Музыкально - дидактические игры для старших дошкольников
методическая разработка по музыке (старшая, подготовительная группа)

Туйгунова Алия Юлаевна

Методичка для музыкальных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_dlya_muzykalnyh_rukovoditeley.docx36.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль коллективных музыкальных игр в развитии навыков общения детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте


        Общение является одной из важнейших форм взаимодействия людей. Общение играет огромное значение в развитии личности ребенка дошкольного возраста, поскольку вне общения невозможно формирование личности. Потребность в общении − одна из самых важных человеческих потребностей. Общение − это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.

Проблемами общения детей дошкольного возраста занимались Т.А. Репина, Л.Н. Башлакова, Р.Б. Стеркина, В.К. Котырло; особенности взаимоотношений дошкольников исследовали В.К. Котырло, Е.И. Щербакова; основы психологии общения изучали А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин. Вопросами коррекции трудностей в общении занимались Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, М.А. Панфилова. В последние годы отечественные исследователи З.М. Богуславская Л.Н. Галигузова, М.И Лисина, Е.О. Смирнова и др. уделяли большое внимание проблеме общения дошкольников.

Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использовать жесты, мимику для выражения своих мыслей.

Серьезной проблемой в условиях современного города является постепенная потеря традиций совместной детской игры. Это усугубляется заполнением жизни детей общением с аудио- и видеотехникой. Современные компьютерные игры нацеливают детей на игру ради выигрыша, дезорганизуют их в границах дозволенного и недозволенного, развивают стремление к доминированию, самоутверждению любой ценой и, таким образом, имеют асоциальную направленность. «Домашние» дети, приходящие в садик непосредственно перед школой, часто не умеют общаться друг с другом. Решение этой проблемы мы видим в организации игровой деятельности. Игры способствуют развитию навыков общения. Помогают учиться понимать других людей и выражать свои мысли и чувства так, чтобы другие их тоже понимали.

Изучение научно-методических работ свидетельствует, что важную роль играет общение в детстве. Отсутствие у маленьких детей необходимого общения с близкими людьми, когда они по тем или иным причинам лишаются родительской заботы, сказывается на развитии личности ребенка. Окружающие взрослые − это не только условие, помогающее детям нормально развиваться, но и главный источник, двигатель психического развития. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы его хорошо ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними. В проделанной работе мы опирались на определение М.И. Лисиной: «Общение − это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект».

Общение − это не просто внимание к другому человеку или выражение отношения к нему: оно всегда имеет свое содержание, которое связывает. Уже само слово «общение» говорит об общности, сопричастности. Такая общность всегда образуется вокруг какого-то содержания или предмета общения. Это может быть совместная деятельность, направленная на достижение результата, или тема разговора, или обмен мнениями по поводу какого-либо события, или просто ответная улыбка.

Важно подчеркнуть, что общение и со взрослыми, и со сверстниками необходимо для нормального развития личности ребенка. Общение ребенка с ними развивается по-разному. Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства, но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Взрослый − это всегда конкретный человек − не только мама, папа, но и воспитатель, медсестра. Например, когда в силу неблагополучной обстановки в семье самым значимым и любимым взрослым для ребенка становился воспитатель детского сада. Именно он удовлетворял потребность ребенка в общении и давал ему то, что не могли дать родители.

Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, слушать партнера. Всему этому надо учиться. Умение приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако родители, воспитатели и специалисты детского сада могут во многом помочь ребенку, если начнут прививать навыки общения.

С.Л. Рубинштейн определял навыки как автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык общения – это способ или действие общения ребенка. В старшем дошкольном возрасте необходимо формировать следующие навыки общения:

  • уметь по собственной инициативе обратиться к другому человеку;
  • ответить соответствующим образом, если к ребенку обращается кто-либо;
  • знать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимать то, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
  • уметь поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание;

-уметь владеть собой, анализировать ситуацию, не унижать и не обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника.

В настоящее время ширится круг инновационных или альтернативных программ воспитания и развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Не вызывает серьезного возражения мнение о том, что целенаправленное, систематическое психологическое развитие необходимо каждому ребенку.

