Инновационные технологии образовательного и коррекционно-развивающего процесса
статья

Шихмачева (Салмина) Ольга Александровна

Статья посвящена вопросам инновационной деятельности в образовании. Проанализированы научные исследования по данной проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии образовательного и коррекционно-развивающего процесса

О. А. Салмина

БОУ ЧР «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся ОВЗ №2» Министерства образования и молодежной политики ЧР, г. Чебоксары

olhasalmina@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам инновационной деятельности в образовании. Проанализированы научные исследования по данной проблеме.

Ключевые слова: инновационные технологии, образовательный процесс.

Появление такого термина, как «инновация» обусловлено всем ходом исторического развития общественного производства. Впервые термин «инновация» появился в научных исследованиях культурологов в 19 веке и буквально означал введение некоторых элементов одной культуры в другую.

В образовательном процессе  инновация понимается как введение нового в цели, задачи, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка [4].

Необходимым условием реализации инновационного образовательного и коррекционно-развивающего процесса является готовность педагога к этим новшествам. Инновационная деятельность педагога специфична. Она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. В силу специфики новаторской, поисковой работы она осуществляется очень часто на ощупь, за пределами существующего опыта и лишь частично может регулироваться и контролироваться действующими институтами.

С чего же начать инновационную деятельность, каков будет ее конечный результат? Такой вопрос задают себе педагоги. Последовательность инновационного процесса идентичен педагогической деятельности:

1. Выявление проблемной образовательной области, выдвижение цели обновления (обращается внимание, прежде всего на актуальность и значимость проблемы)

2. Теоретическое обоснование инновационной идеи, поиск методов исследования, мониторинговых процедур).

3. Проведение эксперимента.

4. Выявление недоработок, определение путей устранения недостатков.

5. Последующее апробирование (подведение результатов, их презентация, распространение педагогического опыта) [2].

Критерии внедрения педагогических инноваций:

1)новизна

2)оптимальность

3)высокая результативность

4)возможность творческого использования инновации в массовой образовательной практике [5].

Самое главное во внедрении инновационных идей в деятельность ДОУ – это позиция и творческий потенциал педагогов и их активное участие в образовательном процессе.

Одна из важных сторон в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Его цель - содействовать становлению ребенка, как личности [3].

Инновации в работе с детьми таковы:

- организация различных форм детской деятельности, занятий по интересам в кружках и студиях;

- обеспечение индивидуально-личностного, дифференцированного подхода;

- разработка индивидуального маршрута развития и составление портфолио достижений в работе с одаренными детьми;

- организация простейшего экспериментирования и моделирование ситуаций [1].

Цели и задачи инноваций строятся на основе тщательного анализа текущей обстановки в детском саду, с одной стороны, и из прогнозов его развития — с другой.

К числу современных образовательных технологий, внедряемых в нашем ДОУ, относятся:

1.        здоровьесберегающие технологии;

2.        технологии проектной деятельности;

3.        технология исследовательской деятельности;

4.        информационно-коммуникационные технологии;

5.        личностно-ориентированные технологии;

6.        игровая технология;

7.        технология «ТРИЗ»;

8.        Мнемотехнология.

Применяя данные технологии педагог делает процесс более полным, интересным, насыщенным. Процесс усвоения образовательного и коррекционного-развивающего процесса становится успешным.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеева, Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78.
  2. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2005. - № 6. - с. 83.
  3. Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Автореф. Дис. Хабаровск, 2000. – 289с.
  4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997. – 456с.
  5. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика - рычаг образования. Вступительный доклад на VII-й Всероссийской дистанционной августовской научно-практической конференции "Инновации в образовании" Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы и пути совершенствования воспитательно- образовательного и коррекционно- развивающего процессов в ДОУ(на примере организации физкультурно- оздоровительной работы с детьми)

Целостная система управления качеством коррекционной и общеразвивающей работы в дошкольном учреждении компенсирующего вида строится с учетом актуальных и потенциальных возможностей ребенка...

Инновационные технологии в арсенале коррекционно-развивающей работы учителя логопеда. Речедвигательная ритмика.

Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы по преодолению недоразвития речи дошкольников может быть достигнуто средствами речедвигательной ритмики, разработанной А.Я.Мухиной. Из опыта раб...

«ЛЭПБУК» - КАК ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА.

laquo;ЛЭПБУК» - КАК ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА....

«Инновационный подход к содержанию коррекционно-развивающей работы в условиях внедрения ООП ДО в практическую деятельность образовательной организации» (форма проведения «Брейн-ринг»)

Консультация для воспитателей «Инновационный подход к содержанию коррекционно-развивающей работы в условиях внедрения ООП ДО в практическую деятельность образовательной организации»...

Проект: "Использование инновационной технологии "Кластер" в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в ДОУ"

Проект: "Использование инновационной технологии "Кластер" в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в ДОУ"...

18.01.2024 Использование современных здоровьесберегающих технологий в системе коррекционно-развивающей среды, как инновационной формы работы в ДОУ

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых образовательных результатов в своей раб...