Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
статья
В данной статье раскрывается понятие нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Рассматриваются направления и средства нравственного воспитания. Делаются выводы о том, что нравственное воспитание является необходимым условием дальнейшего развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nravstv.docx | 26.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Вопpос нpавственного воспитания актуален тем, что условия развития ребенка-дошкoльника существенно отличаются от условий пpедыдущегo возрастного этапа. Значительнo увеличиваются требoвания, предъявляемые к его пoведению взpoслыми. Основным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Растущие возмoжнoсти познания oкружающего мира выводят интересы ребенка за узкий круг близких ему людей, делают дoступными для первоначального освоения те формы взаимooтношений, кoтoрые существуют между взрoслыми в серьезных видах деятельнoсти (учении, труде). Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится сoгласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей. На пpoтяжении всего дошкольного детства происхoдит изменение и усложнение деятельности pебенка, пpедъявляющие высокие тpебования не только к воспpиятию, мышлению, памяти и дpугим психическим пpoцессам, нo и к умению opганизовать свое поведение.
И это всe поcтепенно, шаг за шагом формирует личноcть рeбeнка, причем каждый новый cдвиг в формировании личноcти изменяет влияниe уcловий, увеличивает возможности дальнейшего воcпитания. Уcловия развития личноcти так тeсно переплeтаются c cамим развитием, что разделить их практичeски невозможно.
Нрaвствeннocть – внутренняя устанoвка человекa действовaть coгласнo cовести и свободной воле, внутренниe требования индивида к самoму сeбе.
Нpавстенное воспитание в дошкольном возрасте pеализуется чеpез систему методов и сpедств, однако основным источником нpавственного воспитания и становления гаpмоничной личности ребенка является его семья. Вспомогательным механизмом для реализации нравственного воспитания дошкольника являются детские сады, pолью которых является коppекция ошибок воспитания pебенка в семье.
Нравственное воспитание дошкольников – сложный процесс формирования убеждений и системы ценностей ребенка, реализуемый посредством определенных методов, к которым относятся:
- убеждение и беседа;
- побуждение к действию;
- взывание к сочувствию и сопереживанию;
-поощрение;
- наказание.
В дошкольном возрасте ребенок еще не осознает, что такое хорошо, а что такое плохо, однако он максимально открыт для эмоционального восприятия ситуации. Поэтому в ранний период нравственного воспитания дошкольников стандартные методы являются неэффективными.
Многие родители в процессе воспитания нравственности в ребенке основную роль отводят механизмам поощрения и наказания, неправильно интерпретируя данные методы, сводя их к материальному поощрению и физическому наказанию либо материальному лишению. Как показывает практика, данная тактика также является малоэффективной в долгосрочной перспективе, так как физические и материальные лишения являются проявлением внешнего нравственного контроля для детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание призвано стимулировать проявление внутреннего поощрения (самого себя) и внутреннего лишения (наказания – самовольного отказа от поощрения, блага).
И так как мышление и представление ребенка дошкольного возраста, нравственное воспитание которого реализуется через определенную систему средств, отличаются предельной конкретностью, поэтому им необходимы четкие, понятные формы и символы для осознания таких абстрактных понятий моральных принципов, как доброта, верность, благодарность, отзывчивость, любовь, красота и прочие. Среди основных средств нравственного воспитания дошкольников выделяют: художественные средства, природу, собственную деятельность детей, атмосферу, в которой воспитывается ребенок, окружающая его обстановка, а также роль нравственного воспитания дошкольников в семье.
В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки. Эти навыки закрепляются и превращаются в привычки (привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой и др.). Усвоение привычек начинается еще в том возрасте, когда нельзя рассчитывать на сознательное отношение ребенка к требованиям и указаниям взрослых. В младшем дошкольном возрасте детей приучают к элементарной бытовой культуре, вежливости, совместной игре, послушанию. В среднем дошкольном возрасте продолжают формироваться привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность, привычке к трудовому усилию. В старшем дошкольном возрасте эти привычки закрепляются и формируются более сложные: привычка к коллективным играм, к труду и занятиям, аккуратному выполнению поручений и обязанностей, привычки взаимопомощи, помощи взрослым и др.
