Проект «Репка»
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Тарасова Анна Сергеевна

Цель проекта: Формирование у ребенка в Детском саду и дома социально-нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Репка"27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Репка»

         Участники проекта: дети от 2 до 7 лет, воспитатели, педагоги детского сада, родители.

         Цель проекта: Формирование у ребенка в Детском саду и дома социально-нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации.

         Длительность проекта: 1 год.

Развивающая среда: групповые помещения, лаборатория, экологическая комната, комната сказок, сенсорная комната, физкультурный и музыкальный залы, огород, фольклорная изба (каждый детский сад может разработать собственный проект, исходя из особенностей ДОУ).

          Материалы и оборудование: репа и другие овощи (для сравнения), географическая карта, ящик ощущений, чудесный мешочек, весы, лупы, иллюстрации репы (всего растения), костюмы героев сказок для уголка ряжения, декорации и костюмы для спектаклей, фигурки для игр по сказке (объемные, бумажные), иллюстрации к сказкам, материалы для изобразительной деятельности, семена репы, Емкости, оборудование для посадки растений в помещении и на огороде и ухода за ними, значки-символы репы для прикрепления к географической карте; карточки «Исследователь репы» на каждого ребенка.

          Литература: сказки «Репка»,  «Мужик и медведь», произведение Н. Носова «Репка», загадки, поговорки, потешки, пословицы, стихи и репе.

Этапы проекта

Подготовительный этап

1.  Чтение и обсуждение сказок.

2.  Рассматривание иллюстраций.

3.  Подбор оборудования и материалов.

4.  Подготовка к проекту.

5.  Беседа с детьми и родителями о том, что они будут делать в рамках проекта.

6.  Работа с географической картой.

7.  Изготовление значков-символов для размещения на географической карте.

Основной этап

  1. Подготовка к исследованиям и выполнение различных исследований.
  2. Репка (герои сказок) в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и т.п.).
  3. Приготовление блюд из репы.
  4. Игры с ящиком ощущений, с «чудесным» мешочком и другие.
  5. Разучивание песен, стихов о репке.
  6. Спектакли, режиссерские игры в группах.  

Заключительный этап

-  Праздник репы

-  выставка овощей.

Методические рекомендации

Обсудите в коллективе возможные направления работы в рамках проекта, варианты интеграции (что может сделать педагог по  изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, какие виды детской деятельности может реализовать каждый воспитатель с учетом возрастных особенностей детей). Составьте план работы каждого педагога в  рамках проекта с учетом принципа интеграции.

Работа с родителями

Расскажите родителям, бабушкам и дедушкам о проекте, выясните, кто из них высаживал репу на огороде, на  даче.  

 Попросите их посадить репку вместе с ребенком и понаблюдать за ней в течение года, делая записи результатов своих наблюдений. Осенью сделайте выставку выращенных семьями овощей, выделив отдельно раздел, посвященный репке.

         Игра

 Игра с ящиком ощущений. Ребенок описывает, что лежит в ящике ощущений, остальные дети отгадывают. Педагог по очереди помещает в ящик ощущений разные овощи. Дети наощупь определяют разные овощи, описывают их, вынимают и показывают остальным детям. По аналогии проводится игра «Угадай, что в мешочке».

        Театрализованная деятельность: самостоятельное разыгрывание сказки в костюмах (уголок ряжения), использование бумажных корон с изображением героев сказки,  постановка спектаклей с использованием картонных, деревянных, бумажных фигурок (по сказкам «Репка» и «Вершки и корешки»), в том числе в  уголке самостоятельной деятельности.

         Выразительное чтение сказки, в том числе по ролям (старший возраст).

         Рассказывание сказки: с помощью бумажных, деревянных фигурок, как  в форме монолога, так и по ролям. Малыши рассказывают сказку, дополняя  рассказ воспитателя. Для детей старшего возраста (5–7 лет) сказка о репке уже не очень интересна, однако, можно предложить им видоизменить ее, используя известные рекомендации итальянского писателя Д. Родари: перевирание сказки, «винегрет из сказок» (например, соединив героев сказки «Репка» и «Мужик и медведь»).      

         Изобразительная деятельность (для каждого возраста подбираются задания разного уровня сложности рисование). Например, малыши могут дорисовать репке «вершки» (или наоборот), раскрасить готовые  иллюстрации к сказке. Дети лепят отдельных героев сказки, делают  декорации. Малыши могут слепить репки разного размера и затем сравнивать их, выкладывать ряды от большей репки к меньшей.

         Исследование

Дети младшей группы сравнивают репку по цвету с другими овощами, называют ее цвет, выполняют задания  воспитателя, например: найди овощи желтого цвета, найди овощи, такие же по цвету, как репка, найди овощи, которые отличаются от репки по цвету.

