МАСТЕР КЛАСС "ИГРА ЗВУКАМИ-МУЗЫКАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ"
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Что такое импровизация?
Добрый день,Уважаемые коллеги.Нам очень приятно,что у вас нашлось времяпосетить наш мастер-класс.Сегодня мы хотим поделиться опытом работы над импровизацией.В процессе работы мы опирались на методические рекомендации опытного педагога Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой ,описанные в учебнике»Сто секретов музыки для детей.Игры звуками»В нем даны рекомендации как придумывать и исполнять свою соственную музыку.
I Импровизация(лат.неожиданно,внезапно)-это одна из самых увлекательных и совершенно необходимых форм первичного познания звукового мира ребенком, которая помогает ему изучить и исследовать мир, сформировать детское личностное отношение к миру.
-Импровизация- древнейший и генетически первичный вид муз.творчества, при котором процесс сочинения музыки происходит во время ее исполнения.На протяжении многих веков она была единственным способом рождения и существования музыки.Человек как бы «добывал» музыку из себя.В этом один из глубочайших смыслов импровизационного музицирования,которое формирует,позицию,деятеля,создателя,исследователя,а,не,потребите-ля. Импровизация удивительна и необходима детям.
Нам ,взрослым,кажется что вся музыка сосредоточена в фортепиано или в симфоническом оркестре,но это далеко не так.Фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные звуки.Ребенку нравиться самостоятельно организовывать звуки.То что они творят далеко от шедевров Но ее главный смысл-прикладной,т.е. она помогает детямизучать и исследовать мир.
-Импровизация –это способность создавать музыку в реальном времени, без нот из собственных мыслей. Она не имеет правил,ограничений и стандартов.
-Это форма коллективной музыкально-творческой деятельности, предполагающая личностный характер участия каждого ребенка в исполнении и творении музыки.В результате этого ребенок приобретает опыт слушателя, композитора, исполнителя и актера, т.е.опыт общения и непосредственного переживания музыки.Нам всем известно как детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Удовольствие, радость полученные детьми от общения с музыкой, ведут к удовлетворению ряда эстетических потребностей у детей, что само по себе является одной из задач музыкального обучения вообще
II. Цель
Обучение творчеству с использованием импровизации звуков.
(Обучение детей творчеству методом импровизации(игры звуками))
Задачи
-изучить звуковые свойства голоса и артикуляционного аппарата.
-приобрести разносторонний опыт звуковых ощущений.
-исследовать различные способы получения и приобретения
навыков игры на различных видах инструментов.
-развивать тонкий тембровый ,а через него и звуковысотный слух.
-развивать основы интонационного слуха и образно-ассоциативного мышления
-развивать музыкальное мышление, развивать личность вообще .
-искать,свободные образные ассоциации и свободное комбинирование их. -помогать детям приобретать способностьустанавливать оппосредованную ассоциотивную связь между звучанием и моделируемым звуковым образом (музыка планет,музыка звезд,песенка светлячка)
- Учить звукоизобразительному озвучиванию стихов и сказок
Импровизация, как способ обучения и воспитания, очень увлекателен и совершенен.Этот способ построен на ведущем принципе педагогики «обучение в действии»,когда ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий. Импровизация как способ обучения строится на двух основных принципах;
1.Импровизационно-творческая деятельность (независимость мышления, умение изобретать и находить новые, неожиданные пути в разрешении встающих проблем)
2.Игра,основанная на варьировании,воображении,преображении,пересочин., Импровизационно-творческая деятельность включает в себя: пение, речевое музицирование,игру на детских музыкальных инструментах, танец, движение музицирование,озвучивание стихов,пантомиму,спонтанную театрализацию.