Призывая детей поступать определенным образом, воспитатель разъясняет целесообразность и правильность такого поведения. Разъяснение проводится на конкретных примерах. Это помогает детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Воспитатель заботиться о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков. Этим самым предупреждается появление формальных знаний, когда дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться ими в повседневной жизни. У дошкольников формируются представления о явлениях общественной жизни, о труде взрослых, его общественной значимости, о патриотизме, о нормах поведения в коллективе сверстников, об уважительном отношении к взрослым. Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам.
Отсутствие этических представлений мешает детям контактировать с окружающими людьми, может явиться причиной капризов, негативного отношения к требованиям взрослых
Результата можно достичь быстрее при сотрудничестве педагогов и родителей. Детям необходимо не только разъяснять нравственные правила, принципы и нормы, но и своим примером демонстрировать их на практике.
Приложение
Игры на формирование нравственных качеств ребёнка
Разговариваем с детьми: | - Представьте себе, что вы уходите из детского сада домой и видите, как мальчик толкает девочку в лужу. Туфли ее намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слезы. Что бы вы сделали? Дети, вы видите, что настроение человека зависит от поступков и поведения окружающих. Давайте поможем девочке. |
Дети, а какое у вас сегодня настроение? Давайте теперь поиграем в игру «Определение настроения членов семьи» | Можно показать детям рисунки с изображениями членов семьи в разном настроении. При этом речевое сопровождение может быть таким: - Какое настроение здесь у мамы и сына? Почему? В игре вы должны придумать из этих фотографий определенную ситуацию. По настроению членов семьи придумайте их диалог. - А знаете ли вы, что плохое настроение бывает и у ваших близких людей в семье? Почему? От чего зависит настроение вашей мамы или бабушки? |
Узнать, как ребенок понял причину настроения близких, поможет игра «Закончи предложение» | Папа расстроен, потому что... Мама расстроилась из-за... Дедушка посмотрел на меня строго, потому что ... Младший брат расплакался из-за ... Заключением такой игры могут стать вопрос: - Что нужно сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку? - Бывали ли вы внимательны к настроению, самочувствию своих родных? |
Игра «Чудо-дерево» | Деткам предлагается следующая ситуация: - Придумайте, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое предложение можно взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепив их к нашему Чудо -дереву, вы сможете оживить его! Дети должны по одному подходить к корзине, коротко рассказывать о каком-либо добром деле ради близкого человека, берут листочек и прикрепляют его к веточке дерева. Заключением должны стать ответы на следующие вопросы: - Посмотрите, каким зеленым стало наше дерево! Так и в вашей семье жизнь будет радостнее, если вы и все ваши близкие станут внимательнее и добрее друг к другу. Вы хотите сегодня порадовать кого-то и улучшить настроение? Чем мы можем сейчас порадовать друг друга? |
Игра «Сделай комплимент» | Мы раскладываем картинки-символы с изображением членов семьи на столе, предварительно перевернув их картинкой вниз. Дети парами подходят к столу, выбирают себе символы и составляют диалоги-комплименты: - Дети, скажите хорошие и добрые слова своим близким, им будет приятно, и вы поднимите им настроение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Академия воспитания внуков" - средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Третий областной образовательный Форум: открытость, качество, развитие. Киров, 2009г.
Проект посвящен вопросам обновления воспитательной работы через взаимодействие с ветеранми ЗАО "Омутнинский металлургический завод"...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 4-5 лет «Воспитание любовью»
Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал....
Программа нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Воспитание сказкой»
Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру....
Программа нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Воспитание сказкой»
Занятия программы предполагают использование народных и авторских, русских и зарубежных сказок, малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок, былин, познавательных рассказов из ...
ПРОГРАММА «Истоки нравственности» духовно -нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Программа на тему духовно-нравственного воспитания детей....
Программа нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Воспитание сказкой».
Занятия программы предполагают использование народных и авторских, русских и зарубежных сказок, малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок, былин, познавательных рассказов из ...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...