Консультация для родителей: «Значение социализации в развитии детей дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)
Социализация – это усвоение человеком нравственных норм и ценностей, морали, правил поведения в социуме (обществе). Главное условие данного процесса – общение. Социализация ребенка дошкольного возраста представляет собой длительный и многоплановый процесс, который очень важен для его гармоничного вхождения в общество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_sotsializatsii_v_razvitii_ddv.docx | 15.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение д/с «Чайка» п. Мотыгино
Консультация для родителей: «Значение социализации в развитии детей дошкольного возраста»
Автор: воспитатель группы раннего возраста - Реутских Г.В.
2020г
Для того чтобы поговорить о значении социализации детей в дошкольном возрасте, давайте вспомним, что же такое социализация?
Социализация – это усвоение человеком нравственных норм и ценностей, морали, правил поведения в социуме (обществе). Главное условие данного процесса – общение. Социализация ребенка дошкольного возраста представляет собой длительный и многоплановый процесс, который очень важен для его гармоничного вхождения в общество.
Каковы же факторы и особенности успешной социализации детей дошкольного возраста:
Адаптируясь к внешнему миру, ребенок постепенно учится вести себя соответственно правилам социума, примеряет определенную роль, старается найти баланс между требованиями окружающих и собственными потребностями. На успешность его социализации влияют факторы, которые бывают внешними и внутренними. К внешним факторам относится семья, детский коллектив в дошкольном учреждении, во дворе, в кружках по интересам, центры раннего развития, а также религия и культура социальной группы. Внешние факторы устанавливают форму и содержание социализации дошкольника, определяют направление ее дальнейшего развития. Внутренние факторы представляют собой индивидуальные особенности малыша, напрямую влияющие на формирование у него картины общества. Они в большей мере определяют стиль переживания отношений между личностями. Проблема социализации ребенка дошкольного возраста относится к основополагающим в педагогике и возрастной психологии. Ведь именно она определяет возможность личности успешно функционировать в обществе. Особенности социализации ребенка дошкольного возраста напрямую зависят от его возраста, который определяет тип ведущей деятельности, пути и средства освоения социальных норм.
Главным в развитии личности является:
На первом году жизни – общение внутри семьи. Ребенок воспринимает и усваивает базовую информацию о внешнем мире через призму семейных отношений. Также на их основе у малыша формируются нормы поведения в обществе.
В возрасте 2-3 лет – общение в коллективе детей. Родители должны понимать, что на этом этапе важно обеспечить ребенку полноценное общение со сверстниками. Это может быть детский сад, группы раннего развития, общение на детских площадках. В подобных коллективах дети учатся общению со своими ровесниками, впервые узнают такие понятия, как дружба, сопереживание.
Возраст 3-6 лет – развитие собственной речи. В этот возрастной период речь ребенка становится его главным инструментом познания окружающего мира. Он учится строить диалоги, задавать вопросы, анализировать полученные знания. Социализация дошкольника, как правило, проходит посредством игры. Поэтому педагогам в ДОУ нужно в игровой форме предлагать детям новую для них информацию.
Каковы условия успешной социализации детей дошкольного возраста?
Учеными и психологами выделены некоторые условия социализации ребенка дошкольного возраста, без соблюдения которых невозможна его успешная адаптация к обществу. Таковыми являются:
Самостоятельность. Получая новые знания, ребенок должен уметь их осмыслить, проанализировать, овладеть ими. Самостоятельность необходимо поощрять с помощью личной заинтересованности малыша или же путем игровой мотивации.
Самоорганизация. Данным термином обозначают умение малыша без постоянного внешнего контроля, помощи и стимуляции со стороны взрослых организовать и проводить свою деятельность. Как правило, самоорганизация ребенка проявляется уже в старшем дошкольном возрасте, маленькие детки еще не готовы к такому процессу. У старших дошкольников формируется умение воспринимать задачу, планировать свою деятельность, самостоятельно ее контролировать и оценивать.
Коллективное взаимодействие. Для полноценного развития личности недостаточно лишь общения ребенка с взрослыми. Ему необходим контакт с детьми разного возраста. Причем, важно, чтобы в коллективе были как дети старше, так и младше, и, конечно же, сверстники. Общение с детьми разного возраста обеспечивает ребенку широкую социальную практику, что позволит ему в будущем без труда адаптироваться в любой социальной среде.
Важно, чтобы воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении охватывал основные виды социализации ребёнка (естественно-культурного, социально-культурного, социально-психологического и т.д.) и задавал начальные условия для полной и успешной социализации личности в будущем, необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений как компонента этой системы, т.е. ребёнок должен стать частью социума.
Для того чтобы эти условия полноценно выполнялись и приносили ощутимый результат, ДОУ необходимо поддерживать и развивать взаимосвязь с родителями, семьей ребенка.
Условия и истоки успешной социализации личности кроятся в детском возрасте, когда особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада, их взаимодополняемость для эффективного процесса социализации ребенка-дошкольника. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Значение лепки в жизни детей дошкольного возраста"
Значение лепки в дошкольном возрасте: знакомство с объёмной формой предмета, взаимосвязью его частей, формирование навыка работы двумя руками, скоординированность движений, развитие мышления, глазомер...
Консультация для родителей "Значение игры в жизни детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей " Значение игры в жизни детей дошкольного возраста "...
Консультация для воспитателей « Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста»
Трудно переоценить значение прогулки в детском саду. На прогулке дети активно двигаются, дышат свежим воздухом, познают окружающий мир, приучаются к труду. Всё это, конечно, полезно для здоровья, физи...
Консультация для родителей "Значение зимней прогулки для детей дошкольного возраста"
Дать понять родителям, что не нужно бояться прогулок в детском саду, так как прогулки оздоравливают, поднимают настроение....
Консультация для родителей "Значение плавания в жизни детей дошкольного возраста"
laquo;ЗНАЧЕНИЯ ПЛАВАНИЯ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Консультация для родителей Перед дошкольными работниками поставлены важнейшие задачи по охране жизни и укреплению здоровья,...
Консультация для родителей "Значение прогулки в развитие детей дошкольного возраста".
Консультация для родителей "Значение прогулки в развитие детей дошкольного возраста". Прогулка в детском саду являются важнейшей составляющей образовательного и воспитательного процесса, так как сп...