"Здравствуйте, это я!" - методический материал для дошкольников 5 - 7 лет
методическая разработка по окружающему миру по теме

Галинова Майя Ансаровна

Материал содержит игры и задания, способствующие развитию у дошкольников коммуникативных навыков сотрудничества, позволяющих приобрести социальный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdravstvuyte_eto_ya.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Центр Развития Ребёнка – Детский сад №351»

«Здравствуйте, это я!»                   (учебно – методический материал для дошкольников 5 – 7 лет)

                                                             подготовила

                                                         музыкальный руководитель

                                                                        Галинова Майя Ансаровна

                                         Казань - 2012 г.

                                                    От авторов

        Уважаемые педагоги!

        Учебно – методический материал представляет серию музыкально – развивающих игр, предназначенных для работы с детьми в дошкольном учреждении, имеющих трудности в общении (застенчивыми, скромными, агрессивными).  Предлагаемый материал предназначен для организации  музыкально – игровой деятельности  детей от 5 до 7 лет.

        В дошкольный период происходит формирование духовно – нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т. е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В связи с этим автор предлагает материал, содержащий игровые задания, способствующие развитию у дошкольников коммуникативных навыков и навыков сотрудничества, позволяющих приобрести социальный опыт, а посещение садика делают желанным.

        При работе с материалом следует учесть, что весомую роль при организации игровых заданий будет играть взрослый.

- Знание индивидуальных особенностей и возможностей своих воспитанников;

- педагогический оптимизм и вера в лучшее, вера в каждого ребёнка;

- обязательное уважение прав и достоинств ребёнка;

- личным примером показывать детям плюсы гуманного взаимодействия между людьми – таков будет путь усвоения игровых заданий  «Здравствуйте, это я!» в совместной деятельности ребёнка и взрослого.

Желаем успехов!

        

                                   Методические рекомендации

        Человеческий мир – это непрекращающееся общение и взаимодействие людей друг с другом. Нарастающая напряжённость в современном обществе порождает проявление агрессии, ненависти, идей экстремизма среди молодёжи, что может привести к необратимым последствиям в будущем.                Основной причиной данного кризиса является дефицит толерантности, отсутствие у людей способности к ненасильственному взаимодействию.                В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает проблема формирования гуманных взаимоотношений между детьми дошкольного возраста, так как именно этот возрастной период является наиболее сензитивным для вхождения ребёнка в социальный мир и обеспечивает  непрерывность социально - нравственного становления личности.                Отсюда закономерен поиск эффективных механизмов воспитания подрастающего поколения в духе ненасилия. В связи с этим, нами подобраны музыкально – развивающие игры для формирования способности к гуманному межличностному взаимодействию со сверстниками у детей 5 – 7 лет.

 цель методического материала  состоит в формировании у детей старшего дошкольного возраста гуманных взаимоотношений со сверстниками.

        Основу, формирующую данную подборку составило приоритетное педагогическое средство – педагогическая ситуация.

        Педагогическая ситуация (личностно – ориентированная, учебная, жизненная) как необходимое условие для проявления личностных способностей, занимает центральное место концепции личностно – ориентированного образования, разрабатываемой В. В. Сериковым.

        В основе ситуации, по мнению В. В. Серикова, лежит особый механизм, побуждающей ребёнка к максимальному проявлению личностных функций, к активному поиску и смыслотворчеству.

        Сталкиваясь с проблемой, для решения которой является недостаточным знаниевой уровень, воспитанник встаёт перед задачей переосмысления, имеющегося у него опыта. Обнаружение причин, ошибок, затрудняющих его дальнейшее продвижение, позволяет самостоятельно выбрать варианты решения проблемы, активизируя при этом эмоциональные, волевые и рефлексивные функции.

        Исходя из такого понимания ситуации, можно предположить, что эффективность формирования гуманных взаимоотношений будет обеспечиваться конструированием и реализацией серии педагогических ситуаций, создающих условия для накопления у ребёнка опыта позитивного взаимодействия со сверстниками.

        В связи с этим игровые задания «Здравствуйте, это я!» по своей направленности могут быть объединены в целевые блоки (табл. 1).

                                                                                Таблица 1

                    Направленность игровых заданий на развитие                        

                                       гуманных отношений

                Целевой блок

               Игровые задания

1.«Отражение в зеркале»

Формирование у ребёнка положительного отношения к себе.

Формирование образа «Я» ребёнка.

Формирование ориентации на другого человека (его чувства, эмоции, настроение)

 Стих - игра по Д. Хармсу,  «Моё настроение», «Покажи без слов», «Аплодисменты»,  «Обезьянка», «Буква Я», «Самолёт», «Имя»,  «Кто пришёл к теремку», «Паровозик», «Будь внимателен», «Марионетка».

2.«Я + ТЫ = МЫ»

Закрепление у ребёнка представлений о своей личности; формирование положительного самоотношения.

Формирование устойчивой ориентации на сверстника.

Формирование эмоциональной, волевой и социальной саморегуляции поведения.

«Построимся по росту», «Приглашение на танец», «Весёлый мячик», «Давайте познакомимся», «Что не так?», «Кто здесь кто?», «Лоцманы», «Дракон кусает свой хвост», «Жмурки», «Что такое дружба», «Весёлый танец», «Добрые слова».

3.«Шаг навстречу»

Формирование осознанного отношения к межличностным противоречиям.

Овладение детьми способами ненасильственного взаимодействия со сверстниками.

Развитие произвольного поведения.

«Страх, уходи!», «Спящая красавица», «Парикмахерская», «Море волнуется раз», «Придумай сам», «Волшебные способы», «Отыщи свою обувь», «Каравай», «Позиции педагога», «В школу», «Имена друзей»,  «Не намочи ноги»,  «Страна Друзей».

        Использование данных таблицы 1 поможет при подборе игр, направленных на реализацию одной цели, а также при определении возможной последовательности ознакомления детей с игровыми заданиями. Например, в целевом блоке «Отражение в зеркале» предполагается формирование характера у ребёнка его самоотношения, уровень принятия ребёнком своей собственной личности, его самооценка, а также сформированность у него образа Я.

        На основе вышесказанного, основными задачами первого раздела являются:

        *формирование у ребёнка позитивного самоотношения;

        *накопление опыта самопознания;

        *формирование образа «Я».

        Сформированность всех этих личностных образований, по нашему мнению, является первоочерёдным, так как ребёнок, не принимающий себя, обладающий заниженной самооценкой, не умеющий ценить свои достоинства, не сможет понять и принять другого, построить с ним отношения на гуманной основе.

         Целевой блок «Я + ТЫ = МЫ» поможет детям научиться понимать и распознавать внутренние ощущения, чувства, эмоциональные переживания сверстников. На этом этапе ребёнок должен сделать вывод, что ему небезразлично то, что происходит с его сверстником, что ему также плохо или хорошо, как и его партнёру. Учиться проявлять помощь, заботу, любовь.

        В связи с этим второй раздел игр решает следующие задачи:

Формирование у ребёнка устойчивой ориентации на сверстника как субъекта взаимодействия;

Формирование стремления воспринимать и принимать личность другого человека, его мнения и интересы как данность.

Было бы ошибкой отрицать возможность существования конфликтных ситуаций, которые всегда будут сопровождать жизнь, как взрослых, так и детей. В то же время мы считаем необходимым помочь детям осознать сущность конфликта, разобраться в причинах, лежащих в его основе, а также овладеть практическими умениями его разрешения. Для этого, а также для осуществления ненасильственного взаимодействия между детьми подобран третий блок игр «Шаг навстречу».