Л.С. Выготский считал, что движущей силой психического развития является обучение как необходимый путь становления родовых, исторических особенностей человека, как путь «присвоения» ребенком общечеловеческих способностей. При этом он подчеркивал, что не всякое обучение хорошо, а только то, которое ориентируется на «зону ближайшего развития», на созревающие, а не уже созревшие функции. Однако никакое обучающее влияние другого человека не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Содержание и способы осуществления этой деятельности и определяют процесс психического развития ребенка, а факторы наследственности и среды являются лишь необходимыми условиями, от которых зависит индивидуальная неповторимость его личности. Деятельность не остается неизменной в жизни ребенка, она развивается от возраста к возрасту, меняются ее содержание и форма. Развитие психики, подчеркивал А.Н. Леонтьев, зависит не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности. Ведущая деятельность – это деятельность, в которой на данный период наиболее оптимально формируются и перестраиваются психические процессы; от которой зависят психологические изменения личности; в которой возникают и внутри которой дифференцируются новые виды деятельности. Для дошкольного возраста ведущей деятельность является игровая.

Игра − вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Д.Б. Эльконин раскрыл содержание детской игры – это взрослый человек, его деятельность и взаимоотношения с другими людьми. Основная единица детской игры – роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок. Сюжеты игр обусловлены конкретными социальными условиями жизни детей.

В старшем дошкольном возрасте складываются высшие формы игровой деятельности, в частности сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.

Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.

В сюжетно-ролевой игре между детьми складываются ролевые и реальные отношения. Первые определяют выбор и распределение ролей, проявляются в разнообразных репликах, замечаниях, требованиях, которые регулируют ход игры. Распределение ролей − важный момент в возникновении игры. Нередко ребенок-лидер навязывает товарищам неинтересные роли, а сам берет на себя самую привлекательную, не считаясь с желаниями других. Если детям не удается договориться о распределении ролей, то игра распадается или кто-то из ребят выходит из нее.

Второй вид отношений, возникающих в игре, составляют реальные отношения. Реальные отношения нередко противоречат игровым. Чем старше ребенок, тем чаще конфликт между ролевыми и реальными отношениями разрешается в пользу последних. Реальные отношения в игре не менее важны, чем ролевые. Нарастающая с возрастом потребность играть совместно со сверстниками ставит малыша перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнера, что приводит к развитию навыков общения.

Из вышеизложенного следует отметить, что навыки общения у детей дошкольного возраста формируются и развиваются в игре. Нередко общие игровые интересы сближают детей, служат началом дружбы. Очень важны в этом отношении длительные игры. Длительная перспектива игры требует от ребят совместного обсуждения, распределения ролей с учетом интересов каждого участника, умения считаться с товарищем, приходить ему на помощь в нужную минуту.

На основе теоретического исследования мы предположили, что процесс развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности будет оптимальным если амплифицировать сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста (обогащать игры новыми сюжетами, опытом по согласованию индивидуальных и коллективных замыслов и др.)

Музыкально-дидактические игры

Автор-составитель: доцент кафедры музыки Зиннурова А.С.

«Приглашение»

Все играющие становятся в круг. Водящий идёт внутри круга под музыку, внезапно останавливается перед кем-либо из играющих и, сделав в его сторону поклон, приглашает следовать за собой.

Дальше они идут по кругу уже вдвоём. Водящий вновь останавливается перед кем-либо и приглашает третьего, потом таким же образом приглашает десять-двенадцать человек, стоящих в разных местах круга

Водящий может передвигаться танцевальным шагом, на ходу под музыку делать всевозможные движения, которые все идущие за ним должны в точности повторять. Неожиданно руководитель даёт сигнал (или музыка обрывается). Водящий и играющие разбегаются в разные стороны и становятся в общий круг (в любое место, независимо от того кто где стоял раньше). Тот, кто опоздает и встанет в круг последним, становится новым водящим.