Игра(скрытое,недирективное обучение,когда дети понимают,что с ними играют, но не осознают, что их учат).Игра целенаправленна и подчинена достижению, запланированного педагогом, результата. Игра содержится в каждом из моментов занятия.И эти моменты превращают занятие в единую музыкально-дидактическую игру, в процессе которой происходит творческое ОСВОЕНИЕ закономерностей музыки (необходимые базовые и основные знания- элементарная нотная грамота, первоначальное представление о ладо-тональностях,изучение,множества,мелодий,муз.произведений)Виды импровизации вокальная,инструментальная,танцевальная,театральная-взаимосвязаны между собой. На муз.занятиях дети отдают предпочтение инструментальной импровизации.Это самый доступный для него видмузыкально-исполнительской деятельности.При игре на музыкальных инструментах ребенку легче всего проявить свою активность и самостоятельность. Работа над этим видом импровизаций начинается уже в младших группах. На занятиях использую: фольклорную музыку (форма народной импровизации) и элементарные формы работы над импровизацией-
- Звучащие жесты,
- озвучивание потешек,
- ритмо-двигательные упражнения,
- игру на шумовых инструментах.
«Тюшки-тютюшки»-звуковые жесты. « Снег,снег»-кубики.
Для занятий импровизацией в группах старшего возраста использую классическую музыку.В старшем возрасте, дети умеют абстрагироваться, поэтому помимо традиционных шумовых инструментов, дети играют на нетрадиционных музыкальных инструментах: бумага,стаканы с водой, самодельные шумелки.
Самодельные шумелки очень важны.Малышь не должен бояться их паломать ,а если и поломает ,то легко сделает их сам.Рассказать малышам о праобразах маракасов, кастаньет, бубенцов, свистулек –как они появились у наших древних предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами,куски полого бревна ,простые деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешанные на прутик, стручки различных растений. Для изготовления самодельных инструментов может пригодиться все: Бумага,целофан,пергамент,газета,гофрированная бумага.
Деревянные кубики,карандаши,катушки, палочки разной толщины.
Коробочки картонные,пластмассовые,металлические. Леска,нитки,проволока,ткань.
Желуди,каштаны,шишки,орехи,скорлупки.крупа,камешки ,ракушки.
Кусочки пластика, небольшие металлические предметы-ключи.
Стеклянные бутылки и фужеры.
Пуговицы ,шарики, резиночки, расчески.
Что же делать со всеми инструментами на занятиях?-поиграть бумагой разными способами –ритмично сминать,тереть,рвать.
Слайд.2 видео старшей группы.
Игра на музыкальных инструментах может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. 2.Элементарные формы работы над импровизацией
Остановимся более подробно и попытаемся рассмотреть через практический подход элементарные формы работы над импровизацией.
Т.Ю.Тютюнникова предлагает начинать работу над импровизацией с игры звуками вне каких бы то ни было музыкальных систем и звукорядов, вне метра и ритма и со звуков собственного тела. Это движения и мышечные ощущения – «природные инструменты» телесного происхождения. Г.Кельман (соавтор Карла Орфа) назвал их термином «звучащие жесты». 1.«Звучащие жесты»- хлопки,шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами, удары ладонями по грудной косточке и др Дети всегда с интересом придумывают,импровизируют собственные «звучащие жесты». На первоначальном этапе обучения музыке «звучащие жесты» уникальны и незаменимы
Игра со звучащими жестами:
«Тюшки – тютюшки» (Ах ты, берёза)мл.гр.
Тюшки –тютюшки, сделай топотушки! – топают ножками.
Тюшки – тютюшки, сделаем хлопушки! – хлопают
Тюшки-тютюшки, сделаем щелкушки!
Тюшки – тютюшки, сделаем шлепушки! – шлёпают по плечам,
щёчкам, животику.
Тюшки – тютюшки, шлепушки, топотушки! – шлёпают, топают.
“По коленочкам” ( “Ах, вы сени”) Мл.гр.
По коленочкам ладошкой мы похлопаем немножко
Тра-та-та-та, тра-та-та, мы похлопаем немножко.
По коленям локотками постучим теперь мы с вами.
Тра –та-та-та, тра-та-та-та, постучим теперь мы с вами.
И ладонью о ладонь мы похлопаем с тобой
Тра – та – та – та, тра – та – та та,
Мы похлопаем с тобой.
(В старших группах можно придумать вместе с детьми : аккомпанемент из звучащих жестов, сочинить простейший аккомпанемент для дразнилки на ксилофонах, используя тоническую ч5, ч8)
Лиса. Рус. Нар. мелодия.