Таким образом, задачами третьего блока являются:

Формирование осознанного отношения к межличностным противоречиям, возникающим в процессе взаимодействия со сверстниками;

Овладение способами ненасильственного взаимодействия со сверстниками.

Рекомендуется следующая последовательность использования игровых заданий (табл. 2).

                                                                                        

                                                                                                      Таблица 2

                           Планирование игровых заданий

      квартал

  Целевой блок

    Игровые задания

   Сентябрь –

      ноябрь

 1




2




3


Стих - игра по Д. Хармсу,  «Моё настроение»,  «Покажи без слов»,  «Аплодисменты».


«Построимся по росту", "Приглашение на танец", «Весёлый мячик», «Давайте познакомимся».


«Страх, уходи!», «Спящая красавица», «Парикмахерская», «Море волнуется».

     Декабрь –

     февраль

1



2



3

«Обезьянка», «Буква «Я», «Самолёт», «Имя»,


«Что не так?», «Кто здесь кто?», «Лоцманы», «Змейка»,


 «Придумай сам», «Волшебные способы», «Каравай», «Позиции педагога».

     Март –

       май

1




2



3


«Кто пришёл к теремку?», «Паровозик», «Будь внимателен», «Марионетка»,


«Жмурки», «Что такое дружба», «Весёлый танец», «Добрые слова».


«В школу», «Не намочи ноги», «Страна друзей».

        Предложенное планирование является примерным, поскольку следует учитывать индивидуальные особенности детей. Однако общая логика и последовательность ознакомления с предложенными игровыми заданиями должна оставаться неизменной.

Данный материал обладает разнообразными образовательными и воспитательными возможностями, может использоваться в досуговой деятельности, развлечениях, музыкальных занятиях, праздниках. Через такие формы деятельности коллектив детей объединяется, устанавливается и укореняется доброе, внимательное отношение друг к другу.

        Особое внимание нужно обратить взрослому на методы взаимодействия с детьми. Среди словесных методов ведущую роль в организации игр рассказ, инструктаж и пояснения. Очень важно, чтоб речь взрослого была лаконичной, эмоциональной, яркой, сопровождалась жестами и мимикой.

        Каждое игровое задание представлено следующими структурными компонентами: цель; игровые материалы и оборудование; методика проведения игрового задания.

           Специальные задания для детей, имеющих трудности         в общении

                            Целевой блок «Отражение в зеркале»

                        Игра по стихотворению Д. Хармса

        Цель: помочь детям преодолеть скованность, стеснительность, раскрепоститься.

        Двое детей делают «воротики» перед входом в зал, через «воротики» проходят друг за другом все дети группы.

Тра-та-та, тра-та-та! Растворились ворота,                                                А из этих из ворот вышел разненький народ.                                Мальчики идут гурьбой,                                                                        А девочки - толпой,                                                                        Ой- ой, ой! Посмотри, народ, какой!                                                Один дядя вот такой (изображают высокого человека)                        Один дядя вот такой (показывают сильного)                                        Третий дядя вот какой (показывают драчливого),                                        А четвёртый вот такой (играют на балалайке).                                        Одна тётя вот такая (показывают весёлую),                                                А другая-вот такая (показывают сердитую)                                        Третья тётя вот такая (танцевальные движения),                                        А четвёртая-такая (показывают красивую).                                        Один мальчик вот такой (становятся на носочки),                                Другой мальчик вот какой (приседают),                                                Третий мальчик вот такой (надувают щёки),                                                А четвёртый вот какой (занимаются физкультурой).                                Одна девочка такая (показывают румяные щёки),                                        А вторая вот такая (улыбчивая),                                                        Третья девочка такая (показывают капризную девочку),                                А четвёртая такая, и такая – вот какая!                                                        И, конечно, вот такая (4 пальца сжаты в кулачок, а большой палец оттопырен).

        Задание: показать мимикой и жестами «дядь», «тёть», девочек и мальчиков. Можно предложить разыграть стихотворение по ролям.

                                              «Моё настроение»

        Цель: осознание себя как индивидуальности.

        Музыкальное сопровождение: «Весёлая. Грустная» Л. Бетховена.

        Материал: набор изображений лиц людей в эмоциональных различных состояниях.

        В жизни так часто у человека меняется настроение. Только что мальчик или девочка были грустными, но вот они улыбнулись, грустное настроение куда-то делось, и они стали веселыми. Даже за целый день человек не может всё время находится в одном и том же настроении. Вот сейчас мы попробуем провести такую смену настроения.        Помогать в этом будет музыка. Надо будет выразить свои чувства через мимику-выражение лица.

        Если музыка будет весёлой, то это означает, что человек радуется.

                                Лицо улыбкой озарилось,

                                Как будто небо прояснилось.

        Прослушивание пьесы «Весёлая» - музыка резвая, скачущая.

        Но мы только что сказали, что настроение меняется. Вот и музыка сейчас нарисует, что оно изменилось. Стало спокойным, немного печальным.

                                Но вот притихли мы с тобой,

                                Как будто ждём чего-то.

        Прослушивание пьесы «Грустная».

        А в конце настроение опять сменится на весёлое. На то, которое было в самом начале музыкальной пьесы.

                                И снова радость к нам пришла,

                                И прочь ушла забота.

        Видите, в этом стихотворении настроение меняется несколько раз. Кто расскажет, как оно менялось? Каким при этом должно быть выражение лица?

(Идёт выбор рисунков-лиц и их пояснение).

        Подвести итог вместе с детьми о том, какие настроения и эмоции может испытывать человек, каковы причины этих состояний?

        

                                     Упражнение “Покажи без слов».

                              Инсценировка песни «Всё могут короли»

        (Под фонозапись песни Б. Рычкова в исполнении А. Пугачёвой)

        Цель: развитие воображения и творчества в движениях.                        Педагог предлагает прослушать шлягер. Далее идёт распределение ролей, и при повторном прослушивании дети изображают услышанное (можно проиграть несколько раз).                                

1-й куплет. Выходит Король (ребёнок) и с важным видом прохаживается перед зрителями. Затем входит Золушка (ребёнок), и Король, увидев её, начинает оказывать ей внимание. Демонстрируя своё восхищение.

Припев. Король с Золушкой танцует, выполняя движения, характерные для менуэта.                                                                                        

2-й куплет. К танцующей паре подбегает «свита» - дети. Они грозят пальцем, укоризненно качают головой и разводят короля и Золушку в разные стороны. На слова песни «И под венец Луи пошёл совсем с другой» появляется Кикимора (Взрослый) с фатой на голове. Король пытается убежать, но она берёт его под ручку и они комично уходят; Кикимора – с довольным видом, а Король-убитый горем.

                                                 «Аплодисменты»

        Цель: повышение настроения, самооценки участников группы.

         Игровой материал: объёмный цветок, внутри него находится маленькая куколка. Это – Дюймовочка. Плоские небольшие бумажные цветочки, на обратной стороне каждого – музыкальное задание.

        Тихо звучит музыка Э. Грига «Утро».                                                        Вы помните, ребята, чудесную сказку о Дюймовочке? (Дети отвечают). Посмотрите, какой перед вами красивый цветок! Может быть, мы найдём её там, внутри? (Раскрываю лепестки и вынимаю куколку). Вот и она! (Сажаю её между цветами, которые лежат врассыпную на столе). Помните, в сказке Дюймовочка мечтала о стране эльфов? Мы поможем ей попасть туда, если выполним все музыкальные задания, которые находятся под этими цветами.