«Музыкальные змейки»

Играющие разбиваются на три-четыре равные по количеству участников команды. Они выстраиваются по одному параллельными рядами. Во главе каждой команды водящий. Каждая команда выбирает какую-нибудь знакомую песню. Когда раздаётся мелодия выбранной песни, вся команда во главе с водящим начинает двигаться по площадке, поворачивая за ним то в одну сторону, то в другую сторону.

Когда звучит другая песня, команда немедленно останавливается,

двигаться начинает та команда, чью песню исполняют.

Мелодии песен повторяются по несколько раз. Водящие должны вести за собой колоны так, чтобы они переплетались с другими командами- колоннами в разных направлениях. Когда они запутались окончательно, руководитель даёт сигнал. По этому сигналу все команды должны как можно быстрее занять своё место первоначального положения и поднять вверх руки. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее.

«Песня ведёт»

Ребята усаживаются поудобнее, оставляя большую часть комнаты свободной. Одного из играющих просят на время удалиться. Пока его нет какой-либо небольшой предмет (книжку, игрушку, платок) прячут в том или ином доступном для осмотра месте. Когда игрок возвращается, ему объясняют, что он должен найти спрятанный предмет. В этом ему поможет песня. Когда он будет приближаться к предмету, все будут петь громко, а когда удаляться - тихо.

«Бинго»

Ребята становятся парами, берутся за руки и образуют круг. Под музыку они идут в правую сторону и поют:

Наш лохматый старый пёсик Из окно глядит Наш лохматый старый пёсик Из окна глядит

Бэ - и - эн - гэ - о,

Бэ - и - эн - гэ - о,

Бэ - и - эн - гэ - о,

Да, Бинго - вот его имя

После слов «из окна глядит» пары размыкают руки. Внутренний круг продолжает движение вперёд, а внешний идёт в обратном направлении. При встрече ребята из внешнего круга поднимают попеременно то правую, то левую руку, хлопают друг друга по ладошке и на каждый хлопок произносят одну из букв составляющих имя пса Бинго.

Последняя буква «о-о-о» произносится протяжно, хлопок заменяется крепким рукопожатием. Те, чьи руки встретились в рукопожатии, становятся в пары, и хоровод повторяется. Направление движения надо менять.

«Осенний лес»

Раздать учащимся шумовые инструменты. Рассказать какие из них можно извлечь звуки, на какие звуки природы они похожи. Например, звук листа бумаги, если его мять, похож на шуршание листьев под ногами, удары палочкой по пустой, пластиковой бутылке похожи на падающие капли дождя, на металлофоне можно изобразить кукушку, ручеёк; если подуть в пустую стеклянную бутылку, то получится завывание ветра, а если прошуршать мешочками - это ветер сдувает сухую листву с деревьев. Педагог вводит звуки постепенно, используя жест, также и заканчивает, убирая их по одному.

Коллективные музыкальные игры из сборника «Волшебная дудочка» Авторы Джон Бин и АмилияОулдфилд.

«Бубенцы и бубны»

Участники распределяются по группам соответственно типам инструментов: в одной группе с бубнами, в другой - с бубенцами. Когда начинает звучать музыка, все танцуют, свободно передвигаясь по комнате. Когда музыка смолкает, участники с бубнами образуют одну группу, а участники с бубенцами - другую. Музыка звучит вновь, группы смешиваются, и все танцуют. Игра продолжается таким же образом.

С каждым разом игру можно усложнять используя три или четыре вида инструментов. Игра может быть интересней, если будут использована танцевальная музыка разных стилей.

«В каком направлении»

Играющие садятся в круг. Когда звучит музыка (в среднем регистре фортепиано), играющие начинают передавать бубенцы по часовой стрелке. Внезапно ведущий берёт на фортепиано две самые высокие, и группа изменяет направление бубенцов, передавая их против часовой стрелки. Музыка продолжает звучать, и каждый раз, когда слышны две высокие ноты, направление движения бубенцов изменяется.

Вместо бубенцов также можно использовать и другие небольшие инструменты, например маракасы, погремушки. Так же вместо фортепиано возможно использование синтезатора, металлофона.

«Где я буду играть?»

