Консультация для воспитателей:"Методика ознакомления детей разных возрастных групп с элементами географии, природы, трудом людей, творчеством народным родной страны".
консультация
консультация для педагогов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Берёзка»
Консультация на тему:
«Методика ознакомления детей разных возрастных групп
с элементами географии, природы, трудом людей,
творчеством народным родной страны».
Подготовили:
Ахмедова Л.В.
Климина А.А.
г. Когалым
2017год.
Консультация на тему:
«Методика ознакомления детей разных возрастных групп с элементами географии, природы, трудом людей, творчеством народным родной страны».
- Первые представления дошкольников о родном крае.
- Родная природа.
- О труде людей.
- О народном творчестве.
Первые представления дошкольников о родном крае.
Первые представления о родном крае, которые получает ребенок в детском саду, должны включать в себя сведения о разнообразии природы той местности, того края, где он живет.
Знания о родной стране дети получают в основном на занятиях, которые можно условно разделить следующим образом:
- занятия, имеющие целью дать детям конкретные представления о родной стране на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений);
- занятия, способствующие углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры);
- занятия, во время которых дети используют полученные знания и выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание).
Младшая группа.
Круг интересов детей уже выходит за пределы родного дома и детского сада. С родителями дети гуляют по улицам города, принимают участие в праздниках, с удовольствием знакомятся с работой родителей. Так начинает формироваться их интерес к социальной жизни; задача воспитателя – углубить и развить его. Целевые прогулки.
Средняя группа.
В основе методики ознакомления с родными местами детей пятого года жизни лежит умение педагога проводить наблюдения, опираясь на впечатления, получаемые детьми. Постепенно дети убеждаются в том, что родной край прекрасен в любое время года и каждый раз интересен по-новому.
Проводя наблюдение или целевую прогулку, педагог должен одновременно заботиться о нравственном, умственном, эстетическом воспитании детей. (Улицы родного города, достопримечательности города…)
Старшая группа.
Пятилетние дети уже значительно больше знают о своем родном городе или селе. Они запоминают главные улицы, уточняются и расширяются представления ребят об административных зданиях.
Во время прогулок дети наблюдают строительство новых домов, которые строят рядом с садиком, благоустройство города, села.
Круг интересов и представлений детей воспитатель не должен ограничивать только близким географическим окружением. В соответствии с программой детям старшей группы дают довольно широкие знания о родной стране.
С пятилетними детьми воспитатель продолжает тему: “Город - село”. Чтобы облегчить им процесс овладения этими знаниями, целесообразно использовать игры – занятия с макетами.
Пятилетние дети должны усвоить не только понятия “село” и “город”, но также новые для них понятия “столица”, “страна”; они уже должны знать, что больше – село или город, город или страна. (Строительные игры, конструирование из бумаги).
В данном возрасте начинается знакомство со столицей нашей Родины. Основная цель - вызвать у детей интерес к самому большому и прекрасному городу нашей страны; подвести их к пониманию того, что такое главный город, столица; вызвать чувство восхищения и гордости красотой Москвы.
Подготовительная группа.
Знакомя детей с той местностью, где живут дети, с их родным краем, педагог уже в гораздо большей степени обращает их внимание на исторические памятники и достопримечательности, находящиеся в родном городе. Воспитатель рассказывает, почему поставлен тот или иной памятник, какому событию или человека он посвящен. Очень важно, чтобы дети знали, чем знаменит их родной край, кто из великих людей здесь жил, какие подвиги, военные и трудовые, совершены на этой земле.
Дети подготовительной группы должны уже достаточно хорошо уяснить для себя понятия “село”, “город”, “страна”.
Занятий посвященных нашей Родине, должно быть несколько: “Москва – столица России”, “Москва – самый красивый город нашей Родины” и т.д. Безусловно, проводя все эти занятия, воспитатель использует большой иллюстративный материал: картины, фотографии, иллюстрации к книгам, слайды, видео.
Большую помощь в проведении этих занятий оказывает художественная литература. Параллельно с беседами, рассматриванием картин, чтением художественных произведений воспитатель планирует изобразительную деятельность детей (рисование и аппликация).