        Переворачивая каждый цветок, педагог читает задание и просит выйти тех, кто обладает  данными умениями (умеет хорошо петь, танцевать, читать стихи, играть в оркестре и т.д.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто вышел до и после выступления.  Эту игру можно проводить в дни после праздничных утренников, используя музыкальные номера этих утренников или в свободное от занятий время.

        «Как вы думаете, легко ли вам было бы выступать, если бы зрители не обращали на вас внимания, шумели, не аплодировали? Почему? Приятно ли вам было слышать аплодисменты в свой адрес, видеть, что вы интересны зрителям? Почему? Значит, любому человеку неприятно, когда на него не обращают внимания, не слушают, о чём он говорит, и приятно, когда вас слушают внимательно».

                                                      Обезьянка

Цель: развитие у детей способности подражать. способствовать раскрепощению детей, овладение способами невербального общения.

Детям предлагают стать обезьянками и повторять всё, что делает взрослый. Сложность повторения задаётся тем, что ведущий показывает движения то находясь лицом к играющим, то поворачиваясь к ним спиной, что меняет ориентацию право – лево.

         Зрители оценивают «правильно – неправильно», «успевает обезьянка или не успевает». Когда они замечают нарушения, то удаляют обезьянку из игры. Обезьянка, оставшаяся последней, становится ведущей.

        Спросить у детей, для чего человеку необходимо владеть жестами, мимикой лица, пластикой движений, может и без этого можно вполне обойтись? Можно ли этому научиться  и как?

 Примечание. Для простоты повтора на начальных стадиях игры в правую руку всем игрокам даётся флажок или платочек. Потом их можно убрать.

        Примерный музыкальный материал: В. Шаинский «Чунга – Чанга».

                                                        Буква «Я»

        Цель: накопление знаний и представлений ребёнка о своём «Я».

        Игровой материал: ключ, шкатулка, произведение М. Лазарева «Чудо – зеркальце».

        Педагог: Я знаю, что вы, как и все дети, очень любите рисовать, решать задачки и играть в умные игры. Хотите, сыграем в игру, которая называется «Самое дорогое на свете?». (Да!).

        Был в одной стране один загадочный замок. В нём находилась таинственная шкатулка. Никто не знал, что находится в ней. Потому что ключ от неё давно был утерян. Но однажды появился  в этой стране незнакомец, а в руках у него был ключ как раз от этой шкатулки. Открыл незнакомец шкатулку и увидел в ней самое дорогое, что есть на свете. Подойдите ко мне, посмотрите в шкатулку и подумайте, что самое дорогое на свете.

        Дети смотрят в шкатулку. Там лежит зеркальце.

        Дети: Мы видим в коробочке зеркальце, а в нём – только себя.

        Педагог: Правильно! – «Я» и есть самое дорогое, что есть на свете! Вы не должны забывать об этом. Давайте выучим волшебные слова песни «Чудо зеркальце», которые вы будете говорить, стоя перед зеркалом.

                     Чудо – зеркальце

                Чудо – зеркальце, скажи

                Правды путь мне укажи,

                Кто на свете всех дороже,

                Всех милее и пригоже?

                

                Вижу в зеркальце ответ:

                «Пред  тобою меркнет свет!

                Каждый встреченный прохожий

                Сам себе всего дороже»,

                

                Любим мы и пап и мам,

                Но дороже всех – я сам.

        Узнать у детей, что для них значит буква «Я». Достаточно ли нам знаний только о себе, о своём «Я»? О ком нам необходимо знать ещё? Для чего нам это нужно?

                                            Упражнение «Самолёт»

        Цель: развитие уверенности в себе, преодоление страха перед ограничениями и самоограничениями.

а) Займите позицию готовности, как самолёты перед взлётом: стоя прямо и разведя руки в стороны.                                                                        б) Представьте, что ваши самолёты разгоняются и, взлетев, набирают высоту.                                                                                                         в) Вы летите… (Можно закрыть глаза).                                                        г) Что вы чувствуете паря над облаками? Запомните это ощущение и возьмите его на землю. Вы летите вниз и приземляетесь.                                        В следующий раз, когда каждый из вас почувствует нерешительность, робость, страх, представьте, что вы взлетаете над облаками. Вперёд и вверх!

                                        «Как меня зовут?»

Цель: Воспитание интереса и уважения к своему имени и именам других людей. Получение дополнительной информации о самооценке ребёнка.                                                

Возможное музыкальное сопровождение: «Прелюдия №1» И. С. Баха. (ХТК, том 1). Во время занятия можно использовать куклу Петрушку.

Педагог показывает детям хорошо известную куклу и просит назвать её имя. После того как дети вспоминают и называют его (Петрушка), говорит, что у каждого имени в нашей стране из одного можно сделать несколько. Например, имя Иван можно сказать более ласково – Ваня, Ванюшенька, Иванушка. Это свойственно только нашему русскому языку, в других языках нет такой возможности – назвать ребёнка сразу несколькими ласковыми именами, которые будут всё равно обозначать одно – его основное имя.        Педагог просит детей потренироваться в том, как можно ласково позвать Петрушку. Дети выполняют задание (Петенька, Петрушечка, Петрушенька и т. д.).                                                        

После чего педагог просит всех детей произнести своё имя вслух.                - А как можно ваше имя сказать ласково? Каким именем вас называют дома ваши мамы, бабушки или папы?                                                        

Пусть каждый из детей вспомнит и произнесёт свой ласковый вариант собственного имени.                                                                                После чего педагог предлагает детям закрыть глаза и представить каждому ребёнку, как его называют ласковыми словами самые близкие ему люди? Какое чувство вызывает у ребёнка произнесённое вслух его ласковое имя? (Дети дают ответ – радость, удовольствие). Таким и должно быть выражение вашего лица, говорит педагог, чтобы по нему люди сразу могли узнать это чувство. (Показ карточки с выражением лица чувства радости). А музыка поможет погрузиться в это чувство.                                                Чтобы детям было легче представить себе нужное чувство, педагог перед звучанием музыки читает стихи М. А. Давыдовой:                                                        Имя ласковое мне мама подарила,                                                                Словно солнышко, оно вокруг всё озарило.                        Идёт прослушивание «Прелюдии № 1» И. С. Баха.

Подвести итог от чего же зависит то, как к нам обращаются окружающие? Как необходимо себя вести для того, чтобы окружающие называли нас ласково?

                                   Кто подошёл к теремку

        Цель: снятие напряжения, способствовать эмоциональному раскрепощению детей.                                        

Игровой материал: картинка с изображением теремка;         

        Примечание: Дети заранее должны быть знакомы с сопровождающей движения музыкой и с теми движениями, которые они должны показать.        

Ход игры. Взрослый начинает сказку: «Стоит в поле теремок = теремок, он не низок, не высок, не высок». Обращаясь к ребёнку, просит прослушать мелодию и угадать, кто подбежит к теремку и попросится в него войти.  Отгадав музыкальную загадку, ребёнок изображает того животного, действия которого они уже выполняли под её звучание. Если ответ верен, то остальные дети повторяют его действия все вместе или по желанию.

Концовка. Педагог произвольно меняет музыкальное сопровождение. Играющие внимательно прислушиваются к звучанию и по музыке узнают свою «очередь» для выхода из теремка.