Исследование формы. Дети рассматривают репу и высказывают свое мнение о том, на что она похожа. Педагог выкладывает перед ребенком репу, редис, репчатый лук, помидор, огурец, крупный болгарский перец и т.п. (главное, чтобы они различались по форме). Задание детям: найти овощи, похожие по форме на репку. (Воспитатель обращает внимание на то, что лук называется репчатым, и предлагает детям старшего возраста подумать, почему его так называют. Затем дети находят овощи, наименее похожие на репку. Воспитатель может предложить дошкольникам  сравнивать овощи попарно. Например, картофель и репу, — чем они похожи, и чем отличаются.

Исследование вкуса: дети пробуют на вкус разные овощи, включая репу, сначала с открытыми глазами, а через некоторое время определяют их на вкус с  закрытыми.

Исследование поверхности: дети гладят репу, определяют, какая у нее поверхность: гладкая или шершавая, теплая или холодная, есть ли на ней выемки, бугорки, полосочки. Затем сравнивают ее поверхность  с другим овощем (дети младшего возраста) или сразу с несколькими (дети  старшего возраста).

        Воспитатель дает детям несколько кусочков бумаги с разной  поверхностью (например, бархатной, глянцевой, писчей и т.п.). Ребенку предлагается потрогать поверхность разных видов бумаги и найти среди них тот, поверхность которого на ощупь напоминает поверхность репки. Дети старшего возраста могут подобрать пары «овощ — вид бумаги», сходные по характеру поверхности.

Воспитатель дает детям на прогулке репки и просит найти на площадке растение, предмет, которые похожи по характеру поверхности на репку.

Исследование семян. Семена репки очень мелкие, поэтому их нужно рассматривать через лупы. Обсудите с детьми, какие семена репы (мелкие, черные, круглые).

Исследование репы (корнеплода). Объясните детям, что репа — это корнеплод. Пусть ребята найдут у нее корешки, рассмотрят их, поищут тонкие волоски. На что похож корень репы? Расскажите, что корень нужен растению для того, чтобы получать воду и пищу из земли. Как можно назвать корень репы — это вершок или корешок? Почему дети так думают? А где у репы «вершок»? Дети переворачивают корнеплод и рассматривают его. Воспитатель спрашивает, где, по мнению детей, может вырасти лист. Дети показывают воспитателю нужное место.  Если мнения расходятся, воспитатель не поправляет ребенка, а предлагает посадить репку вверх корешками и вверх вершками, чтобы проверить, где появятся листья. Проводятся соответствующие наблюдения, делаются выводы. Дети рассматривают через лупу появившиеся листья, исследуют их.  Репу, у которой выросли листочки,  можно пересадить в просторную емкость и продолжить наблюдения за ростом листьев.

Исследование на огороде.  Дети не только ухаживают за растением, но и исследуют почву, ее обитателей, рассматривают дождевых червей, жуков, выясняют, есть ли в почве воздух (опускают в емкости с водой кусочки земли и наблюдают, сколько пузырьков появилось в баночке) и т. п.

Опыты с репой.

– Помещая разные овощи в емкость с водой, ребенок выясняет, какие из них тонут, а какие нет.

–  Дети взвешивают репу.

– Педагог разрезает репу на три части (старшие дети могут ему помочь) и предлагает положить все кусочки в разные места: возле батареи (то есть в место, где есть тепло); в групповой комнате или лаборатории при комнатной температуре и в холодильник. Дети высказывают свои предположения  о том, что произойдет с каждым  из кусочков через некоторое время. Высказывания детей не комментируются. Наблюдения за состоянием кусочков репки проводятся регулярно в течение нескольких дней до того момента, когда с кусочком у батареи произойдут хорошо заметные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой проект "Репка"

Проект  в младшей и средней группе....

Презентация интегрированного проекта «Репка»

    Проект «Репка» групповой, среднесрочный, исследовательски- творческий, направлен на изучение природы во всех её проявлениях в летне-осенний период времени.   ...

проект "Репка"

Представляю презинтацию проекта "Репка", создание иллюстрированной книги совместно с родителями....

Проект"Репка"

Проект "Репка" для детей разновозрастной группы...

Проект"Репка"

Проект для разновозрастной группы, долгосрочный...

Краткосрочный проект "Репка на новый лад"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Сказка» п.Правохеттинский Надымского района(МДОУ «Детский сад «Сказка»)ул. Газовиков д.27, п.Правохеттинский, Надымский район, Ямало-Не...

Краткосрочный проект «Репка на новый лад»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Сказка» п.Правохеттинский Надымского района(МДОУ «Детский сад ...