Более глубоким становятся и представления детей о климатических и природных зонах России.
Дети подготовительной группы интересуются событиями, которые происходят не только в родном городе, но и во всей стране, обсуждают некоторые из них со сверстниками, задают взрослым многочисленные вопросы. Такими интересующими детей событиями являются космические полеты. Многие ребята под руководством взрослых в семье собирают фотографии космонавтов, марки и значки и т.д. Занятия будут интересны детям, если готовясь к ним, педагог сам познакомится с книгами о космонавтах, прочтет воспоминания о Ю.А. Гагарине, о его жизни и работе. В групповой библиотечке должно быть несколько книг о героях космоса, а также альбомы, сделанные руками ребят, детские рисунки на “космические” темы.
В подготовительной к школе группе углубляются знания детей о великих писателях, художниках, композиторах.
Родная природа.
Каждый человек, независимо от возраста, должен бережно относиться к природе. В связи с этим перед педагогом, знакомящим дошкольников с природой, ставятся следующие задачи:
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;
- воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края, о природном разнообразии родной страны;
- формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание трудиться в природе.
Знакомя дошкольников с природой, педагог должен учитывать возрастные особенности детей и организовывать их деятельность так, чтобы они активно общались с природой, овладевая новыми навыками и умениями.
Младшая группа.
С детьми 3-4 лет проводят целевые прогулки. Они кратковременны и эпизодичны, но разнообразны по тематике: особенности погоды, наблюдения за растениями, животными. Прогулки сопровождаются играми, забавами (побегаем по шуршащим листьям, соберем шишки – сделаем веселых человечков и т.д.). В данном возрасте происходит знакомство с правилами бережного отношения к природе: растения нужно поливать, животных кормить. (Трудовые поручения).
Постепенно содержание труда в природе усложняется: посадка семян (наблюдение за результатом труда).
Средняя группа.
Знакомство дошкольников этого возраста с природой происходит на экскурсиях и прогулках, во время НОД и бесед.
На каждом этапе экскурсии или прогулки решается одна из поставленных задач:
- расширить и уточнить знания;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- пробуждать эстетические чувства.
(Экскурсии в лес, на реку; рассматривание картин, иллюстраций в книгах, чтение произведений о природе; рассказ воспитателя о животных данной местности).
Конкретизируются правила бережного отношения к природе:
- не следует рвать цветы;
- нельзя трогать муравейники и гнезда.
В среднем возрасте значительное место отводится наблюдениям за трудом взрослых в природе (труд дворника, знакомство с сельскохозяйственными профессиями). (Наблюдения, беседы, просмотр видеороликов и т.д.).
Старшая группа.
Перед педагогом стоят следующие задачи:
- развивать у детей любовь к природе;
- выражать чувство в делах, в образном слове, в рисунке;
-воспитывать отрицательное отношение к бессмысленному уничтожению живой природы, понимание недопустимости жестокого обращения с животными.
В старшем возрасте по-прежнему основными методами ознакомления детей с природой являются методы непосредственного общения с ней: прогулки, экскурсии, наблюдения.
В старшей группе педагог проводит беседы о труде людей по преобразованию природы. Во второй половине года можно проводить беседы об охране природы, о создании заповедников.
Труд в природе становится более разнообразным, систематическим, инициативным и несет определенную физическую нагрузку. (Коллективный труд).
Подготовительная группа.
У детей седьмого года жизни возрастает интерес к природе родного края, к разнообразию флоры и фауны всей нашей страны. Воспитатель обязан продемонстрировать детям экологические особенности таких природных зон, как луг, поле, лес, пригорок, степь, познакомить с трудом человека в природе (полевые работы, теплицы и т.д.).
Представления детей о бережном отношении к природе могут быть сформированы в процессе раскрытия новой воспитательно-образовательной темы «Охрана природы». Следует углублять представление детей о назначении заповедников, об охране редких животных.
(Создание альбомов «Родная природа», чтение пейзажной лирики).
Передать свое отношение к природе ребенок может в творческом рассказе, описательном рассказе-этюде, маленьком сочинении о природе: «Лес осенью», «Гуси летят»… . Организации выставок (поделки из шишек, веток ит.д.).
