Сообщение из личного опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
статья (младшая группа)
В сообщение предоставлен опыт работы по сенсорному воспитанию детей 2 группы раннего возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка»»
Сообщение из личного опыта
«Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Сластникова Н.Н.
воспитатель
г. Советский 2019г.
Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью, в это время интенсивно развиваются познавательные способности ребенка. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в младшем дошкольном возрасте. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятия формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходство и различия между ними.
Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод. Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Основная задача сенсорного воспитания – помочь ребенку накопить представления о цвете, форме и величине предметов.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.
Значение сенсорного воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста высоко оценивали такие представители дошкольной педагогики, как М. Монтессори, Е. И. Тихеева, Ф. Фребель. Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста направлено на то, чтобы дети могли точно, полно воспринимать предметы окружающей действительности, их разнообразные свойства и отношения между ними (форму, цвет, величину).
Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:
1. «Социально-коммуникативное развитие» происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками.
2. «Познавательное развитие» происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.
3. «Речевое развитие» – через обогащение активного словаря.
4. «Художественно-эстетическое развитие» – развитие сенсорного восприятия.
5. «Физическое развитие» – через развитие мелкой моторики рук.
В своей многовековой практике человечество создало определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этой системой, ребенок получает как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.
Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов – это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Но сами по себе такие представления не смогут управлять восприятием, если у ребенка нет способов, при помощи которых можно было бы выяснить, какому из имеющихся образцов (или какому их сочетанию) соответствует свойство того предмета, который воспринимается в данный момент. Способы сравнения свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами – это и есть способы обследования предметов, которым детей необходимо научить.
Ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для развития сенсорных способностей, сенсорного восприятия, сенсорных эталонов, сенсорной культуры. Это самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно формирование умственных способностей ребёнка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознания сенсорных способностей малыша.
В нашей группе находятся дети 2 – 3 лет. Это возраст, когда малыш осознает себя как отдельного человека. И мы должны расширить и обогатить накопившийся опыт ребенка в окружающем его мире, формировать представления о предметах, о простейших связях между ними.
Сенсорные эталоны для детей, на которые нужно опираться чтобы дети могли не только воспринимать предметы, но и сопоставлять их друг с другом, сравнивать, они должны опираться на какие-то конкретные характеристики. Для осуществления этих целей малышу нужно получить четкое представление об эталонных показателях в той или иной сфере. Вот общепринятые эталоны, используемые в дошкольном возрасте:
• Цвета. Семь основных цветов радуги и ряд дополнительных оттенков.
• Формы. Самые простые фигуры из геометрии.
• Величины. Относительные размеры, которые измеряются на глаз, с помощью стандартных показателей.
• Звуки. Здесь все немного сложнее, ведь в качестве эталонов используются ноты, соотношения звуков.
• Вкусы. Базовые показатели – сладкий, горький, соленый и кислый, а также их сложные сочетания.
• Запахи. Здесь существует немало групп – от легких и тяжелых до свежих и приторных.
Основным средством развития сенсорики у детей раннего возраста являются дидактические игры и упражнения
Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталонам, поэтому поставленные задачи я решала через игру. Прежде чем начать игру, вызывала у детей интерес к ней, желание играть.
Для развития представлений детей о цвете провожу такие дидактические игры, как «Разложи яблоки в корзинки», «Мозаика», «Подбери колеса для машин», «Цветок», «Гусеница», «Бусы», «Цветной кубик», «Собери чайную пару», «Разложи крышки по цвету», «Прищепки»
На изучение геометрических форм - «Геометрическое лото», «Раскрась картинку», «Раскрась кошечку» «Собери домик», «Бусы для мамы»
Для изучения величины предметов использую игры «Собери матрешку», «Большие и маленькие», «Собери пирамидку», Подбери пуговки по размеру»
Для выполнения поставленных задач, мы создали соответствующую возрастным особенностям детей центр сенсорики, где поместили разнообразные игрушки. (пирамидки, вкладыши, кубики, мозаику, и т. д.).
Обогащению чувственного, сенсорного опыта способствует не только центр сенсорики, но и вся предметно-развивающая среда группы.