Рекомендуемая музыка: В. Ребиков «Медведь», р. н. п. «Уж как шла лиса», р. н. п. «Ходит зайка по саду», для лягушки – «Ай на горе дуб, дуб»

              Музыкальная игра – импровизация «Весёлый паровозик»

        Цель: снятие напряжения, повышение уверенности в своих силах, самостоятельности, воображения.

Музыкальный материал: аудиозапись «В деревню к бабушке поеду», комп. М. Протасова (сб. «Ладушки»: в 2 ч. М.: Весть – ТДА, 2001 (Ритмика для детей)).

        Атрибуты: элементы, обозначающие паровозик, вагончики и растительность, таблички с названием станций «Колокольчиково» и «Ромашково».

        *Беседа с детьми о различных способах передвижения во время путешествия, опираясь на их жизненный опыт (на корабле, на поезде, на машине и т. д.). В завершении беседы предложить детям превратиться в весёлый паровозик с вагончиками и отправиться в путешествие из Колокольчиково в Ромашково.

        *Распределить роли по желанию детей и обрядить их в элементы образов: в паровозик, вагончики, кустики, деревья. Все вместе обсуждают характерные черты того или иного образа, например кустики - маленькие и густые, деревья - большие, паровозик и вагончики - весёлые и любопытные.

        * Создать мизансцену игры: обозначить место расположения станций, в центре зала располагаются «деревца» и «кустики», «паровозик» и «вагончики» собираются у станции Колокольчиково.

        Под музыку вступления все участники занимают свои места.

        *Звучит первая часть аудиозаписи, во время которой «паровозик» и «вагончики», перемещаясь шагом с пятки на носок и вращая руками-колёсами, двигаются по залу, «проезжая» мимо «кустов» и «деревьев», попутно знакомясь с ними, а кусты и деревья раскачиваются под дуновением ветра и машут ветвями-руками проезжающему мимо забавному поезду. В конце первой части паровозик и вагончики должны добраться до конечного пункта - Ромашково.

        * В проигрыше «растительность» образует круг-лес в центре зала, взявшись за руки, а паровозик и вагончики стоят на станции в Ромашково.

        * Звучит вторая часть аудиозаписи. «Лес» поднимает сцепленные руки, паровоз и вагончики двигаются по направлению к нему. На протяжении звучания второй части задача паровозика - провести вагончики в любом направлении через лес.

        С окончанием музыки лес опускает руки-ветви, паровозик возвращается на станцию Колокольчиково.

        * Игра повторяется по желанию детей несколько раз.

        Педагог обращает внимание детей на чувство общности во время игры, на то, что от движений каждого зависело общее движение «паровозика». Можно предложить детям вывести общие правила: всегда помогать друг другу, быть внимательными по отношению друг другу, уметь согласовывать свои действия, чтобы не причинять вреда окружающим.

                                             «Будь внимателен»

Цель: развитие слухового внимания.

Дети стоят по кругу. Под музыку маршируют по кругу. Неожиданно музыка прерывается, и дети должны сразу остановиться. Кто допустил ошибку и вовремя не остановился – выбывает из игры. Побеждает тот, кто оказался самым внимательным.

                                                 «Марионетка»

Цель: развитие у детей умения контролировать своё тело, а затем – мысли.

Возможное музыкальное сопровождение: «Вальс» №9 В. Моцарта.

Педагог предлагает детям послушать, какая у этого вальса прекрасная, гибкая, запоминающаяся мелодия. Детям под звучание этой музыки предлагается попробовать передать движения куклы – марионетки.

«Кто знает, что такое марионетка? Вы никогда не ощущали себя марионеткой, которую дёргают за верёвочку? Давайте попробуем побывать в роли марионетки». Детям под звучание этой музыки предлагается попробовать передать движения удивительной куклы.

а) Пусть дети покажут, какими будут руки у куклы – согнутыми в локтях, крепкими, твёрдыми, не сгибающимися. Пальцы могут быть раскрытыми в ладонь или полураскрытыми. Потом можно показать, как кукла поднимала и опускала вытянутые вперёд, закруглённые ручки.

                                    Наша кукла  - непростая,

                                    Наша кукла – вот какая.

                                    Руки протянув вперёд,

                                    Наша кукла так замрёт.        

                                                               М. А. Давыдова                                        

б) Напрягите ноги и колени, пройдитесь так. Ваше тело - деревянное. Какими при этом могут быть черты лица куклы? С широко раскрытыми глазами, полуулыбкой.                                                                                

в) А теперь представьте, что кто – то дёргает за верёвочки, которые привязаны к рукам и ногам.                                                                

г) Под  эту же музыку расслабьтесь. Расслабьте свои ноги и руки. Под ту же музыку дети плавно поднимают руки и делают плавные движения – наклоны то одной руки, то другой, их вращения и так далее. И выражение лица также меняется с напряжённого, застывшего, как маска, на естественное, улыбающееся.

        Идёт прослушивание пьесы «Вальс» В. Моцарта.

                            Целевой блок «Я + ТЫ = МЫ»

                                             «Построимся по росту»

        Цель: улучшить настроение детей, обратить их внимание на себя и друг на друга.

        Вначале педагог предлагает детям внимательно посмотреть друг на друга и разбежаться под музыку по всему залу. С концом музыки встать в круг по росту (можно сделать несколько попыток).

Предлагаемый музыкальный материал: «Колокольчики» В. Моцарт.

        Вопросы для обсуждения: «Чем ещё отличаются люди друг от друга? Можно ли определить по внешнему виду хороший это человек или плохой?»

                                            «Приглашение на танец»

Цель: развитие понимания своего отличия, ознакомление детей с особенностями друг друга.

Музыкальный материал: любая полька.

Педагог рассказывает детям о том, что все взрослые танцуют парами. Он предлагает детям поучиться. Мальчики должны уметь пригласить девочек на танец. Педагог приглашает одного мальчика и одну девочку разыграть сценку «приглашение на танец». Он объясняет, что надо делать, а пара детей показывает. Педагог распределяет всех детей по парам. Каждая пара проигрывает одновременно вместе со всеми детьми разученную сценку приглашения на танец: мальчики кланяются, приглашают жестами девочек на танец, а девочки грациозно приседают, благодаря за приглашение. В конце игры девочки и мальчики парами берутся за руки. В ритме лёгкой польки мальчики ведут девочек по кругу. По окончанию танца дети друг другу кланяются. Мальчики отводят девочек на место.

                                                 «Весёлый мячик»

        Цель: развитие речевого общения и навыков совместной деятельности, доброжелательного отношения друг к другу.                                                Дети встают в круг и под музыку передают мяч по кругу и произносят текст:                                                                                                                        Мячик наш мы все катаем,                                                                        До «пяти» мы все считаем -                                                                        Раз. Два. Три, четыре, пять -                                                                        Тебе песню исполнять.                                                                                        Или:                                                                                                А тебе стихи читать.                                                                                        Или:                                                                                                Тебе танец сплясать.                                                                                        Или:                                                                                                Тебе загадку загадать.        

        Тот, у кого при остановки музыки оказывается мяч, выходит и выполняет задание.

                                          «Давайте познакомимся»

        Цель: развитие у ребёнка интереса к себе и к личности другого человека.

        Выбегают дети, встают врассыпную.

Педагог: - Как живёте?

Дети: - Вот так! (показывают большой палец).

Педагог: - А идёте?

Дети: - Вот так (шагают на месте).

Педагог: - Как бежите?

Дети:- Вот так (бегут на месте).

Педагог: - А плывёте?

Дети: - Вот так.

Педагог: - Как грустите?

