Фольклор
материал

Алексеева Инна Георгиевна

Фольклор

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_po_teme_vesna.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклор для старших и подготовительных групп

Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром. Звучит русская народная мелодия.

Входит Хозяйка.

Хозяйка: Здравствуйте, люди  добрые! Рада видеть вас в моей горнице.

Здесь для вас, Гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю, по-старинному посиделками называется.

Под музыку входят дети.

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие! Будьте как дома! У меня для каждого найдется и местечко и словечко.

Воспитатель: Гости-люди подневольные, где посадят, там и сидят (садятся)

Хозяйка: Давно вас поджидаем, праздник без вас не начинаем! Гостю-почет, хозяину Честь!

Воспитатель: Дома сидеть – ничего не высидишь. Решили мы людей посмотреть, да себя показать!

Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Хозяйка:  Дорогие, гости!  Сегодня мы с Вами узнаем о том, как было принято отдыхать на Руси в старину.  Мы совершим путешествие в мир наших предков, во времена наших бабушек и дедушек, у которых было много народных праздников, гуляний, традиций и обрядов.

Слайд. На Руси всегда очень серьезно относились к красавице Весне. Весну ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы она пришла с теплом, доброй погодой, с хлебом с богатым урожаем.

 Дети исполняют закличку:

  1. Весна-красна!

Что принесла?

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Открывай окошко!

  1. Приди к нам весна

С овсом кучерявым,

С ячменем усатым,

С калиною – малиною,

С черной смородиной

С грушами, с яблочками,

С цветами лазоревыми,

С травушкой – муравушкой!

Весенний хоровод: «Разбудило солнышко…» или «Веснянка»

Хозяйка:  Ребята! А как же люди отдыхали весной на Руси, в старину, после трудных весенних работ на полях, в огородах. Долгими вечерами после весеннего дня, когда огороды вскопаны, картошка посажена, собирался народ на посиделки. Не было раньше ни телевизоров, ни магнитофонов, поэтому люди сами придумывали игры, скороговорки, пословицы и поговорки и потешки. Небылицы, чтобы развлечь и потешить друг друга. Так и говорили в старину: «Делу время, а потехе час», что  означало – больше времени уделяй работе, а немного, всего час, отводи веселью и отдыху.

Песня-инсценировка: «Дуня-тонкопряха»

Вед: Я прочитаю вам закличку, которую  с раннего утра пели все ребятишки в деревне.

Коси, коса, пока роса,

Роса — долой, коса — домой.

Коса любит лопаточку,

Лопатка — песок,

Косец — пирожок.

Еще каши горшок,

Толокна ему мешок,

Еще брюковки

На Филипповки,

Еще редьки хвост

На великий пост.

Пели эту закличку, ребята, потому, что начинался в деревне сенокос, и с раннего утра уходили траву косить.

Танец: «Косари» (мальчики)

Хозяйка:   А вы играть любите? Тогда сейчас я с вами поиграю в путаницу. Я вас буду путать, а вы должны отвечать правильно. Договорились?

- Весной венки из одуванчиков
Плетут, конечно, только …

- Коньки на льду чертили стрелочки,
С утра в хоккей играли….

- Болтали час без передышки,
В цветастых платьицах….

- При всех помериться силёнкой,
Конечно, любят лишь …..

- Боятся темноты трусишки-
Все, как один, они ….

- Шёлк, кружево и в кольцах пальчики-
Выходят на прогулку ….

Ведущая:  Ой, посмотрите, выросла чудо-ромашка. Это цветок не простой, это ромашка скороговорка. Нужно сорвать лепесток и прочитать скороговорку.

(Дети по очереди читают скороговорки.)

Летит скворец - зиме конец.

Весной весенние цветы под солнцем лезут из травы.

Весна красна цветами, а осень — снопами.

В поле — все, все, все. В поле — сев, сев, сев.

Разноцветное платьице весны сшито солнечными лучами.

Цветут весной цветы, поют весной коты.

«Три сороки тараторки – тараторили на горке»

«Белка на дубу живет, белка желуди грызет»

«Летят три пичужки через три пустые избушки»

Ведущая: А сейчас проведем викторину «Знаете ли вы весну?» Нашу викторину мы посвящаем замечательному писателю В. Бьянки, который в своих книгах дал свое определение трем периодам весны. Первой  победой весны В. Бьянка считал весну полевую. Она начиналась, когда на полях появились проталинки. Обрадовались весне птицы, прилетел.

  1. Какие птицы прилетают к нам первыми?
  2. Какая птица, прилетающая к нам весной, умело подражает голосам многих птиц (скворец)?
  3. Почему скворцов называю лучшими друзьями человека? (уничтожают вредителей, гусениц).
  4.  Объясните народную примету: «Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к …..(холодному) лету».
  5. Какие насекомые появляются первыми? Почему? (комары, бабочки, мухи).
  6. Почему нельзя делать птичьи домики из фанеры?
  7. Какие деревья и кустарники цветут еще до распускания листьев? (береза, ольха, ива)
  8. Почему береза и тополь названы пылящими растеньями?
  9. Что означает «плач» березы весной?
  10. Почему у березы молодые листочки клейкие?
  11. Какие травянистые растения зацветаю первыми? Когда?
  12. У каких зверей весной появляются детеныши?
  13. Известно, что новорожденных зайчат зайчиха покормит и на 3-4 суток оставляет одних. Зайчата затаиваются. Почему зайчонка не учует никакой зверь?
  14. Почему ласточки и стрижи прилетают последними из перелетных птиц?
  15. Почему особенно весной нельзя  в лесу шуметь, включать магнитофон?
  16. Какая охота разрешается в лесу в любое время года?
  17. Почему весной на лошадях и коровах можно увидеть птиц?
  18. Объясните пословицу: «Весенний день год кормит».
  19. Какие виды труда выполняют люди в городе, селе?