Текст | Звучащие жесты |
Уж как шла лиса дорожкой | Хлопок, шлепок по коленям |
Нашла азбуку в обложке | Поочерёдно шлепки по коленям |
Она села на пенёк | Притопы |
И читала весь денёк. | Раскрыть ладони – смотреть в «книгу» |
Лепёшки. Укр. прибаутка.
Текст | Звучащие жесты |
Наберу мучицы, | Круговые движения по коленям |
Подолью водицы | Шлепки оп коленям |
Для детей хороших | Притопы |
Напеку лепёшек. | Хлопки |
Скок – скок – поскок. Рус. Нар. потешка.
Текст | Звучащие жесты |
Скок-скок-поскок | Два шлепка по коленям, притоп, хлопок. |
Сколочу мосток. | Два шлепка по коленям, притоп, хлопок. |
Серебром замощу | Два шлепка по коленям, притоп, хлопок. |
Всех ребят пущу. | Два шлепка , притоп, хлопок. |
Лягушка.
Текст | Звучащие жесты |
Вот лягушка по дорожке | Поочерёдные хлопки по коленям (себе-соседу-себе-соседу) |
Скачет, вытянувши ножки: | Щелчки ногами (не отрывая пятки от пола, шлёпать пальцами ног) |
Ква-ква-ква | Руки согнуты в локтях, пальцы растопырены, сгибать и разгибать пальцы – 3 раза, хлопок в ладоши |
Ква-ква-ква! | Руки согнуты в локтях, пальцы растопырены, сгибать и разгибать пальцы – 3 раза, хлопок в ладоши |
Ёжик и бычок.
Текст | Звучащие жесты |
Встретил ёжика бычок | Поочерёдно шлепки по коленям (себе-соседу-себе-соседу) |
И лизнул его в бочок. | Поочерёдно шлепки по коленям (себе-соседу-себе-соседу) |
А лизнув его в бочок | Притопы |
Уколол свой язычок. | Пальчиками по коленям |
Жучка и кот. Чешск. Нар. прибаутка.
Текст | Звучащие жесты |
В погреб лезет Жучка, | Пальчики «бегут» по коленям |
С нею кот. | Поочерёдно шлепки по коленям |
Если в небе тучка - | Пальчики стучат по коленям |
Дождь пойдёт. | Погладить колени. |
2.Голос человека – еще один «природный инструмент» человека.Голос и артикуляционный аппарат могут рассматриваться как целое собрание инструментальных тембров,которыемогут быть использованы для различной звуковысотнойигры,создания,эффектов:свист,шепение,глиссандирование,ше-пот,кряхтение,тремоллирование связками,цоканье
языком,вдохи,выдохи,возгласы.Первоначальные импровизации это пластика-одна из самых мимика,речь.Речевое музицирование – это большой выигрышь! Если маленький человек петь совсем не умеет, но говорить уже может, значит он может музицировать и импровизировать.
Идея использовать ритмизованную речь в обучении детей музыке принадлежит К.Орфу. Речь и движение – два корня музыки. В речевом музицировании можно активно применять игру на музыкальных инструментах, на наших занятиях это называется «украшение» речи.
Игра со звуками ( методика К.Орфа)
Предложите детям изобразить голосом звук ветра, используя уже известный прием моделирования объема и динамики с помощью звуков Ф,П,С,Ш.
Глиссандируя голосом, можно изобразить «завывание» холодного ветра.
Ритмо-двигательный канон.
Одной из самых увлекательных форм музыкальной импровизации является ритмо-двигательный канон. Ритмо-двигательный канон -это канон, в котором есть речевой канон и канон движений.Музыкального канона нет т.к. мелодии короткие,как формулы.Дети должны сами придумывать движения и мелодии.
-Разучивание текста и мелодической попевки канона.
-Разучавание движений.
-Исполнение каноном по группам.
«В пустыне»
Пески: Хр-п-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-
Верблюды: Хам-були –були були, хам –були були…..
Погонщики: Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла….
Речь, жесты и музыка должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трём компонентам развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность и как результат- чистота интонирования, выразительность в пении детей; развиваются детские эмоции,мимика,активность мыслительной деятельности и фантазии. Игра ритмов«звучащими жестами» в сочетании с речью и музыкой дает волшебные результаты.