Дети: - Вот так (опускают голову и плечи).

Педагог: - А шалите?

Дети: - Вот так (надувают щёки, хлопают по ним кулачками).

Педагог: - Вот с таким хорошим настроением мы начинаем наше занятие.

                (Исполняется песня-танец «По секрету всему свету»)

На нашей встрече «По секрету всему свету» ожидается гость. Это наша медсестра Манзура Рахимджановна. Входите, пожалуйста, присаживайтесь на удобный диванчик Дружбы.

        Ребята, нашей гостье очень интересно узнать больше о вас. Давайте ей расскажем о себе.

        Педагог предлагает кому-нибудь из детей выйти в центр зала и сказать о любом своём качестве, умении или таланте. В ответ на каждое высказывание все должны хором ответить: «Это здорово!».

        А теперь пусть Манзура Рахимджановна расскажет о себе.

        Медсестра: Ребята, чтобы быть здоровыми, нужно дружить с солнцем, воздухом, водой, делать зарядку и правильно питаться. Важно кушать полезные продукты. А вот какие, я вам  сейчас расскажу.

                                         Рассказ медсестры

        Полезные продукты: это масло, молоко, творог, сыр, сметана, яйца, овощи, фрукты, хлеб. В них есть питательные вещества: белки, жиры, углеводы. Ребята, очень полезно есть хлеб и каши. В них много углеводов. Они дают много энергии, сил организму.

•        Ребята, так почему же в детском саду вам часто дают хлеб и каши? (В них много углеводов и они дают энергию человеку. Мы растём быстрее, когда едим хлеб и кашу, становимся сильными и здоровыми).

•         Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел?» (Это говорят о слабых людях, не очень выносливых и сильных.)

•        А из чего варят каши? (Кашу варят из крупы: манной, гречневой, рисовой, овсяной.)

•        А как сделать кашу вкусной? ( Положить сахар, мёд, ягоды, фрукты, изюм, варенье.)

Чтобы укрепить и сохранить ваше здоровье, в детском саду вам дают разные фрукты, из овощей делают салаты, потому что в них содержится много разных витаминов.

                                      «Конкурс поварят»

Детям даётся набор продуктов (карточки с нарисованными овощами,  

Фруктами, ягодами). Девочки должны из этого набора приготовить витаминный салат, а мальчики «сварить» компот. (Дети выполняют).

•        Как называется ваш салат (компот)?

•        Какие продукты у вас в салате (компоте)?

Молодцы! Ребята, будьте здоровы, правильно питайтесь, занимайтесь

физкультурой.

                        Чтобы крепким, сильным быть,

                        Надо с аэробикой дружить.

                        Упражнения под песню «Аэробика»

        Попрощаемся с Манзурой Рахимджановной.

        «Как вы считаете, важно ли человеку уметь рассказать о себе? По тому, как человек представится, как расскажет о себе, своих интересах у окружающих сложится о нём мнение».

                                               «Что не так?»

        Цель: тренировка наблюдательности и зрительной памяти, развитие у детей интереса друг к другу.

        Трое детей берут разные предметы: а) один сидит, читая книгу; б) второй смотрит в бинокль; в) третий держит штурвал. Надо посмотреть и запомнить. Ребёнка выводят из зала. Дети быстро меняются местами и предметами. Ребёнок входит, смотрит и ставит всё на место.

        «Как вы считаете, важно ли быть человеку наблюдательным, замечать различные мелочи в окружающих нас людях, обстановке? Почему? Поможет ли это в построении хороших отношений с людьми? На что необходимо обращать внимание в первую очередь? А на что можно вообще не обращать внимание?

        

                                               «Кто здесь кто?»

        Цель: развитие сотрудничества, научить детей средствами неречевого общения передавать наиболее характерные черты персонажей песни.

Педагог предлагает группе детей подготовить клип популярной зимней песни «В лесу родилась ёлочка», но без звука.  Педагог может оказывать помощь детям в распределении ролей и подготовке клипа. Этот спектакль показывается другой группе, которая должна догадаться, что это за песня и кто какую роль исполнял.

1.В лесу родилась ёлочка,

В лесу она росла.

Зимой и летом стройная,

Зелёная была.

 медленно поднимается с корточек ребёнок - ёлочка, как бы вырастая.

2.Метель ей пела песенку:

«Спи, ёлочка, бай-бай!»

Мороз снежком укутывал:

«Смотри, не замерзай!»

Ребёнок – метель сыпет белое конфетти.

3.Трусишка зайка серенький

Под ёлочкой скакал.

Порою волк, сердитый волк

Рысцою пробегал.

 Мимо ёлки пробегает ребёнок - заяц, затем с другой стороны ребёнок -  волк.

4.Чу! Снег по лесу частному

Под полозом скрипит:

Лошадка мохноногая

Торопится бежит.

Появляется ребёнок – лошадка с дровнями и со старичком.

5.Везёт лошадка дровенки,

А в дровнях-старичок;

Срубил он нашу ёлочку

Под самый корешок.

 Старик с топором наклоняется, как бы ударяя топором по ёлке. В конце куплета ёлочка наклоняется на дровни, и лошадка вместе с ёлкой уезжает.

6.Теперь она нарядная

На праздник к нам пришла

И много, много радости

Детишкам принесла.

Появляется нарядная ребёнок - ёлочка, возле неё движется хоровод детей.

                                                     «Лоцман»

Цель: овладение коммуникативными навыками общения; формирование доверительного отношения друг к другу, сочувствия.

        Перед нами корабль, закованный в броню. Это крейсер. (Показать иллюстрацию).

                Крейсер по морю несётся, приближается к земле.

                Мы – отважные матросы на военном корабле.

                                                                        С. Маршак

        Представляете, как трудно плыть тёмной ночью. Без лоцмана здесь не обойтись. Это человек, который  лучше всех знает все опасные места в море. В море встречается множество рифов. (Расставить кегли). Задача лоцманов – провести свои крейсера между рифами ночью.

        Выполняется в парах. Один из участников корабль с завязанными глазами, второй – его лоцман, который должен провести корабль через все препятствия, чтобы он не разбился. После прохождения маршрута участники меняются местами. После игры очень важно обсудить с детьми, что они испытывали, когда были в роли «слепого» и «поводыря»; что хотелось сделать, изменить в данной ситуации; важна ли роль «поводыря».

        Предлагаемый музыкальный материал: «Крейсер Аврора» Ю. Чичкова.

                                                       «Змейка»

        Цель: повысить эмоциональный настрой детей, способствовать их раскрепощению.

        Дети встают друг за другом, держась за плечи впереди стоящего участника. Стоящий первый-водящий. Он старается поймать свой хвост. Дети, стоящие в конце, пытаются увернуться. Дети, выполняющие роли головы и хвоста, меняются местами с другими детьми и т. д.

                                               Игра «Жмурки»

        Цель: раскрепощение детей, повышение их настроения; развитие наблюдательности.

        Музыкальный материал: р. н. п. «Из - под дуба», медленный и быстрый варианты.

        *По считалке выбирается «Жмурка» и ей завязывают глаза.

        *Под музыку дети идут по кругу взявшись за руки вокруг жмурки.

        *С окончанием музыки дети останавливаются, жмурка ловит детей.

        *Если жмурка отгадает,  кого поймала, то они меняются ролями.

        *Игра повторяется несколько раз.

        Педагог предлагает детям подумать, с помощью чего им удавалось угадать, кого они поймали, играя в «Жмурки». Почему не удавалось угадать? Какая же способность нужна для того, чтобы всегда угадывать того, кого поймал?

