"Развитие мелкой моторики у дошкольников"
материал (младшая группа)
данная тема самообразования использовалась в работе с детьми 2 младшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_razvitie_melkoy_motoriki_u_doshkolnikov.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ
« РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Актуальность
Проблема скоординированных действий у ребенка, направленных на выполнение точных мелких движений кистями рук и пальцев в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.
И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов у детей раннего возраста с давних времен придавалось большое значение, оно включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками. Интересная игровая форма, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекали ребенка в выполнение действие по показу взрослого.
В процессе своей работы, наблюдая за деятельностью детей, я отметила общее моторное отставание. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.). Еще несколько лет назад, родителям вместе с детьми приходилось больше работать руками: перебирать крупу, стирать белье, мыть посуду, вязать, вышивать, а сейчас, практически на каждое занятие есть своя техника.
Почему так важно развитие мелкой моторики рук у дошкольников? Дело в том, что центры в головном мозге человека, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимуляция мелкой моторики способствует активизации всех отделов головного мозга.
В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум у ребёнка находится на кончиках его пальцев». Таким образом, пальчиковые игры и упражнения, а также массаж являются один из способов развития речи детей и подготовки их к школе.
Развивать мелкую моторику у дошкольников лучше в игровой форме, так как игра в этом возрасте является ведущим видом деятельности. В ней осознаются и закрепляются самые примитивные действия с предметами, конечно у ребенка возникают трудности в освоение манипулятивной деятельности, в таком случае нужно не забывать хвалить ребёнка, создавая тем самым ситуацию успеха.
Данная проблема актуальна на всех этапах развития ребенка. Учитывая ее важность, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.
Перед собой я поставила цель:
- повышение уровня знаний, профессионального мастерства по теме; достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных приемов, форм и методов в различных видах деятельности.
Для достижения планируемого результата поставила ряд задач:
- Изучить литературу по теме самообразования.
- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики у детей.
- Развивать мелкую моторику рук у детей, тренировать навык координировать движения рук между собой, а также с другими частями тела.
Методы и приемы работы:
- массаж кистей рук с использованием мячика, карандаша;
- пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
- пальчиковый театр;
- лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);
- нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.;
- конструирование;
- рисование по трафаретам;
- игры с песком;
- лабиринты;
- дидактические игры;
- шнуровка;
- игры с прищепками;
- игры с мелкими предметами;
- пазлы, мозаика;
- элементы нейрогимнастики
Наряду с развитием мелкой моторики, развиваются не только психические функции - память, внимание, мышление, а также словарный запас, формируются определенные знания, умения и навыки. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Литература:
А. Е. Белая «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников». — М., 2009
М. Г. Борисенко «Наши пальчики играют». — Екатеринбург, 2005
В. В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь». — СПб, 1996
М. М. Кольцова «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка». — М., 1973.
Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина «Пальцы помогают говорить». — М., 2005
Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». — М., 1999
О. В. Узорова, Е. А. Нефедова «Пальчиковая гимнастика». — М., 2005
Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику». — М., 2007
И. С. Лапухина «Логопедия. Речь. Ритм. Движение». — СПб, 1997
И. Е. Светлова «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук». — М., 2012
Е. А. Смирнова «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. — СПб., 2013 Е. Ю. Тимофеева «Пальчиковая гимнастика». — М., 2008
О. В. Узорова «Игры с пальчиками». — М., 2008
Н. М. Щелованов, М. Ю. Кистяковская «Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет». — М., 1996
Месяц | С детьми | Педагогами | Родителями |
Сентябрь | диагностика детей | «Для чего необходимо развивать мелкую моторику» (консультация) | Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей» |
Октябрь | - пальчиковые игры; - шнуровка; - игры с песком; - мозаика | ||
Ноябрь | - элементы нейрогимнастики; - пазлы; -игры с прищепками; - рисование по трафаретам | ||
Декабрь | -игры с мелкими предметами (пересыпание, выкладывание); - конструирование; - самомассаж мячиками; - пальчиковые игры. | Семинар – практикум «Развитие мелкой моторики в домашних условиях» | |
Январь | - лепка; - пальчиковый театр; -шнуровка; - моталочки | «Игры и упражнения для развития мелкой моторики» (буклет) | |
Февраль | - рисование; - пальчиковые игры; - игры с песком; - лепка | ||
Март | - элементы нейрогимнастики; -моталочки; - мозаика; -игры с прищепками. | Мастер класс «Изготовление игр своими руками» | |
Апрель | - игры с мелкими деталями; - самомассаж карандашами; - конструирование; -пальчиковые игры | ||
Май | Диагностика на конец учебного года | Отчёт о проделанной работе | Презентация «Развитие мелкой моторики у детей в детском саду» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»
Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса меропр...
Оригами как средство развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР
Презентация. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Оригами, как вид конструирования из бумаги, позволяет развить моторику рук, заставляя работать ...
Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму
При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...
статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи
статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи...
Консультация для родителей дошкольников на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»
Консультация для родителей дошкольников на тему:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...
Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"
Статья на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"...
Презентация из опыта работы "Интеграция экологического воспитания с ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП) по средствам развития мелкой моторики младших дошкольников"
Данная презентация из опыта моей работы о применении интеграции с целью улудшения качества образовательного процесса....