Музыкальная импровизация способствует появлению у ребенка чувства радости, уверенности в своих силах, формирует эмоционально. Происходит как бы слияние, упорядочение, приведение в равновесие психики и физиологии. Ребёнок не просто пассивно слушает музыку, но активно участвует в её создании. Это особенно актуально в наше время с его компьютеризацией, стрессами, быстрым темпом, избытком информации.
Игра на музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка – его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив
В учебнике Т.Э.Тютюнниковой работе над звуком уделено 12 тем. В своей работе она также показывает примеры игры на нетрадиционных детских инструментах –деревянных ,металлических,стеклянных ,бумажных. Мы разберем некоторые из них.
Начинаем любое занятие классически:
Певческая установка,муз.привеиствие,работа над дыханием, все это сопровождается звуковыми жестами,словами и музыкой(сопровождение может быть фортепиано или ксилофон ,или металлофон).
Слушание (упражнения по темам –метро-ритм «Что сказал барабан?»,жанры «Угадай мелодию»)Пение -работа с клавиатурой,металлофоном,ксилофоном
Работу над песенной импровизацией детей ведётся поэтапно:
На первом этапе:различные звукоподражания (тиканье часов, звучание барабана), имитацию голосов кукушки, кошки, передачу голосом настроения персонажей (котик выздоровел – заболел).
На втором этапе : дети создаюте своих мелодии (вопрос-ответ).
На третьем этапе :развитие навыка у детей сочинять мелодию на заданный текст (сочинить песни на стихи, выученные в группе или сочинить мелодии в заданном жанре. Такие песенные импровизации дети придумывают на слоги: тра-та-та – марш, а-а-а – вальс, ля-ля – полька, пение с закрытым ртом м-м-м песня).
Основная часть занятия может быть выстроена в контексте сказки:
Например: «Бумажный карнавал»-знакомство со звуками.
На одной загадочной планете жили-были и мирно правили три
короля:Шорох,Шелест,Шепот.На этой планете все было шуршащее,шелестящее:цветы,деревья.птицы,фантан,королевский оркестр.
Жители планеты были тоже особенные:
Шептунчики,шуршанчики,бумалистики и бумашуршики.
Короли жили дружно и всегда ходили друг к другу в гости:(знакомство со звуками).
Втишине в лесной глуши,
Шопот к Шороху спешит,-2 раза
Шепот по лесу шуршит.
Шу-шу-шу да ши-ши-ши
Тише шорох не шурши
Навостри-ка уши,тишину послушай.
Каждый год в сказочном королевстве отмечали Бумажный карнавал.Гости приезжали в бумажных костюмах и привозили бумажные инструменты.Их встречали Шорох,Шелест,Шопот.И мы с вами можем попасть туда,если пошуршим .пошелестим,пошепчем.
Игра произвольно звуками Ч.Ш,Щ,С,Ц,соединять их в различные сочетания.Можно создать спонтанную,»шуршащую»композицию из одних фонем.Можно добавить в нее звучание бумаги и маракасов.
Управлять динамикой.моделировать линии этой формы мы можем руками.,
Открываем карнавал.-«Бумажное шествие»-торжественное шествие с шуршащими инструментами(Все выходят под торжественный марш.Затем каждый приветствует королей-Шуточка Селивонтов(чередование шуршания и четкого ритма-бумажки,бумажные султанчики,целлофановые пакеты, куски ткани)
«Стеклянное королевство»-привлекаем внимание детей к красоте стеклянных звуковВ этом королевстве живут очень изнеженные,капризные,хрупкие персоны с ними нужно быть осторожными. Если стукнуть стаканами друг о друга то они заговорят и мы услышим ихголос.
Два стакана до обеда
Меж собой вели беседу:
«Голосок наш легкий,звонкий,
Ледяной и очень колкий,
Он прозрачный и летящий,Хрупкий и блестящий.
Среди стеклянных звуков ,есть королевские особы-звуки хрусталя.
Стеклянные инструменты не делают , но чистый хрустальный тембр
Может быть у валдайского колокольчика,разного размера треугольников
Игра с инструментами.