                                            «Что такое дружба»

        Цель: формирование у детей понятий «друг», «дружба».

        Педагог предлагает детям подумать, что значат выражения, которые мы часто слышим: «Нужно быть дружными, дружно жить». Просит каждого, кто хочет, высказаться, что значит «дружить».

        Послушайте загадку:

Как называется сказка, в которой дед посадил и вырастил овощ? («Репка»).

Правильно, молодцы! Подойдите к волшебному сундучку и найдите предметы из этой сказки.

(Дети достают репку и маски из этой сказки).

Проводится игра  «Репка»

В зал выкладывается репка, и дети надевают маски персонажей. Выстраивается команда из 6 человек. Это – дедка, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. Игру начинает дед. По сигналу он бежит к «репке», обегает её и возвращается, за него цепляется (берёт за руку) бабка, и они продолжают бег вдвоём, вновь огибают «репку» и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д., пока не выстроится «паровозик» из всех участников. В конце игры мышка цепляет «репку».        

Какие были в сказке «Репка» герои? (Дружные).

Как бы вы поступили, если бы были героем этой сказки?

А нужна ли нам в жизни дружба, взаимная помощь и когда?

Какое правило о дружбе можно придумать для всех? (Быть добрым. Всегда помогать другим. Быть трудолюбивым).

Молодцы! Хорошее придумали правило.

         В заключении исполняется «Песенка друзей» И. Герчик.

                                                  «Весёлый танец»

Цель: выработка навыка совместных движений, развитие у детей умение договариваться друг с другом.

Педагог: У меня есть рубашки. Смотрите, какие. Но какие они большие! Где же мы найдём таких мальчиков и девочек? (Подзывает к себе четырёх ребят, примеряет).

        О, такую рубашку можно одеть сразу на двоих. (Дети стоят рядом, обнявшись, и вставляют в рукава один – правую руку, а другой - левую). Педагог подпоясывает их широким поясом.

         Под  музыку детям предлагается исполнить танец для двоих («Полька», «Вальс», народный танец). Выигрывает та пара, которая придумает интересней движения.

        

                                                     «Добрые слова»

        Цель: получение обратной связи от группы; повышение самооценки детей.                                                                                                Дети – игроки встают парами друг против друга, между ними кладётся приз, и делают шаги друг другу навстречу. Условия игры такие: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.                                                        Задача игроков - поочерёдно произносить добрые слова. Называя слово правильно, игрок делает шаг вперёд. Тот, кто затрудняется с ответом, пропускает ход.                                                                                Побеждает тот, кто быстрее остальных доберётся до приза.        Закончить игру можно песней Б. Савельева «Если добрый ты».

                                    Целевой блок «Шаг навстречу»

                                                 «Страх, уходи!»                                                Цель: выяснение причин переживаний, помощь в снятие страха перед агрессией (нападение сказочных существ); закрепить умение справляться с чувством страха. Восстановление положительного эмоционального состояния, уверенность в себе.

        Оборудование и материалы: пушистый комочек «Пушистик»; маски (страшные); мультфильмы: «Муха – Цокотуха», «Крошка Енот»; музыкальное сопровождение из симфонической сказки Е. Ларионовой «Муха – Цокотуха»; произведение «Здравствуй, музыка» М. Лазарева.                                Дети входят в зал под лёгкую музыку и становятся в круг.

        Педагог предлагает им поприветствовать друг друга. Звучит произведение М. Лазарева «Здравствуй, музыка». Дети передают по кругу Пушистика и приветствуют друг друга, называя по имени.

        Педагог обращает внимание детей на то, что в зале заработал «Волшебный телевизор». Дети смотрят отрывок из мультфильма «Муха – Цокотуха» (фрагмент нападения паука). Звучит «страшная музыка» из симфонической сказки Е. Ларионовой «Муха – Цокотуха». После этого педагог задаёт детям вопросы:

        - Что случилось в сказке?

        - Куда подевались все гости? Почему это произошло?

        - Какое чувство испытали герои сказки в момент нападения паука?

        «У всех, кто боится, от страха большие глаза», - говорит педагог и при помощи рук изображает большие круглые глаза. Дети повторяют это движение. «Но теперь страх уменьшается», - продолжает педагог и делает руками соответствующее движение, предлагая ребятам повторить его. Выполняя с детьми это упражнение, взрослый подводит их к тому, что страх постепенно уменьшается, а затем совсем исчезает. (Пожимает плечами и в недоумении разводит руками). Показывает, что ни у кого нет больше «больших глаз» и, следовательно, они ничего не боятся, их страх исчез.

Педагог показывает «страшные» маски и предлагает рассмотреть их. Затем каждый ребёнок выбирает себе маску, чтобы «спрятаться» за ней. Звучит музыка, и дети исполняют «страшный» танец. По окончании музыки все снимают маски, рвут их, хлопают и улыбаются друг другу.        

        После этого смотрят отрывок из мультфильма «Крошка Енот» (фрагмент, где главный герой улыбается своему отражению).

        А чтобы сохранить хорошее, радостное настроение, все приглашаются на танец.                                

                                        «Гармоничный танец»        

Звучит нежная, лирическая музыка. Каждый ребёнок выбирает себе пару. Дети закрывают глаза, становятся друг против друга, слегка соприкасаясь ладонями. Ведущий ребёнок в паре делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит то в сторону, то вперёд, то назад. Задача ведомого – следовать за руками ведущего и повторять его движения, не «потеряться». Игра повторяется несколько раз, причём участники периодически меняются ролями.

                           Игра – драматизация «Спящая красавица»

Цель: поднятие настроения у детей, замечать у ровесников положительные черты характера и хорошие поступки.

Звучит музыка из балета П. Чайковского «Спящая красавица».

Педагог предлагает мальчикам и девочкам по желанию изобразить спящего принца или спящую красавицу. Остальные дети по очереди подходят к «спящему» герою и пытаются подобрать для него хорошие слова, которые, по их мнению, смогли бы «разбудить» спящих красавицу или принца. Педагог может предложить детям вариант обращения к сказочному персонажу: «Светочка, мне нравится в тебе…».

Педагог заранее договаривается с детьми, что «спящий герой» просыпается только от тех слов, которые ему особенно понравились. Тот, чьим словам отдано предпочтение, сам становится спящим принцем или спящей красавицей.

                                   «Парикмахерская»

Цель: учить понимать эмоциональные переживания других людей.

Игровой материал: «Парикмахерская», музыкальное произведение «Полька» литовская народная мелодия.

        Педагог просит детей закрыть глаза и представить себе страшную Бабу Ягу и позвать её в гости. Затем педагог сообщает, что Баба Яга – это бабушка, которая собирается в гости. И, конечно, ей необходимо посетить парикмахерскую, где ей сделают красивую причёску, и т. д.

Педагог: А какие основные предметы нужны парикмахеру? (Ножницы, расчёска).

        Всем детям раздаются расчёски.

        Педагог берёт ножницы, сажает «клиента» и разыгрывает стрижку с причёсыванием под музыку. Во второй части польки дети играют на расчёсках с помощью медиатора.

         Несколько детей делают причёску бабушке под музыку польки (использовать заколки, шпильки, резиночки). Парикмахеры стараются прикрепить к волосам как можно больше украшений.

        

                          Исполняется «Парикмахерская полька»

Педагог: А я предлагаю всем посмотреть, какими красивыми сделали Бабу Ягу наши парикмахеры.