Завершающим этапом работы по ознакомлению детей с родной природой и воспитанию любви к ней являются праздники и развлечения «Времена года», «Родная природа» и т.д.
О труде людей.
С малых лет следует воспитывать положительное отношение к труду и трудящемуся человеку, на конкретных примерах показывать детям общественную значимость труда взрослых.
Младшая группа.
Первые представления о труде взрослых дети трех лет получают, наблюдая, как работает мама, бабушка, воспитатель, няня в детском саду, медицинская сестра, повар, шофер. Педагог, организуя и направляя эти наблюдения, обращая внимание детей на содержание и характер труда, рассказывает о том, какую пользу они приносят людям.
Заботу няни дети чувствуют постоянно: она помогает им раздеваться, одеваться, кормит, моет посуду, окна, пол. Но малыши могут не замечать этого, если специально не обратить их внимания.
Воспитатель должен использовать различные ситуации из повседневной жизни, чтобы раскрыть детям характер и содержание труда няни.
(Как чисто – кто убрал? Как аккуратно застелила кровати Эльмира Сулеймановна, скажем ей спасибо!) Важно, чтобы малыши поняли основной смысл этого вида труда – забота о детях.
Аналогично проводятся наблюдения за работой медицинской сестры. (Сюжеты для сюжетно-ролевой игры).
Труднее детям понять общественную значимость труда шофера. Воспитатель организует наблюдения во время прогулки за машиной с продуктами. Воспитатель помогает организовать творческую игру в шоферов. Игра-занятие со строительным материалом (Дети строят детский сад, на машинах привозят продукты, воспитатель берет на себя роль повара, который готовит вкусный обед). Так в процессе игры-занятия уточняются и обогащаются представления детей о взаимосвязи людей в труде, о пользе, которую они приносят своей работой.
Чтение художественной литературы, драматизация рассказов (Дора Габе «Работа»), сюжетно-ролевая игра.
Уже с младшей группы нужно воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам, вещам, книгам – ко всему тому, что создано руками человека. (Одежда для кукол, сшитая руками мам и бабушек).
Индивидуальные беседы о труде родителей.
Средняя группа.
В средней группе обогащаются и расширяются представления детей о работе сотрудников детского сада. Кроме того, разрабатываются такие темы: «Как трудятся наши мамы и папы», «О труде людей транспортных профессий».
Экскурсии, занятия, сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Музыкальное занятие в детском саду».
Уточнение представлений о труде взрослых непременно должно сочетаться с воспитанием у детей желания помогать взрослым. (Помощь дворнику в уборке территории детского сада).
Расширяется и углубляется знакомство с трудом людей транспортных профессий. (Труд летчика, матроса и т.д.).
В средней группе продолжается формирование бережного отношения к игрушкам, книгам.
Старшая группа.
Любознательность, которая проявляется у детей к шестому году жизни, позволяет углублять их знания о труде, воспитывать желание помогать взрослым, самостоятельно трудиться.
В течение года в старшей группе планируется несколько тем: «Знакомство с сельскохозяйственными профессиями», «Знакомство с трудом коренных жителей Севера», «О труде строителей» , «О работе людей авиации»и т.д. опираясь на ООП МАДОУ «Березка».
Знания и представления о труде разных профессий дети реализуют в творческой и сюжетно-ролевой игре, в конструировании.
У старших дошкольников продолжают формировать бережное отношение к игрушкам, куклам, книгам.
Подготовительная группа.
Дети седьмого года жизни способны к обобщению конкретных знаний, поэтому задача педагога – подвести их к самостоятельным выводам об общественной значимости труда, о взаимозависимости различных видов труда.
В данном возрасте закрепляются названия сельскохозяйственных профессий. Происходит знакомство с профессиями торговли (кассир, фасовщик, товаровед). Уточняются представления о том, что чтобы обеспечивать себя и других всем необходимым, взрослые люди работают.
Раскрывается тема «О библиотеке и библиотекарях» (ремонт книг).
