"Развитие мелкой моторики у дошкольников"
материал (младшая группа)
данная тема самообразования использовалась в работе с детьми 2 младшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ
« РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Актуальность
Проблема скоординированных действий у ребенка, направленных на выполнение точных мелких движений кистями рук и пальцев в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.
И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов у детей раннего возраста с давних времен придавалось большое значение, оно включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками. Интересная игровая форма, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекали ребенка в выполнение действие по показу взрослого.
В процессе своей работы, наблюдая за деятельностью детей, я отметила общее моторное отставание. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.). Еще несколько лет назад, родителям вместе с детьми приходилось больше работать руками: перебирать крупу, стирать белье, мыть посуду, вязать, вышивать, а сейчас, практически на каждое занятие есть своя техника.
Почему так важно развитие мелкой моторики рук у дошкольников? Дело в том, что центры в головном мозге человека, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимуляция мелкой моторики способствует активизации всех отделов головного мозга.
В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум у ребёнка находится на кончиках его пальцев». Таким образом, пальчиковые игры и упражнения, а также массаж являются один из способов развития речи детей и подготовки их к школе.
Развивать мелкую моторику у дошкольников лучше в игровой форме, так как игра в этом возрасте является ведущим видом деятельности. В ней осознаются и закрепляются самые примитивные действия с предметами, конечно у ребенка возникают трудности в освоение манипулятивной деятельности, в таком случае нужно не забывать хвалить ребёнка, создавая тем самым ситуацию успеха.
Данная проблема актуальна на всех этапах развития ребенка. Учитывая ее важность, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.
Перед собой я поставила цель:
- повышение уровня знаний, профессионального мастерства по теме; достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных приемов, форм и методов в различных видах деятельности.
Для достижения планируемого результата поставила ряд задач:
- Изучить литературу по теме самообразования.
- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики у детей.
- Развивать мелкую моторику рук у детей, тренировать навык координировать движения рук между собой, а также с другими частями тела.
Методы и приемы работы:
- массаж кистей рук с использованием мячика, карандаша;
- пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
- пальчиковый театр;
- лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);
- нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.;
- конструирование;
- рисование по трафаретам;
- игры с песком;
- лабиринты;
- дидактические игры;
- шнуровка;
- игры с прищепками;
- игры с мелкими предметами;
- пазлы, мозаика;
- элементы нейрогимнастики
Наряду с развитием мелкой моторики, развиваются не только психические функции - память, внимание, мышление, а также словарный запас, формируются определенные знания, умения и навыки. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Литература:
А. Е. Белая «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников». — М., 2009
М. Г. Борисенко «Наши пальчики играют». — Екатеринбург, 2005
В. В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь». — СПб, 1996
М. М. Кольцова «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка». — М., 1973.
Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина «Пальцы помогают говорить». — М., 2005
Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». — М., 1999
О. В. Узорова, Е. А. Нефедова «Пальчиковая гимнастика». — М., 2005
Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику». — М., 2007
И. С. Лапухина «Логопедия. Речь. Ритм. Движение». — СПб, 1997
И. Е. Светлова «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук». — М., 2012
Е. А. Смирнова «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. — СПб., 2013 Е. Ю. Тимофеева «Пальчиковая гимнастика». — М., 2008
О. В. Узорова «Игры с пальчиками». — М., 2008
Н. М. Щелованов, М. Ю. Кистяковская «Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет». — М., 1996
Месяц | С детьми | Педагогами | Родителями |
Сентябрь | диагностика детей | «Для чего необходимо развивать мелкую моторику» (консультация) | Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей» |
Октябрь | - пальчиковые игры; - шнуровка; - игры с песком; - мозаика | ||
Ноябрь | - элементы нейрогимнастики; - пазлы; -игры с прищепками; - рисование по трафаретам | ||
Декабрь | -игры с мелкими предметами (пересыпание, выкладывание); - конструирование; - самомассаж мячиками; - пальчиковые игры. | Семинар – практикум «Развитие мелкой моторики в домашних условиях» | |
Январь | - лепка; - пальчиковый театр; -шнуровка; - моталочки | «Игры и упражнения для развития мелкой моторики» (буклет) | |
Февраль | - рисование; - пальчиковые игры; - игры с песком; - лепка | ||
Март | - элементы нейрогимнастики; -моталочки; - мозаика; -игры с прищепками. | Мастер класс «Изготовление игр своими руками» | |
Апрель | - игры с мелкими деталями; - самомассаж карандашами; - конструирование; -пальчиковые игры | ||
Май | Диагностика на конец учебного года | Отчёт о проделанной работе | Презентация «Развитие мелкой моторики у детей в детском саду» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»
Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса меропр...
Оригами как средство развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР
Презентация. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Оригами, как вид конструирования из бумаги, позволяет развить моторику рук, заставляя работать ...
Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму
При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/27/picture-472910-1409111322.jpg)
статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи
статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/23/picture-1000553-1516712671.jpg)
Консультация для родителей дошкольников на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»
Консультация для родителей дошкольников на тему:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...
Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"
Статья на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/29/picture-128433-1717005742.jpg)
Презентация из опыта работы "Интеграция экологического воспитания с ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП) по средствам развития мелкой моторики младших дошкольников"
Данная презентация из опыта моей работы о применении интеграции с целью улудшения качества образовательного процесса....