Проходит показ прически. Баба Яга дефилируют по залу, взрослый - комментирует.

                                                   «Море волнуется»

Цель: овладение средствами невербального общения.

Водящий начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости (страха, гнева, стыда, обиды и т. д.) на месте замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру.

                                     «Придумай сам»

Цель: развитие фантазии, воображения; умения придумать своё окончание сказки, не содержащее насилия одного героя над другим.

Материал: колобок, костюмы, клубочек, сундучок.

                                                Ход занятия

Ау, ау, аукаю!

По всем дворам аукаю.

Всех молодцев и молодушек на лавочку собираю!

(Дети садятся на лавочки.)

Вы любите сказки слушать? (Да). Какие сказки вы знаете? (Называют).

Дети, а вы хотите в сказку попасть? Тогда в путь! Этот волшебный клубок нам укажет дорогу.

(Беру клубок в руки, дети идут за мной по залу, находят предметы, одежду сказочных героев, выбирают и создают свой сказочный образ, затем возвращаются на свои места).

*Как звали круглого и румяного путешественника, который убежал от дедушки и бабушки? (Колобок).

*Какой характер был у Колобка? (Весёлый, непослушный, озорной).

*Почему лиса съела Колобка? (Потому что он был доверчивый, неосторожный).

А можно ли изменить это окончание и сделать так, чтобы герои подружились, простили друг друга и больше не враждовали? Как? Давайте придумаем свою концовку известной сказки.

Пожалуйста, найдите в сундучке нашего героя и дайте ему совет о том, как сделать, чтобы лиса его не съела? (Ребёнок достаёт Колобка и даёт ему совет, дети помогают: не разговаривать с лисой; надеть сапоги скороходы и убежать; спрятаться в шапке невидимке; подарить лисе скатерть – самобранку).

Проигрывание тех вариантов, которые придумали дети. В конце необходимо сделать вывод, что всегда, в любой, даже самой сложной ситуации можно найти выход, мирное решение, не причиняя никому вреда. Что для этого нужно сделать?

*Чтобы вы посоветовали лисе? (Рассказали бы о том, что слабых и маленьких нельзя обижать; обманывать стыдно; нельзя хитрить).

                               «Волшебные способы»

Цель: обучение детей способам владения своими чувствами и эмоциями.

Материалы: стакан с чистой и мутной водой; музыкальное произведение М. Глинка «Марш Черномора», Спаддавеккиа «Добрый жук»; конфетти; аудиозапись голосов злого и доброго волшебников.

Педагог: Когда у человека всё хорошо, всё получается, он всем доволен и всех любит. Мысли и чувства блестят и переливаются, как вода в этом стакане. Но бывает, что мысли человека грустны и неприятны.

Слушание фрагмента «Марш Черномора» М. Глинки.

Голос Злого волшебника: А я с улыбкой не дружу

                                И лишь обидам рад.

                                Я гневом, злостью дорожу,

                                Кусаю всех подряд.

                                Не пожалею никогда,

                                Нигде и никого.

                                Люблю на свете я всегда

                                Себя лишь одного.

Ему плохо и обидно. Его мысли похожи на тёмную, мутную воду. Поэтому постараемся, как можно чаще думать о…хорошем.

                  Провести игру «Дракон ловит свой хвост»

Цель: повышение эмоционального настроя детей, способствовать их раскрепощению.

Дети держатся за талию. Первый-голова дракона, последний - хвост. Первый игрок пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост.

Какое настроение у нас после игры? (хорошее). Развеселили мы злого волшебника? (Да).

Игра подняла вам настроение. Попытаемся его закрепить, выполнив ряд упражнений. А заодно нам выпустить из себя злого дракона, очистить мутную воду и сделать мысли и чувства чистыми.

•        «Потопать ногами».

•        «Надуть воздушный шарик» «злостью» и дать ему лопнуть.

•        «Смыть» дурные чувства.

•        «Подними себя сам». Сидя на стульях, взяться двумя руками за стул снизу и попытаться поднять себя.

«Как вы думаете, пригодятся ли вам эти советы?

Далее можно предложить детям потренироваться в выполнении этих способов. «Дома обязательно потренируйтесь в применении этих «волшебных» способов».                                                        

Голос Доброго волшебника: С улыбкой буду я дружить,

                                Всегда гостям я рад.

                                И дружбой буду дорожить,

                                Люблю я всех ребят.

Из злого, наш волшебник превратился в доброго, и хочет вас отблагодарить и подарить вам «цветной дождь».

С потолка на ребят начинают сыпаться конфетти.

Дети поют и исполняют танец-польку.

                                Встаньте, дети,

                                Встаньте в круг,- 3 раза.

                                Я твой друг

                                И ты мой друг,

                                Старый верный друг.

                                           «Каравай»

        Цель: развитие социальной интуиции, чувствительности, понимания другого человека.

        Одним из самых популярных развлечений на дне рождения считается хоровод под названием «Каравай». Эту народную песенку знает несчётное количество поколений.

        В центр круга приглашается именинник. Хоровод начинает двигаться в одну сторону, при этом все начинают петь слова песни. Комментируя их собственными жестами.

В конце именинник произносит следующие слова:

        - Я люблю, конечно, всех, а вот (имя гостя) больше всех.

Задача гостя – доставить имениннику радость. Он самостоятельно решает, что ему подарить (доброе пожелание, танец, песню и т. д.). Так игру можно проводить несколько раз.

                                               «Позиции педагога»

Цель: обучение сотрудничеству; показать детям разнообразие позиций, которые может занимать человек по отношению к другим, их плюсы и минусы.

Музыкальный материал: «Как у наших у ворот»  - русская народная песня.

Педагог обращается к детям с разных позиций, таких как:

•        Педагог в приказном тоне организует детей на игру – драматизацию «Как у наших у ворот», самостоятельно распределяя роли между детьми;

•        Педагог организует детей на игру, распределяя совместно с ними роли;

•        Педагог просит детей  с удовольствием согласиться с инициативой лидера в группе;

•        Педагог просит детей выразить несогласие с замыслом ребёнка в резкой форме, затем в убеждающей;

•         Детям предлагается выразить полное согласие (несогласие) с тем, что какой – то ребёнок играет роль главного.

«Какое обращение вам больше понравилось (не понравилось)? Почему? Какие новые формы сотрудничества вы узнали?»

                                          «В школу»

        Цель: обучение детей способам сотрудничества, умению договориться с партнёром.

        Педагог даёт задание каждому ребёнку подумать, без каких 10 вещей он не сможет обойтись в школе. После этого педагог объединяет детей в пары. Каждая пара должна, в процессе обсуждения и убеждения друг друга в своей правоте, выбрать из 20 вещей всего10, которые им двоим, будут необходимы в школе. Затем группы объединяются по 4 человека, затем по 8.

        «Сразу ли вы пришли к общему мнению? Легко ли было это сделать? Почему? Что мешало вам?

                          «Приглашение на танец»

Цель: преодоление робости  и застенчивости, повышение самооценки.

Педагог рассказывает детям о том, что все взрослые танцуют парами. Он предлагает детям поучиться. Мальчики должны уметь пригласить девочек на танец. Педагог приглашает одного мальчика и одну девочку разыграть сценку «приглашение на танец». Он объясняет, что надо делать, а пара детей показывает. Педагог распределяет всех детей по парам. Каждая пара проигрывает одновременно вместе со всеми детьми разученную сценку приглашения на танец: мальчики кланяются, приглашают жестами девочек на танец, а девочки грациозно приседают, благодаря за приглашение. В конце игры девочки и мальчики парами берутся за руки. В ритме лёгкой польки мальчики ведут девочек по кругу. По окончанию танца дети друг другу кланяются. Мальчики отводят девочек на место.

