Планирование занятий по развитию элементарных математических представлений у ребенка третьего года жизни в условиях Дома ребенка.
учебно-методический материал (младшая группа)
Предлагается система игр - занятий по формированию восприятия формы для детей 3-го года жизни
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель – дефектолог Петухова Алла Павловна
Планирование занятий по развитию элементарных математических представлений у детей третьего года жизни в условиях Дома ребенка.
Одной из важнейших особенностей развития ребенка третьего года жизни является развитие речи. Ребенок понимает смысл высказываний. Речь теперь является для него регулятором поведения. Быстро растет активный словарь. С развитием речи начинает развиваться мышление. Для нас это важно, так как обобщенное значение приобретают слова, обозначающие качества предметов - цвет, форму, величину.
Деятельность ребенка носит характер предметной деятельности. Он постоянно обследует предметы, исследуя их свойства. Результатом производимых ребенком экспериментов являются его первые умозаключения. Он переходит от способа «проб и ошибок» к способу «примеривания» и зрительного соотнесения. Теперь, действуя с предметами, он учитывает их форму, цвет, величину, расположение в пространстве. Выполняя определенные действия, ребенок может следовать словесной инструкции взрослого. Также совершенствуется координация движений руки под контролем глаза - это открывает новые возможности при выборе диагностического материала игр ребенка.
Занятия по сенсорному развитию строятся на основе показателей нервно- психического развития детей первых трех лет жизни разработанных В. Пантюхиной, К.Л. Печорой, Э. Л. Фрухт. Используется «Программа воспитания и обучения детей в Доме ребенка» рекомендованная Министерством здравоохранения.
Программой рекомендовано проводить:
Дидактические игры: для развития ориентировки в цвете, величине, форме, массе и количестве предметов, умения их различать и называть.
Использовать в игре пирамидки: 6-8 колец до 2 лет 5 месяцев, 8-12 колец после 2 лет 5 месяцев.
Матрешки, бочонки, шары с вкладышами, разрезные картинки, складные кубики, мозаика, волчки.
Занятия по сенсорному развитию с ребенком возраста 2 года – 2 года 5 месяцев:
- учить группировать однородные предметы по одному из признаков (величина, цвет, форма);
- использовать для обозначения формы названия предметов: прямоугольник- кирпичик, овал – яйцо, цилиндр – труба; трехгранная призма – крыша;
- различать и группировать предметы по цвету: красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный;
- различать и группировать предметы по форме: круг, квадрат, прямоугольник, призма, треугольник, овал;
- учить группировать предметы, резко различные по величине: большой – маленький; по форме: квадрат – круг, треугольник – овал; по цвету: красный – синий, желтый – черный.
Затем более близкие по величине и форме: круг – овал; прямоугольник – овал; по цвету: красный – желтый, синий – зеленый.
Проводить занятия с пирамидками из 6-8 колец, вкладками и кубами по 4-6, матрешками по 4-6 штук.
Разрезные картинки – 2 части, складные кубики - 4 части.
Предлагаю систему игр – занятий по формированию восприятия формы для детей третьего года жизни.
ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ
(для детей 3-го года жизни)
Месяц | Неделя | Тема | Название игры |
Сентябрь | 1-2 3-4 | Части тела Дом,. семья | Кубики и матрешки Подарки для всей семьи |
Октябрь | 1-2 3-4 | Игрушки Фрукты, овощи | Собери кубики Собираем урожай |
Ноябрь | 1-2 3-4 | Осень Одежда | Что нам осень принесла? Новое платье |
Декабрь | 1-2 3-4 | Домашние животные Праздник елки | Водопой Укрась елку |
Январь | 1-2 3-4 | Зима Зимние забавы | Построим дом для снеговика Лепим снежную бабу |
Февраль | 1-2 3-4 | Мебель Дикие животные | Вот это стул – на нем сидят… Помоги лесным животным найти свой дом |
Март | 1-2 3-4 | Наша мама Транспорт | Мамочку я поздравляю Еду, еду я домой на машине грузовой |
Апрель | 1-2 3-4 | Весна Обувь | Ручеек и кораблик Вытираем обувь |
Май | 1-2 3-4 | Посуда Цветы, деревья | К нам в гости пришли Почки и листочки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Адаптация ребенка третьего года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения"
Опыт работы "Адаптация ребенка третьего года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения" представленный на профессиональном конкурсе "Воспитатель года - 2010"...
Консультация для родителей: «Занятия по рисованию и лепке с ребенком третьего года жизни»
Консультация для родителей: «Занятия по рисованию и лепке с ребенком третьего года жизни»...
Коррекционная логопедическая работа с детьми второго, третьего года жизни в условиях Дома ребенка.
Направления коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка....
Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка. Разенкова Ю. А.
Разенкова Ю. А. это замечательный автор публикаций, помогающий специалистам Домов ребенка грамотно построить логопедическую работу. ...
Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребенка третьего года жизни в условиях ДОУ
Обобщение педагогического опыта во время адаптации детей третьего года жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения...
Консультация для родителей на тему: «Речь ребенка третьего года жизни. Что делать если ребенок не говорит?»
Слово является первичным инструментом нашего мышления, и чтобы совершать сложные умственные действия, детям необходима развернутая фразовая речь. Для некоторых детей оказывается достаточно о...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА
В домах ребенка воспитываются дети раннего, оставшиеся без попечения родителей. Социально- бытовые условия, экологические неблагополучия, ранняя беременность, отсутствие культурно-...