Воспитатель должен объяснить детям, что взрослые люди также занимаются творчеством: пишут стихи, рассказы, картины, музыку. Уточняет представления о том, что среди взрослых людей есть много ученых, изобретателей, чьи изобретения знает весь мир (телефон, электричество и т.д.). Закрепляются знания о труде коренных жителей народов севера (ханты и манси): рыболовство, охота, оленеводство. Воспитатель уточняет представление детей о том, что труд коренного народа связан с собственным бытом (приготовление еды, шитье одежды, уход за оленями и т.д.).
О народном творчестве.
Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного и патриотического воспитания дошкольников.
Младшая группа.
В младшем дошкольном возрасте используются малые фольклорные формы: потешка, загадка, считалка. Проводится НОД во время которой происходит знакомство с произведениями фольклора. (Н-р, в гости пришла кукла Таня, она рассказывает о своих друзьях: собачке, лошадке и т.д. Рассказ сопровождается чтением народной потешки. «Как у нашего кота»). Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение («Каравай», «Сорока-белобока»). Особое значение имеет введение малых фольклорных форм в живое разговорное слово. В процессе умывания, одевания, сборов на прогулку воспитатель использует к месту потешку, загадку, прибаутку.
Средняя группа.
В средней группе происходит знакомство с УНТ, прежде всего со сказками («Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Рукавичка»). Знакомить детей с народным творчеством можно и на вечерах-досугах, утренниках, во время викторин.
Рассматривание русских народных игрушек, игра с ними (знакомство с внешним видом, не уточняя подробности о том, где создают и как делают эти игрушки).
Старшая группа.
В старшей группе планируется специальная НОД, посвященная русскому народному творчеству (беседа о вышивке, хохломская роспись, дымковская игрушка). Используются такие формы работы, как рассматривание, составление описательных рассказов, походы в музей, драматизации народных песен.
Продолжается знакомство с УНТ: сказки, песни, загадки (вне занятий: на прогулке, в вечернее время).
Впервые происходит знакомство с пословицами и поговорками (о труде и лени, о временах года).
В старшей группе ребят начинают знакомить с УНТ не только русского, но и других народов. Дети узнают, что хорошо знакомая им сказка «Рукавичка» - украинская, «Легкий хлеб» - Белорусская.
Подготовительная группа.
Знакомство с произведениями фольклора происходит вне занятий. Особое место отводится знакомству с поговорками и пословицами (объясняется скрытый смысл). Воспитатель учит детей правильно и к месту использовать ту или иную поговорку. («Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Поспешишь – людей насмешишь»).
Продолжается знакомство с УНТ (народная песня, былины, сказки-легенды).
на занятиях по изобразительной деятельности детей знакомят с игрушками и предметами народно-декоративного искусства, а затем они передают свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке.
Происходит знакомство дошкольников с декоративно-прикладным творчеством других народов нашей страны. В нашем регионе, «красной нитью» проходит знакомство с УНТ коренных жителей Севера (рассматривание альбомов, просмотр видеороликов, экскурсия в музей, кружковая работа).
Работа по ознакомлению детей с народным творчеством является важной стороной по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методика ознакомление дошкольников разных возрастных групп с комнатными растениями
пособие для педагогов ДОУ...
Методика обучения детей разных возрастных групп ходьбе.
ХОДЬБА – циклическое движение, естественный способ передвижения ребенка. Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении. Темп ходьбы может быть обычный, умерен...
Методика обучения детей разных возрастных групп бегу
БЕГ— циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий.Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и ...
Консультация на тему: «Методика ознакомления детей разных возрастных групп с элементами географии, природы, трудом людей, творчеством народным родной страны».
Консультация на тему:«Методика ознакомления детей разных возрастных группс элементами географии, природы, трудом людей,творчеством народным родной страны»....
Презентация к консультации на тему:"Методика ознакомления детей разных возрастных групп с элементами географии, природы, трудом людей, творчеством народным родной страны".
Презентация к консультации на тему:"Методика ознакомления детей разных возрастных групп с элементами географии, природы, трудом людей, творчеством народным родной страны"....
Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы страховки) - подсказки для инструктора
Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы стр...
«Методика ознакомления дошкольников разных возрастных групп» с комнатными растениями
Методическая разработка «Методика ознакомления дошкольников разных возрас...