Методическая разработка "Сказкотерапия для дошкольников"
методическая разработка

На этапе дошкольного детства происходит становление позиции ребенка в общении с другими людьми. При этом трудными для ребенка могут оказаться не только какие-либо экстремальные, но достаточно типичные, часто повторяющиеся ситуации, требующие от него согласования действий с другими, принятия и понимания другого человека. 

Практика показывает, что поведение детей в конфликтной ситуации нередко характеризуется импульсивностью, реактивностью. Дошкольники ведут себя в таких случаях спонтанно, без элементарного планирования и выбора оптимального способа реагирования.

Одной из главных задач взрослых заключается в том, чтобы научить детей эффективному взаимодействию в этом мире. Но, исходя из практики, могу с уверенностью заявить, что имеющиеся теоретические знания у детей о правилах неконфликтного поведения не обеспечивают сокращения конфликтных ситуаций и могут охватывать разные сферы детских отношений, приводящих в той или иной степени к психологическим проблемам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Разработала:

Орлова Светлана Викторовна, воспитатель ГБДОУ д/с № 57

Калининского района Санкт-Петербурга

Сказкотерапия для дошкольников

На этапе дошкольного детства происходит становление позиции ребенка в общении с другими людьми. При этом трудными для ребенка могут оказаться не только какие-либо экстремальные, но достаточно типичные, часто повторяющиеся ситуации, требующие от него согласования действий с другими, принятия и понимания другого человека. 

Практика показывает, что поведение детей в конфликтной ситуации нередко характеризуется импульсивностью, реактивностью. Дошкольники ведут себя в таких случаях спонтанно, без элементарного планирования и выбора оптимального способа реагирования.

Одной из главных задач взрослых заключается в том, чтобы научить детей эффективному взаимодействию в этом мире. Но, исходя из практики, могу с уверенностью заявить, что имеющиеся теоретические знания у детей о правилах неконфликтного поведения не обеспечивают сокращения конфликтных ситуаций и могут охватывать разные сферы детских отношений, приводящих в той или иной степени к психологическим проблемам.

Наблюдая эту ситуацию, появилась идея провести психологический тренинг с установкой на сплочение детей подготовительной группы и познакомить детей с некоторыми способами саморегуляции эмоциональных и поведенческих реакций.

Уже известно, что через работу с телом можно управлять физиологическими процессами. К примеру, релаксация помогает высвободить ту энергию, которая использовалась телом для удержания внутреннего напряжения, а работа с образами направляет эту энергию в нужное русло. Раскрывая функциональную сторону релаксации, пантомимы, можно сказать, что работа с телом через движения помогает «оживить» нервные связи между различными участками тела и корой головного мозга. Грациозные, плавные, непрерывно повторяющиеся движения посылают в наш мозг различного рода импульсы, не характерные для его (тела) привычного состояния. Специально организованные движения заставляют нервную систему функционировать ритмично, спокойно, в широком диапазоне. 

Когда движения нашего тела закончены, пластичны и плавны, у нас появляется тенденция к завершенному действию, плавному течению мыслей. Происходит психологическое раскрепощение и появляется чувство радости.

Продумывая занятия тренинга, я стремилась к тому, чтобы опыт, полученный детьми, был перенесен в реальную жизнь и стал верным помощником в решении неблагоприятных ситуаций.

Тема: Дружба делает чудеса.

Введение в сказку.

Разминка

1. «Мое настроение» (передавая игрушку по кругу)

2. «Доброе тепло» (взявшись за руки, передавать пожатие руки по кругу)

3. «Березка»: Встаньте прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднимите руки вверх, спина при этом прямая, подбородок приподнят. Ноги, как корни дерева, врастают в землю, стопы вместе и прижаты к полу. Тянитесь всем телом вверх, как будто вы сильное дерево, которому не страшна никакая буря. Ваше тело стройное, красивое, сильное. (По истечении 10 секунд руки плавно опускаются. Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха и повторите упражнение).

Педагог: Ребята, вы сейчас ощутили, как растет дерево. Но, ведь не только деревья, вырастая корнями, держатся за землю, но и другие растения. Почему, как вы думаете, герои сказки не могли вытянуть репку? (Репка крепко держалась за землю). А герои, наверное, были слабы и не очень дружны. Ведь, как известно, дружба делает чудеса, помогает справиться даже с самыми большими трудностями!

