Мастер – класс на тему «Детское экспериментирование – основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Веселова Наталья Вячеславовна

Представление опыта работы  с детьми старшего дошкольного возраста  по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_1.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила:

Воспитатель логопедической группы:

Веселова Наталья Вячеславовна

МБДОУ «Детский сад №14»

Мастер – класс на тему:

«Детское экспериментирование – основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников.

      Цель мастер – класса: представление опыта работы  с детьми старшего дошкольного возраста  по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

Ход мастер-класса:

   

Здравствуйте, уважаемые коллеги!    Я рада приветствовать Вас на мастер–классе на тему «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

    XXI век требует от человечества универсальности в самых разных сферах жизни.  Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное.  

     А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования.

    Чем разнообразнее  и  интенсивнее  поисковая  деятельность, тем  больше  новой  информации  получит  ребёнок, тем  быстрее  и  полноценнее  идёт  его  развитие.

     Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму».  Это отражает всю сущность окружающего мира.    

    Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру. А, именно детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

    Сегодня я покажу, как можно  в игровой форме на основе  сказки предложить детям опробовать  некоторые виды экспериментирования с разными материалами.

     

Начнем!

В музыкальный зал приглашаются дети подготовительной группы.

Ребята, а вы знаете зачем мы здесь? Нет! Дело в том, что совсем недавно, я прочитала такую интересную историю о любопытном мышонке, что мне очень, очень захотелось рассказать ее вам. А вы хотите? Отлично! Тогда слушайте

   

Слайд 2      В одной большой мышиной семье жил любопытный мышонок.  Его братья и сестры были очень послушными, а он везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за пределами их  мышиной норки.

Слайд 3    Вылез мышонок из норки и  отправился по тропинке,

 Слайд 4  и вдруг он заметил как к нему подлетает  маленькая божья коровка. Ему захотелось разглядеть ее поближе.  Давайте, ребята, поможем мышонку.

Опыт №1.

    Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь закрепите пленку резинкой, а в углубление налейте воды. Что вы видите?

    Вывод:  У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали. Если смотреть на предмет сквозь пищевую пленку через воду, то получим эффект увеличительного стекла.

     

 Слайд 5     Неподалеку он увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки.  Мышонок думал, как же до них добраться?  На берегу озера он заметил, качающуюся на волнах небольшую деревянную лодочку. Он очень хотел добраться до кувшинок, но боялся не утонет ли лодочка. Ребята, давайте проверим, тонет ли дерево.

Опыт №2

   У нас есть таз с водой, представим, что это озеро.  Щепки деревянные – это лодочки, опустите их в таз с водой, посмотрите, что произойдет. Попробуйте опустить в воду, например стеклянные шарики. Что происходит? Почему, как вы думаете?

Вывод: Если предмет легкий, вода держит его на поверхности. Если предмет тяжелый, он давит на воду. Она не может его удержать- предмет тонет.  Плавучесть предмета зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Слайд 6   Солнышко уже начало всходить, когда добравшись на лодке до середины озера, мышонок  увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Какое это было незабываемое зрелище.

Давайте, ребята, тоже попробуем на это посмотреть.

Опыт № 3.

    У нас есть вырезанные цветы лотоса. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Как вы думаете, почему это происходит?

    Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

    Слайд 6  Потом он увидел, что какие-то маленькие существа, то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 4

    Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Почему так происходит?

   Вывод: на поверхности пузырьки лопнут, газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется.  А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

 

Слайд 7    Пока мышонок  внимательно наблюдал за рыбками  солнце спряталось, подул ветер, появились тучи   и  пошел дождь.

Слайд 8  Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Мышонок добрался до берега и  решил идти дальше.  Слайд 9     Тут он увидел, что, идя по мокрому песку, что  после него остаются следы, и был в недоумении, почему остаются следы.

Опыт № 6

А вы ребята, как думаете? Почему следы остаются на песке?

Вывод: Дело в том, что,  когда песок мокрый,  его  нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

Слайд 10 Мышонку   очень  понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. И теперь на многие вопросы он знал ответы:

  1.Почему через банку с водой можно рассмотреть предмет?

  2. Почему не тонет лодка?

  3. Почему же распускаются кувшинки?

  4. Почему плавают рыбки?

  5. Почему остались следы на песке?

Но у него осталось еще много таких почему!

Ребята, а вам понравилось путешествовать с мышонком. Отлично! Тогда я думаю, что в следующий раз мы поможем мышонку ответить и на остальные его вопросы…….

  Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

    Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

 

Заключение:

«Люди, научившиеся  наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»

Мастер – класс на тему:«Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»...

Мастер – класс на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»

Предоставление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности....

Мастер - класс для педагогов: «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»

Подготовила: воспитатель МДОБУ ЦРР детский сад «Ромашка» с.Михайловка Ахтариева Л.И. Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию п...

мастер класс для педагогов "Детское экспериментирование основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников"

мастер класс для педагогов "Детское экспериментирование основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников"...

Мастер – класс для воспитателей «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность....

Мастер - класс на тему: "Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности дошкольников"

Мастер - класс на тему: "Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности дошкольников"...

Мастер – класс на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.    Зад...