Участники танцуют в свободной манере и играют на бубнах. Через некоторое время учитель делает музыку потише и предлагает участникам играть на бубнах, показывая различные места по которым они будут ударять. Это может быть спина, голова, рука другого участника, либо пол, стена, комнаты, собственное колено.

«Пугало»

Дети встают в круг. Каждый участник выбирает себе лоскут ткани. Один из участников встаёт в центр круга, разведя руки в стороны. Остальные подходят к нему и развешивают свои лоскуты у него на плечах, руках, голове, ногах. Затем все, кроме «пугала», возвращаются на свои места и поют какую-либо песню. «Пугало» кружится очень осторожно, чтобы с него не спадали лоскуты. Постепенно поющие наращивают темп, «пугало» кружится всё быстрее и в конце концов стряхивает с себя все лоскуты.

Пение можно сопровождать хлопаньем в ладоши, а когда «пугало» сбросит все лоскуты, поаплодировать ему. «Пугалами» могут быть несколько участников - они кружатся, взявшись за руки.

«Танец шляпы»

Группа садится в круг. Когда начинает звучать музыка, участники передают шляпу по кругу, по очереди надевая её на голову своего соседа. Когда звучание музыки прерывается, ведущий просит участника, у которого в этот момент оказалась шляпа, показать какое-то движение - с тем, чтобы все остальные его повторили. Музыка начинает звучать вновь, и игра продолжается.

Можно изменять темп музыки, это будет влиять на скорость передачи шляпы. Так же можно передавать и другие предметы,

Игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению

«Кто говорит?»

Цель: развитие внимания к партнеру, слуховое восприятие.

Дети стоят в полукруге. Один ребенок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребенок узнал, занимает его место.

«Угадай, кто это?»

Цель: развитие внимания, наблюдательности.

Упражнение выполняется в парах. Один ребенок (по договоренности) закрывает глаза, второй — меняется местом с ребенком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошел, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнера.

«Пожелание»

Цель: воспитание интереса к партнеру по общению.

Дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или др.), высказывают друг другу пожелания.

Например: «Желаю тебе хорошо настроения» «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас» и т.д.

«Комплименты»

Цель: развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам.

Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, предают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

«Закончи предложение»

Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.

Дети стоят в кругу. В качестве ведущего — педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч — ребенок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:

Моя любимая игрушка…

Мой лучший друг….

Мое любимое занятие….

Мой любимый праздник….

Мой любимый мультфильм….

Моя любимая сказка…

Моя любимая песня….

Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог

«Ласковое имя»

Цель: развитие умения вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, «волшебную палочку»). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Аленушка, Димуля  и т. д.)

Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

«Разговор по телефону»

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.

Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).

«О чем спросить при встрече»

Цель: учить детей вступать в контакт.

Дети сидят в кругу. У ведущего — эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.) Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребенок задает вопрос, другой отвечает («Как живете?» — «Хорошо». «Как идут дела?» —«Нормально». «Что нового?» — «Все по-старому» и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.

«Вопрос — ответ»

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера.

Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. (например: «Как поднять себе  настроение?» — «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» — «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» — «Ловишки» и т.д.).

«Прощай»

Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, еще увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнеру в глаза.

Игры на развитие навыков невербального общения

«Как говорят части тела»

Цель: учить невербальными способам общения.

Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи:

— как говорят плечи «Я не знаю»;

— как говорит палец «Иди сюда»;

— как ноги капризного ребенка требуют «Я хочу!», «Дай мне!»;

— как говорит голова «Да» и «Нет»;

— как говорит рука «Садись!», «Повернитесь!», «До свидания».

Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

«Зоопарк»

Цель: развитие невербальных способов общения.

Каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

«Сделай подарок»

Цель: знакомство детей невербальными способами общения.

Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет «в подарок». Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

«День наступает — все оживает. Ночь наступает — все замирает»

Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.

Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда  ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники «отмирают» и придуманным способом оправдывают позу.

«Здороваемся без слов»

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).

Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.

Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

«Робот»

Цель: сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой — робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.

«Эхо»

Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.

Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4—5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.

«Руки — ноги»

Цель: учить детей четко подчиняться несложной команде; учить удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторить движения соседей.