Сегодня мы с вами познакомимся с героями этой сказки, а еще придумаем старую сказку на новый лад. Но, для начала, давайте вспомним сказку «Репка» как она есть. (Рассказываю).

Пальчиковая игра «Дружба»

Дружат в нашем домике

Девочки и мальчики.

(пальцы обеих рук соединяем ритмично в замок…)

Мы с тобой подружим,

Маленькие пальчики.

(ритмичные касания пальцев обеих рук)

Пять, четыре, три, два, раз.

(поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

Мы подружимся сейчас.

(сжать сильно руки в замке, расслабить, встряхнуть кистями).

Педагог: А теперь нам нужно попасть в сказочный мир и познакомиться с героями (Ритуал входа в сказку – перешагнуть волшебный пень (тоннель), взявшись за руки). 

(Дети занимают любое место в групповой комнате). 

Эмпатийное рассказывание (Я-Репка) Я беру игрушку–репку, рассказываю о ней – наделяю ее особенностями, характером от ее лица:

«Я – репка. Посмотрите, какая я большая, спелая, сочная, сахарная. Кажется, положишь кусочек меня в рот, и я растаю. Меня весной посадил дед – бросил крошечную семечку в землю, прихлопнул ладошкой и полил из лейки. В земле мне стало тепло, влажно и темно. От влаги я начала разбухать до тех пор, пока не треснула скорлупка, и не появился росточек. От темноты мне хотелось убежать, но у меня нет ножек. Тогда я стала тянуть стебелек вверх, откуда чувствовалось солнечное тепло, и в то же время под землей я выпустила корни, чтобы всасывать влагу и питание из земли и удерживать слабенький росток. Так прошло лето. Дождик омывал мои листочки и подпитывал корешки, солнышко согревало ласковыми лучами, ветерок нашептывал мне разные истории, принесенные из чужих стран. Так незаметно я и выросла». 

Проводится игра по типу «Паровозик» с элементом социометрического исследования. Я записываю цепочку выбора.

Ребенок, к которому подъезжает «паровозик», выбирает героя и дает ему характеристику, рассказывает какое у него настроение и почему (от лица героя; эмпатийное рассказывание). Это настроение может быть созвучно с его – самого ребенка – настроением. Возвращаемся из сказочного путешествия с помощью того же ритуала: взявшись за руки, перешагиваем волшебный пень или, взявшись за руки, пройти по тоннелю, выставленного из стульчиков. Садимся на коврик вкруг и начинаем коротко обсуждение характеристики и настроения выбранных героев.

Вывод: от нашего настроения зависят наши поступки, а по нашим поступкам судят о нас.

Итог: Дружат с теми, кому доверяют. Без доверия дружбы нет.

воспитатель Орлова С.В.

2020 учебный год г.Санкт-Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами"

Тема Мастер-класса  «Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами». Актуальность  использования  оригами  в образовательном процессе в первую очередь конечно-же связа...

"Здравствуйте, это я!" - методический материал для дошкольников 5 - 7 лет

Материал содержит игры и задания, способствующие развитию у дошкольников коммуникативных навыков сотрудничества, позволяющих приобрести социальный опыт....

Проект тематической выставки в методическом кабинете "Обучение дошкольников предметному рисованию"

И в десять лет, и в семь, и в пять.Все дети любят рисовать.И каждый смело нарисуетВсе, что его интересует.Все  вызывает интерес:Далекий космос, ближний лес,Цветы, машины, сказки, пляски…Все...

Образцы отзывов для мастер-классов, семинаров, методических объединений педагогов дошкольников.

Уважаемы коллеги, все мы сталкиваемся с трудностями при оформлении портфолио педагога для аттестации. Одним из критериев являются отзывы о НОД и других мероприятиях. Предлагаю вашему вниманию образцы ...

Методическая разработка "Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором"

Целью этой работы является  развитие творческих способностей детей, воспитание общей культуры дошкольника, приобщения к народным традициям и обычаям, расширение музыкальн...

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности"

Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате их травмирование и даже гибель – проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых.Тяга детей к огню, к игре со спичками о...

методическая разработка "Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения"

Дошкольники наиболее часто подвергаются несчастным случаям в силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной деятельности. Потребность детей в движении, котор...