                                                «Не намочи ноги»

        Цель: проявление детьми взаимопомощи и взаимовыручки.                        1 вариант: На полу отделяется чертой болото шириной примерно 4 -5 метров. Двум детям даётся по 2 дощечки. Обоим надо по этим дощечкам-мостикам перейти на тот берег. Каждый ребёнок кладёт одну дощечку на землю, осторожно переступает по доске, а другую держит в руке, затем кладёт вторую, идёт дальше и т. д.                                                                        Когда дети подходят примерно к середине болота, создаётся ситуация, будто у одного из них сломалась дощечка и уплыла. Как поступить? По правилам игры нужно вместе добраться до берега. Дети сами ищут выход из создавшейся ситуации.                                                                                        2 вариант: в игру вносится элемент соревнования: «Кто быстрее переберётся через болото, не намочив ног». Каждому из играющих даётся три доски. В ходе игры у одного из детей уплывают три доски. Как поступит его сверстник? Не помешает ли ему задание «Кто быстрее» выполнить долг?

                         «Как мы создали Страну Друзей»

Цель: овладение навыками коллективного сотрудничества, развивать навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развивать инициативу, самостоятельность.

        Возможное музыкальное сопровождение: «Со вьюном я хожу» русская народная песня, текст попевки – М. А. Давыдовой.

        В большом городе есть детский сад с весёлым названием «Веселинка». Живут в нём весёлые и добрые, щедрые и трудолюбивые девчонки и мальчишки. Они вместе поют, рисуют, слушают сказки и играют в разные игры. И вот однажды мы вместе прочитали стихотворение В. Лифшица «Вот какая страна».                                

«Вот какая страна существует на свете,

                Там не взрослые правят делами, а ДЕТИ.

                В Государственном дети заседают Совете,

                Хорошо разбираются даже в бюджете.

                Как читать там приятно такие декреты:

                «ВЫДАЮТСЯ БЕСПЛАТНО ПИРОЖКИ И КОНФЕТЫ».

                «ДЕНЕГ НЕ ТРАТИТЬ НА ПУШКИ И ТАНКИ

                УВЕЛИЧИТЬ РАСХОДЫ НА ИГРУШКИ И САНКИ».

                Как приятно читать в ежедневной газете:

                «МОЖНО ЗАВТРА ОПЯТЬ НЕ ВСТАВАТЬ НА РАССВЕТЕ».

                «КЛОУН, С КОТОРЫМ ВСТРЕЧАЛИСЬ ВЧЕРА ВЫ

                НАГРАЖДАЕТСЯ ОРДЕНОМ ДЕТСКОЙ ЗАБАВЫ»

                Там и в цирк и в кино и зимою и летом

                Разрешается вход совсем без билетов!

                И дела, между прочим, там идут не плохо,

                И туда вам, друзья, покажу я дорогу».

        Стихотворение всем очень понравилось, и мы решили придумать свою страну: Страну Друзей, где все жители будут добрые и трудолюбивые, умеют дружить и не ссорится.        

        Но для того чтобы жить в ней, необходимо выполнить одно условие: надо провести перекличку жителей страны девочек и мальчиков.

                                       Как славно девочек зовут!

Мы заходим в круг, в круг,                Дети выстраиваются в два круга –

мальчиков и девочек. Идут по кругу в   противоположную сторону.

Каблуками: тук-тук,                Останавливаются, делают два притопа   ногами.

Покружились, покружились,                Кружатся на месте.

А потом остановились.                Останавливаются. Каждая девочка   называет своё имя.

                 (Мальчики говорят все вместе)

                Все девочки наши милы,

                Обаятельны и очень

                Для нас привлекательны!

                                     Как славно мальчиков зовут!

        Текст попевки повторяется, только на последнюю строчку свои имена называют мальчики.

                (Девочки говорят все вместе)

                Мальчики настоящие мужчины

                И не из теста, не из глины,

                Сила, смелость, совесть, честь

                В них мы точно знаем есть!

        Итак, закончилась перекличка, создана страна Друзей. Мы с вами приобрели бесценный опыт радости от совместной работы, подружились. Чтобы дружно жить в стране Друзей, давайте протянем руки над страной и коснёмся пальчиками друг друга. Вы чувствуете тепло, которое идёт к нам из страны Друзей, друг от друга. Оно останется с нами.

                                «Доброе сердце»

        Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других

 Давайте послушаем, как мы дышим. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперёд, на выдох-шаг назад. Повторим ещё раз. Так же ровно и чётко бьётся большое доброе сердце, стук-шаг вперёд, стук-шаг назад, и т.д.

                                В стране Друзей мы будем жить,

                                И потому мораль её запомнить стоит:

                                Без вежливости человек

                                Поверьте, очень мало стоит!

                                Желаем друг другу быть доброжелательными,

                                Скромными и внимательными.

        Исполнение песни В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».

        

Использованная литература:

Антипина Е. А. Музыкальные праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

Анцыпирович О. Н. Тропинка в мир музыки. – Минск: Нац. ин – т образования, 2009.

Гаврюкова Т. А. Играем, путешествуем, развиваемся. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: ВАКО, 2006.

Доронова Т. Н., Рыжова Н. А. Детский сад: будни и праздники. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2006.

Захарова С. Н. Праздники в детском саду. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. – М.: Айрис – пресс, 2006.

Иванова Е. Ю. 100 игр, сценариев и праздников. – М.: ООО «Издательство «Астрель», 2001.

Икрянникова Т. Н. Формирование гуманных отношений между детьми старшей и подготовительной групп. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

Картушина М. Ю. День защитника Отечества. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.

Лазарев М. Л. Книга сказок. Ч. 1. – М.: Мнемозина, 2004.

Льговская Н. И. Организация и содержание музыкально – игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. – М.: Айрис – пресс, 2007.

Орлова Ф. М., Соковнина Е. Н. Нам весело. – М.: Просвещение, 1965.

Роот З. Я. Музыкально – дидактические игры для детей дошкольного возраста. – М.: Айрис – пресс, 2004.

Шелухина И. П. Мальчики и девочки. – М.: ТЦ Сфера, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал по развитию связной монологической речи старших дошкольников

Вашему вниманию предлагается подборка лексических, грамматических игр и упражнений, а также дидактические игры и упражнения с использованием разнообразных видов моделей, направленные на развитие монол...

Наглядно-методический материал для педагогов по ознакомлению дошкольников с творчеством С.Я. Маршака

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается демонстрационный материал – иллюстрации к стихам С.Я. Маршака с дополнительным материалом к планированию занятий. Данный материал предназначен для пров...

Учебно-методический материал "Картотека проблемных ситуаций по основам безопасности для старших дошкольников"

Картотека проблемных ситуаций поможет воспитателям показать зависимость между нарушением определенных правил и возникновением опасности....

Учебно-методический материал.Сценарий летнего праздника "Здравствуй солнце! Здравствуй лето!"

Сценарий летнего  праздника "Здравствуй солнце! Здравствуй лето!"...

Методический материал "Знакомим дошкольников с предлогами"

Мною разработаны практические задания для индивидуальной работы с дошкольниками, целью которых является закрепление зрительного образа предлога – схемы и дифференциация их в речи....