Детям нужно безошибочно выполнять простые движения под команду педагога: например, на один хлопок — поднять руки вверх, на два — встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагог  пытается сбить детей, тренируя их собранность.

«Удержи предмет»

Цель: развивать способность к согласованности действий с партнером.

Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.

«Змея»

Цель: развивать навыки группового взаимодействия.

Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи (или за талию). Первый ребенок — «голова змеи», последний — «хвост змеи». «Голова Змеи» пытается поймать «хвост», а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз «головой» становится тот ребенок, который изображал «хвост» и не дал себя поймать. Если же «голова змеи» его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.

Игры на телесный контакт

«Дрозды»

Цель: развитие навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.

Дети делятся на пары, повторяют за педагогом слова и действия:

Я дрозд,
Показывают на себя.

И ты дрозд.
Показывают на своего  партнера.

У меня нос,
Дотрагиваются до своего носа.

У тебя нос.
Дотрагиваются до носа своего партнера.

У меня губки сладкие,
Дотрагиваются до своих губ.

У тебя губки сладкие.
Дотрагиваются до губ своего партнера.

У меня щечки гладкие,
Гладят свои щеки.

У тебя щечки гладкие.
Гладят щеки своего партнера.

«Возьмемся за руки, друзья»

Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.

Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребенку, стоящему рядом. И только после того, как ребенок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдает соседу. Постепенно круг замыкается.

«Рисунок на спине»

Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.

Дети разбиваются на пары. Один ребенок встает первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнера образ (домик, солнышко, елку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнер должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.

«Ручеек»

Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.

Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнера. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеек и ищет себе пару и т.д.

«Руки танцуют»

Цель: помочь детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать.

Игровое упражнение выполняется в парах. Необходимо соприкоснуться ладонями (более сложный вариант — указательными пальцами) и, не размыкая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку Л. Саченко

Показывают на себя.

И ты дрозд.
Показывают на своего  партнера.

У меня нос,
Дотрагиваются до своего носа.

У тебя нос.
Дотрагиваются до носа своего партнера.

У меня губки сладкие,
Дотрагиваются до своих губ.

У тебя губки сладкие.
Дотрагиваются до губ своего партнера.

У меня щечки гладкие,
Гладят свои щеки.

У тебя щечки гладкие.
Гладят щеки своего партнера.

«Возьмемся за руки, друзья»

Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.

Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребенку, стоящему рядом. И только после того, как ребенок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдает соседу. Постепенно круг замыкается.

«Рисунок на спине»

Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.

Дети разбиваются на пары. Один ребенок встает первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнера образ (домик, солнышко, елку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнер должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.

«Ручеек»

Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.

Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнера. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеек и ищет себе пару и т.д.

«Руки танцуют»

Цель: помочь детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать.

Игровое упражнение выполняется в парах. Необходимо соприкоснуться ладонями (более сложный вариант — указательными пальцами) и, не размыкая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактические игры для старших дошкольников

Материал для использования в свободной деятельности....

Музыкально дидактическая игра для старших дошкольников

Предлагаю для музыкальных руководителей дидактическую игры на развитие звкковысотного слуха, на развитие чувство ритма, на развитие тембрового слуха...

Музыкально-дидактические игры для старших дошкольников.

Музыкально-дидактические игры способствуют формированию у детей интереса к музыкальному искусству, расширению музыкального кругозора и закреплению знаний. Материал оформлен в виде карточек....

Музыкально-дидактическая игра для старших дошкольников на определение исполнительского состава музыки "Времена года"

Музыкально - дидактическая игра на развитие слухового воспиятия вокальной музыки...

музыкально-дидактические игры для старших дошкольников в ДОУ

музыкально-дидактические игры для старших дошкольников в ДОУ...

Интерактивная музыкально-дидактическая игра для старших дошкольников «НАЙДИ ЛИШНИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ». и «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Эта музыкально-интерактивная игра включает в себя две похожие игры.Интерактивная музыкально-дидактическая игра«Найди лишний музыкальный инструмент».Цель: Закрепление знаний детей о видах м...