочные игрушки»

Чему учится ребенок: различать основные цвета; правильно их называть, согласовывать существительное с прилагательным в роде.

Оснащение: сюжетная и предметные картинки.

Ход игры: подготовьтесь к игре заранее. Вырежьте елочные игрушки и разложите их на елке на сюжетной картинке.

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Спросите: «Что делают дети?» (снимают игрушки с елки) «Куда они складывают елочные игрушки?» (в коробки).

Попросите ребенка назвать цвет каждой коробки (синяя коробка и красная коробка). Следите за тем, чтобы он согласовывал имена существительные с прилагательными в роде.

Предложите ребенку помочь детям сложить елочные игрушки в коробки. Попросите его переложить лежащие на елке игрушки на соответствующие нарисованные коробки. Поставь условие: «Игрушки красного цвета нужно сложить в коробку такого же, красного цвета».

Усложнение возможно за счет увеличения количества вариантов выполнения задания: игрушки красного цвета – в синюю коробку, игрушки синего цвета – в желтую коробку, в каждую коробку – по одной игрушке каждого цвета.

Когда ребенок выполнит задание, предложите ему рассказать, какие игрушки и какого цвета он «сложил» в коробку.

Игра «Длинный – короткий»

Чему учится ребенок: различать величину предметов; правильно ее называть (длинный, короткий); согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе.

Оснащение: сюжетная и предметные картинки.

Ход игры: покажите ребенку сюжетную картинку. Предложите ему помочь Снегурочке нарядить две новогодние елки (высокую и низкую).

Рассмотрите вместе предметные картинки с изображением елочных украшений. Попросите малыша назвать их. Предложите ему определить величину каждого предмета и назвать ее (длинные бусы – короткие бусы, длинная цепочка – короткая цепочка, длинная гирлянда – короткая гирлянда).

Предложите малышу помочь Снегурочке – провести линию цветным карандашом от длинных елочных украшений к высокой елке, а от коротких елочных украшений – к низенькой елочке.

Игра «Что в мешке?»

Чему учится ребенок: употреблять в речи имена существительные с предлогом «в»; соотносить числительное «один» и наречие «много» с количеством предметов.

Оснащение: игрушечный еж; красиво украшенный мешочек с подарками.

Ход игры: положите мешочек с новогодними подарками на спинку ежа. Возьмите игрушку и «ведите» ее по столу (или полу). Имитируйте мелкие шаги ежика (постукивайте игрушкой по столу или полу в быстром ритме). Можно сопровождать действия приговариванием звукоподражаний: «Уф-уф-уф».

Прочитайте рифмовку:

Еж колючий шел по лесу,

Нес мешочек с интересом.

Инте-, инте-, интерес,

Кто в мешочек тот залез?

Предложите ребенку вытащить из мешочка все находящиеся в нем предметы. Попросите его разложить их на столе (или полу) и назвать каждый предмет.

Попросите ребенка помочь ежику сложить (обратно) в мешочек новые подарки.

Игра «Угадай-ка» при помощи «Волшебного мешочка»

Положите на столе перед ребенком два предмета-подарка. Например, конфету и бантик (для любимой сестры). Попросите малыша закрыть глаза. В это время спрячьте в мешочек один из предметов. Попросите ребенка открыть глаза и внимательно посмотреть на оставшийся предмет. Предложите ему вспомнить и сказать, что вы спрятали в мешочек.

Предоставьте ребенку возможность проверить правильность своего ответа: заглянуть в мешочек, вытащить из него спрятанный предмет, назвать его  сказать, где он находился. (В мешочке).

Игру можно начать с двух предметов, постепенно увеличивая количество спрятанных в мешке игрушек до пяти.

Приложение № 6.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Новый год»

Наступает Новый год! (хлопаем в ладоши)

Дети водят хоровод. (кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу)

Висят на елке шарики, (поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)

Светятся фонарики. (изображаем фонарики)

Вот сверкают льдинки, (сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)

Кружатся снежинки. (легко и плавно двигать кистями)

В гости дед Мороз идет, (пальцы шагают по коленям или по полу)

Всем подарки он несет. (трем друг об друга ладони)

Чтоб подарки посчитать,

Будем пальцы загибать: (хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем)

1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 10. (по очереди массажируем каждый палец)

«Зимняя прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, ("Лепим" комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)

Съели суп, и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

«Снежный ком»

Взяли дети белый ком,

Лепить будем снежный дом

(движения, изображающие лепку снежков)

Мы польем его водой,

 Домик будет ледяной

(«плескать» ладонями воду)

Ком за комом мы кладем,

(ставить кулачок на кулачок)

Вот и вылепили дом

(нарисовать в воздухе ладонями домик)

«Ёлочка»

Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)

Что за чудеса случились

Этой ночью новогодней.

Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)

А увидели парад:

В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)

Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)

А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)

Пушистая, в иголочках.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Мимические упражнения

Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.

Передать гневную интонацию деда Мороза.

Дед Мороз проспал в постели, Встал, сосульками звеня: — Где вы, вьюги и метели? Что не будите меня?

Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы. Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.

Упражнения для щек и губ

Снеговики радуются снегу и морозу. 

Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

Грустные снеговики весной. 

Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

Упражнения для языка «Сосулька»

Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).

Санки-ледянки. 

Сделать язык «чашечкой».

Горка для спуска. 

Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

Саночки. 

Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. 

Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка

Развитие речевого дыхания и голоса

Вьюга.

Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой ягой. 

Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) 

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) 

Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.) 

Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) 

Шумят ели: «Ш-ш-ш-П1-Ш-П1». 

Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

Речевая зарядка

Мороз колдует.

Разыграйтесь-ка, метели! 

Гнитесь ниже, сосны, ели! 

Все, что есть в моем лесу, 

Я засыплю, занесу!

Психогимнастика. Пластические этюды

Обыгрывание ситуации «Новый год». Изобразить Деда Мороза и Снегурочку, идущих на елку. 

Показать: разные звери встречают Новый год.            

Пластические этюды

Зимние забавы. 

Изобразить: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.

Изобразить зимующих птиц: дятла, ворону, высиживающую птенцов, и замерзшего воробья.

Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую, и др.

Приложение № 7.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

«Новый год» 

У всех Новый год,

И у нас Новый год.  (Делают шаг с притопом и одновременно хлопают в ладоши,        

                                      поворачиваясь в правую сторону и в левую.) 

Возле ёлочки зелёной

Хоровод, хоровод. 

К нам пришёл Дед Мороз.  (Делают лёгкие наклоны головой в разные стороны, как

                                               бы сообщая друг другу эту новость.)

Он игрушек, и хлопушек,

И конфет нам принёс!     (Кружатся на месте, подняв руки и вращая кистями.)

Он добрый у нас,

Он весёлый у нас,—     (Делают шаг с притопом, одновременно хлопают)

Возле ёлочки зелёной

Сам пошел с нами в пляс.  (Шагаем на месте) 

«Елка» 

Горит огнями елочка, под нею тени синие, (Поднимаем руки вверх)

Колючие иголочки, как будто в белом инее. (Опускаем через стороны, вниз)

Огни на елке яркие повсюду зажигаются. (Наклоны вправо, влево)

Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются. (Ходьба на месте, улыбка)

«Зимой» 

Мы погреемся немножко, (Натираем плечи)

Мы похлопаем в ладошки, (Хлопаем в ладоши)

Ножками потопаем (Топаем на месте)

И себя похлопаем. (Хлопаем по коленям)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей старшей группы: «Великий праздник- День Победы».

Цель проекта: Продолжать формировать патриотические чувства у старших дошкольников, чувство гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Задачи:Ø Формировать гражданственность,...

Познавательно-творческий проект для детей старшей группы. «Что такое Новый год?»

Актуальная значимость проекта:  Анализируя знания детей группы о новогоднем празднике, выявлено, что они не знают об истории появления этого праздника, не имеют представления о праздновании Новог...

Познавательно-творческий проект для детей старшей группы. «Что такое Новый год?»

Анализируя знания детей группы о новогоднем празднике, выявлено, что они не знают об истории появления этого праздника, не имеют представления о праздновании Нового года в других странах. Представлени...

Проект в старшей группе "Любимый праздник Новый год"

Творческий краткосросрочный проект в старшей группе "Любимый праздник новый год"...

Проект для детей старшей группы на тему «Новый год у ворот»

Проект для детей старшей группы на тему «Новый год у ворот»...