Например, в спортивном центре имеются, мячи разных диаметров, ребристые дорожки, кегли, мешочки с разными наполнителями: песок, крупы; массажные коврики, кольцеброс и др. Спортивный уголок направлен не только на развитие физических качеств, но и на закрепление представлений детей о цвете, форме, величине.
В центре художественного творчества для ребят имеется бумага разного цвета, карандаши, кисточки, трафареты, раскраски. Дети имеют возможность рисовать различными изобразительными средствами на различной поверхности.
Для развития тактильных ощущений и осязания в центре экспериментирования находятся различные виды природного материала (шишки, ракушки, песок, бобы, горох, грецкие орехи), различные виды бумаги, ткани.
Центр конструирования позволяет детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталью о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит, кирпичик неустойчиво стоит на узкой короткой грани). В группе имеются не только материалы для строительных игр, но и различные виды лего.
Материал для игр размещен в доступных местах. Позаботилась о том, чтобы в каждой зоне было достаточно красочного, привлекательного материала, компактно расположенного на разном уровне, чтобы ребёнок постоянно мог заниматься активной практической деятельностью, позволяющей осуществлять свои замыслы, получать определённую информацию.
Таким образом, условия, созданные в группе, способствуют:
- стимуляции сенсорных функций (зрение, обоняние, слух, осязание);
- развитию мелкой моторики рук ребенка;
- стимуляции двигательной активности;
- активизации процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия);
- снятию мышечного и психоэмоционального напряжения;
- повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребенка вызывает общение с родными, близкими людьми, поэтому мы рассказывали родителям о значении сенсорного развития для ребенка.
Провели консультации: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста», «Игрушки для своевременного развития». Провели родительское собрание «Игры в кругу семьи», также подготовили рекомендации по изготовлению и использованию игр по сенсорному воспитанию и развитию детей. Родители помогли сделать бизиборд.
Работа по сенсорному воспитанию дало свои результаты:
• Использование игр по сенсорики позволило более успешно пройти адаптационный период.
• Дети начали различать цвет, форму, величину.
• Работа по сенсорики позволила повысить уровень речевого развития.
• В группе преобладает эмоционально – комфортная обстановка: дети спокойны, эмоционально отзывчивы на деятельность педагога, доброжелательно общаются между собой и со взрослыми, с желанием идут в детский сад.
• Работа с родителями способствовала обогащению развивающей среды группы, формированию интереса родителей в использовании дидактических игр по сенсорному развитию дома.
Перспективы:
В дальнейшем планирую продолжить работу по сенсорному развитию детей.
• Обогащать группу дидактическим материалом по сенсорному развитию;
• Пополнить картотеку дидактических игр по сенсорному развитию детей
• Разнообразить работу с родителями проведением мастер – классов по изготовлению игр по сенсорному развитию.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Социально – коммуникативное развитие» происходит через развитие общения и взаимодействие ребенка с взрослым и сверстниками. «Познавательное развитие» - через формирование об эталонах цвета, формы, цвета, величины, вкусе, звучании, количестве. «Речевое развитие» – через обогащение активного словаря. «Художественно-эстетическое развитие» - развитие сенсорного восприятия. «Физическое развитие» – через развитие мелкой моторики рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы: "Роль детской книги в речевом развитии детей раннего возраста"
Сообщение из опыта работы: "Роль детской книги в речевом развитии детей раннего возраста"...
Обобщение педагогического опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста (от 1,6 до 2 лет) с помощью дидактической игры»
Сенсорное развитие детей раннего возраста (от 1,6 до 2 лет) посредством дидактической игры....
Сообщение на тему «Значение сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а та...
Сообщение на тему «Значение сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста»
В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идёт поиск неординарных методов, технологий работы с дошкольниками по математическому развитию.В центре внимания педагогов и психо...
Сообщение на педагогическом совете " Метод наблюдения в умственном развитии детей раннего возраста". («Комплексный подход к образованию детей раннего возраста»)
Сообщение на педагогическом совете " Метод наблюдения в умственном развитии детей раннего возраста"....
Сообщение из опыта работы на ГТГ "Развитие детей раннего возраста" на тему «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО»
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых методов взаимодействия, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители, является проектная деятельность....
Сообщение из опыта работы «Использование игр с крупами в познавательном развитии детей раннего возраста»
Сообщение из опыта работы «Использование игр с крупами в познавательном развитии детей раннего возраста»...