Однажды у старой царицы,
Разбились хрустальные спицы,
Посыпался звон из окон ,из окон.
Его подхватили синицы,
Прислушайся к песенке если случится,
Что рядом с тобой распевает синица,
И сразу услышишь тот звон из окон
Звон,звон,звон….(оркестр:фужеры,валдайскийколокольчик,треугольник(Чай-ковский Танец Фея Драже)
А сейчас наш путь лежит в ...
Звонкая погода,снега кутерьма,
Это время года мы зовем…….Зимнюю сказку.
Поэксперементируем со стеклянными инструментами колокольчиками и треугольниками,поищем приемы игры для получения воздушного прозрачного звучания.«Снежные хлопья»(Ладушки).Искрится и хрустит под ногами снег,звенит лед,снежинки,как замезшие дождинки,легки и невесомы.
Вдруг Дед Мороз стукнул своим волшебным посохом и снежинки превратились в «хрустики»-скрип,скрип слышится под ногами
«Снег-снег»
Как на горке-снег,снег.(жесткий целлофан)
И под горкой снег,снег.
И на елке –снег,снег.
И под елкой – снег,снег
А под елкой спит медведь(врубель)
(целлофан-диминуэндо)
Тише,тише,не шуметь.
Запись фрагмента Вьюги
-Глиссандирая голосом на звуке «у» изобразить завывание зимнего ветра.Рукой рисовать в воздухе линии,моделируя высоту и динамику бури.
Метель гудит в трубе шумит
Очень страшно одному
А метель все у-у да у-у.
Изобразить в воздухе снежную кутерьму.
Изобразить «Снежный рожок» водя по краю фужера пальцем.
Ветер снежинки гонит и гонит, (треугольник и фужеры с ложками)
Кто там поет за стеной,(бутылка и фужер)
Это морозец маленький гномик (треугольник и фужеры край поет)
Дует в рожок ледяной,
Музыкаветра,(Фужер-край,бутылка)Зимняя песня,Слышится снова чуть свет
Кружат снежинки,словно танцуют,(Треугольник и фужер)
Зимний метельный балет.
Заключение
Такие игры-импровизации способствуют развитию музыкальности и ритмичности, развивают внимание, фантазию, умение ориентироваться в пространстве.
Музыкальные инструменты притягивают внимание детей, вызывают чувства восторга, восхищения и желания музицировать. Для многих детей игра на музыкальных инструментах – это средство преодоления застенчивости, скованности, формирования умения передать чувства, внутренний духовный мир!
Такие задания формируют эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают речь, воображение.
Обязательно похлопать артистам (ситуация успеха).
"Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему."
Джанни Родари
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный краткосрочный проект Тема: «Волшебные звуки» (музыкальные инструменты)
Один из популярных видов музыкальной деятельности в детском саду – это игра на детских музыкальных инструментах.Данный проект направлен на воспитание у детей интереса к миру музыки; в игровой форме по...
Мастер класс "Импровизация - как элемент творчества в танце"
Мастер - класс для педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей работающих в дошкольном учреждении с детьми младшего. среднего и старшего возраста....
"В поиске осенних звуков" Музыкальное занятие по исследовательской деятельньсти
Музыкальное занятие по исследовательской деятельности с применением ИКТ для старшего возраста ...
Электронный сборник практических мультимедийных пособий «Поющие звуки» (музыкальное и речевое развитие детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Одной из задач дошкольного образования является овладение ребенком звуками родного языка, что является важным условием для дальнейшего обучения грамоте в начальной школе, а также основой для развития ...
Как увидеть звук? Музыкально- исследовательская деятельность в детском саду
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 13 общеразвивающего вида» Как увидеть звук?Музыкально- исследовательская дея...
Электронный сборник практических мультимедийных пособий "Поющие звуки" (музыкальное и речевое развитие детей среднего и старшего дошкольного возраста)
В дошкольном образовании огромное внимание уделяется развитию речи детей с момента поступления их в детский сад, в том числе и пристальное внимание уделяется развитию фонематического слуха и правильно...
Консультация для педагогов "Игры звуками - музыкальная импровизация"
консультация для педагогов детского сада "Игры звуками - это музыкальная импровизация"....