Какие вы знаете приметы   про весну:

  1. Весной рано затает – долго не растает.
  2. Длинные сосульки – к долгой весне.
  3. Если ворона купается ранней весной – к теплу.
  4. Если грачи прилетели до 14 марта – быть лету мокрому, а снег сойдет рано.
  5. Поверхность снега шершавая – к урожаю, гладкая – к неурожаю.
  6. Чем сильней первый удар грома по весне, тем лучше будет урожай.
  7. Дружная весна – жди большой воды.
  8. Увидел скворца – знай: весна у крыльца.
  9. Апрель с водой – май с травой.
  10. Снег скоро тает – к мокрому лету.
  11. Увидел на вербе пушок – и весна на шесток.

«Весенняя викторина».

  1. О каком времени года Алексей Николаевич Плещеев написал следующие строки:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою

- осень

- зима

- лето

- весна

  1. Какой цветок расцветает первым на лесных полянках?

- ландыш

- мать и мачеха

- подснежник

- тюльпан 

  1. Первыми, из перелетных птиц, в наши края прилетают?

- грачи

- ласточки

- соловьи

- синицы

  1. Кто, из этих животных, просыпается весной после зимней спячки?

– лось

- рысь

- еж

- росомаха.

  1. В каком месяце переводят часы на летнее время?

- апрель

- май

- март

- февраль.

  1. Кого спасал дед Мазай (из сказки Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы») весной от половодья?

- полевок

- сурков

- тушканчиков

- зайцев.

  1. Как называется разлив рек весной?

- половодье

- цунами

- полынья

- ледоход.

Ведущая: А еще ребята нам приготовили потешки. Потешки – это небольшие забавные стишки. С раннего детства каждому знакомы такие потешки, как “Идет коза рогатая…”, “Сорока-сорока…”

 Дети мсполняют потешки:

Ножками ходушечки,

Ручками хватушечки.

Роток болтунок,

Глазки хлоп-хлоп.

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Мешу, мешу тесто
Есть в печи место
Пеку, пеку каравай
Головоньку - валяй, валяй.

Как на Солнышка именины
Испекли пирог из глины
Вот такой ширины!
Вот такой вышины!

Ротик мой умеет кушать, 
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать, 
Ручки - всё хватать-хватать.

Хозяйка: : Мы и пели, и плясали,
А играть мы не играли.
У кого там хмурый вид
Снова музыка звучит!
Собирайся, детвора,
Ждет вас русская игра.

 Продолжаем мы программу
Для гостей, друзей, для всех.
Начинаем панораму
Удивительных потех.

К канату: Молодцев, парней, ребят
Вызываем на канат.
Десять слева, десять справа,
Только мускулы трещат.

Хозяйка:Мудрая пословица гласит: «С детства не научишься – всю жизнь намучишься».

Игра соревнование «Смотай нитки в клубок». 3 девочки под музыкумотают нитки в клубок. Музыка кончается, значит хвать вам и ниточку мотать. Понятно ли такое задание? Начинаем соревнование!

Ведущая: А сейчас мы поиграем в игру «Цифра семь».

Игра “Цифра семь”.

Ведущий говорит о том, что есть много пословиц и поговорок с цифрой “семь”. Например,

“Семь раз примерь – один отрежь”

“Семеро одного не ждут”

“Семь пятниц на недели” и т.д.

Участвующие с места называют пословицы. Выигрывает тот, кто назовёт последнюю пословицу с цифрой “семь”.

Семеро с ложкой раз!

Семеро с ложкой два!

И если скажет “три”, последний получает приз.

(семь баранок)

Игра: «Золотые ворота»

Мальчики: Мы кузнецы, молодцы!

На все руки удальцы!

Куем гвозди и подковы

Раз, два и готово!

Музыкальная композиция: «Во кузнеце» (поем, танцуем и играем на инструментах)

Хозяйка: Тары-бары, растабары,
Выпьем чай из самовара.
- Тары-бары, растабары,
Посидим у самовара.
- Чаю сладкого попьем,
Нашу песенку споем.

(Заглядывает в него.)

Ой, а воды-то нет в самоваре!

А где же девицы?

Девочки: Мы на ярмарку ходили,

Себе ведра купили.

Танец: «С коромыслами»

Хозяйка:  Играми да плясками сыт не будешь.

 Славится русский        народ                                

    Гостеприимством да угощением!

Вот так веселился народ в старину. 
А вас мы  приглашаем  вас всех чаем угощаем! 

Подходите, подходите! Угощение берите! 
Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте! 

                   Не красна изба углами, а красна пирогами!

                   Чай горячий на столе, пышки и варенье!

                   Приглашаем вас отведать наше угощенье!

                   Чай пить – не дрова рубить!

                    Приглашаем всех к столу!

Ведущая: Всем спасибо за вниманье!
За задор, веселье, смех.

Вот настал момент прощанья
Будет краткой наша речь.
Говорим мы до свиданья
До счастливых новых встреч!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.

Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...

Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.

Материал представляет собой сборник текстов художественных  произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....

Фольклор в детском чтении. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. РЕФЕРАТ

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоцион...

Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.

Познакомить родителей с  с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...