Подходы к развитию игровых интересов старших дошкольников на основе полоролевой дифференциации
методическая разработка (старшая группа)
Организация самостоятельной игровой деятельности дошкольников в соответствии с игровыми интересами и половым поведением.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подходы к развитию игровых интересов старших дошкольников на основе полоролевой дифференциации.
Для мальчика подходящей игрушкой будут машинки и игрушки военной тематики (оружие, солдатики, военная техника), строительные конструкторы, фигурки супергерои (Человек-паук, Бэтмен). Выбор игр и игрушек у мальчиков таким образом может быть направлен на физическое уничтожение противника, испытание чувства превосходства над другими: так они охотно «примеривают» роль спасателя и супермена.
Для девочки можно предложить куклу (обычную традиционную куклу или «Барби», BRATZ). Миникуклы BRATZ – это стильные девчонки-подростки. У кукол модный гардероб, разнообразие аксессуаров и нарядов, оригинальные прически. Разнообразие «женских» атрибутов делает манипулирование с игрушкой актуальным для формирования игровых интересов девочек.
1. Организация самостоятельной игровой деятельности дошкольников в соответствии с игровыми интересами и половым поведением. Выбор игровой роли должен определяться половой принадлежностью дошкольника. Мальчикам следует предлагать властные, агрессивные, доминирующие роли (милиционер, солдат, разведчик, спортсмен). Девочки могут выбрать игры с ориентацией на семейные роли и с эмпатийной направленностью в межличностных отношениях (мама, дочь, сестра, доктор, животное).
Мальчиков интересуют и захватывают такие игры, как строительно-конструктивные, электронные, «войнушки», «догонялки», «гонки». Самой популярной игрой среди девочек всегда являлась «семья», несколько реже они играют в «магазин», «больницу».
Сюжетные игры для девочек:
Сюжеты бытового характера: «Парикмахерская», «Врач», «Салон красоты», «Повар», «Пиццерия» и др.
Сюжеты, взятые из мультиков и сказок: «Бал принцесс», «7 гномов и Белоснежка», «Феи», «Страна фей», «ЛОЛ», «Зеленая аллея».
Сюжеты для игр мальчиков:
Сюжеты, связанные с техникой и обществом: «Плавание на яхте», «Троллейбус», «Машина», «Парашютисты», «Ремонт и автозаправка», «Арктическая станция», «Архитекторы», и др.
- Непосредственная деятельность в образовании, которая направляет на создание представлений о себе.
Данное условие может реализовываться через беседы в процессе игры или до ее начала. Обсуждение может включать темы и вопросы следующего содержания: «Знание и представление о своем и противоположном поле», например: В какие игры играют девочки (мальчики)? Какие игры нравятся тебе? С кем/ чем ты играешь? Во время развертывания сюжетно-ролевой игры «Семья» можно актуализировать знания о семье, например: что такое семья? Для чего в семье мама (папа)? Что должны делать родители в семье? Каковы занятия мамы/ папы дома?
Отдельной темой и сюжетом для игровой деятельности может служить блок «Знание о профессии»: где и кем ты мечтаешь работать, когда вырастешь? Какие ты знаешь мужские (женские) профессии? Какие качества требуются для (название профессии)?
Однако вопросы полоролевой дифференциации дошкольников приобретают особую остроту, поскольку многие традиционные ценности семьи, детско-родительские и супружеские, претерпевают значительные изменения. Например, женщины активно берут на себя мужскую социальную роль, автоматически перенимают и мужское поведение. Также исследователи фиксируют особенности современного института семьи: размытость представлений об эталонах мужского и женского поведения, неспособность взрослых дифференцированно воспитывать мальчиков и девочек.
Это, в свою очередь, отражается в сюжете и манере игры, и, следовательно, заметно осложняет выбор стратегии поведения детей и актуализирует проблему их полоролевой дифференциации.
В дошкольном возрасте основным видом самостоятельной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении является игра. Следовательно, формирование верных представлений о полоролевой дифференциации в условиях семьи также является целью при развитии игровых интересов мальчиков и девочек.
В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих родителей так, как они их себе представляют, отображают различные жизненные ситуации. Педагог должен наблюдать и при необходимости корректировать поведение в соответствии с установкой на полоролевую дифференциацию. При этом педагог может как принимать участие в играх, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играть с девочками и мальчиками, тем самым предоставляя дошкольникам возможность проиграть мужские и женские модели поведения.
Родителям важно напомнить, что девочки чаще всего желают получить в подарок кукол, детскую косметику, украшения, а мальчики – машинки, оружие, роботов. Не нужно этому препятствовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер -класс на тему "Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников"
мастер - класс был проведён по плану методического объединения воспитателей подготовительных групп.В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серёзную тревогу.Дети стали меньше общаться...
Становление интеллектуальных способностей и развитие познавательных интересов старших дошкольников на занятиях по ФЭМП
консультация для педагогов...
Из опыта работы. Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».
Опыт работыТема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».Автор:ВоспитательМАДОУ № 185Сотникова Я.В. А...
«Эвристическая беседа как успешное условие развития познавательного интереса старших дошкольников».
Введение1 Проблема развития познавательного интереса в трудах педагогов и психологов.2 Эвристическая беседа: сущность метода в образовательном процессе.3 Роль и значение эвристической беседы в развити...
Интерес и его роль в развитии игровой деятельности старших дошкольников
В статье рассмотрим как формируется игровая деятельность дошкольников....
Интерес и его роль в развитии игровой деятельности старших дошкольников.
Интерес и его роль в развитии игровой деятельности старших дошкольников....