Консультация для родителей ''Игровая деятельность детей''
консультация

Белетей Светлана Валерьевна

Свободная сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности даётся с трудом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_igrovaya_deyatelnost_detey.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2104893/47ae38fc-90ff-4093-b497-4c6e617aa7da/orig

Естественное состояние ребёнка состоит в деятельности, подвижности, активности, непосредственности, в стремлении к познанию окружающего, и этим «указаниям природы» должен руководствоваться воспитатель.

                                               К. Д. Ушинский.

Свободная сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности даётся с трудом.

Игра имеет огромное значение для развития личности дошкольника: принимая на себя различные роли, воссоздавая поступки людей, он проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.

Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми.

Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребёнка она всё более усложняется. К примеру, трёхлетний ребёнок может играть, повторяя два – три игровых действия. А шестилетние дети могут играя развёртывать ролевые диалоги.

 Для детей, свободно владеющих различными способами построения игры, свойственны «многотемные» сюжеты, и это не недостаток игры, а показатель её высокого уровня.

Каким же образом передаётся ребёнку игра? Оказывается, он овладевает ею, как бы втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей естественным образом. Такое «втягивание» происходит, когда ребёнок ходит в разновозрастную группу. Но у современного дошкольника мало шансов приобрести игровые умения таким образом.

В данной ситуации взрослый должен заменить дошкольнику недостающих старших братьев и сестёр, старших друзей, помочь овладеть игровыми приемами.

Из этого следует первый принцип организации сюжетной: для того чтобы дети овладели игровыми умениями взрослые должен играть вместе с ними.

Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет настоящей игрой, если ребёнок почувствует не моральное превосходство взрослого, которому надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера. Такая позиция взрослого - гарантия возникновения у ребёнка побуждения к сюжетной игре вообще и возникновения у него интереса к любой тематике.

 С трёх лет можно втягивать дошкольников в совместную игру, которую взрослый развёртывает в виде цепочки ролевых диалогов.

С пяти лет -  в своеобразную игру-придумывание, которая позволяет детям «открыть» новый способ - творческое комбинирование разнообразных событий.

Если строить совместную игру таким образом, то можно очень быстро, экономно, в плане затрат усилий и времени педагога, сформировать у детей соответствующие их возрастным возможностям игровые умения.

Из этого следует второй принцип организации сюжетной игры: взрослые должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ её построения.

Чтобы успешно играть с кем-то, ребёнку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятым. Взрослый, играя с ребёнком должен пояснять игровые действия сам («Я буду купать куклу, это у меня мыло», «Я теперь шофёр») и стимулировать к этому ребёнка. («Ты чем мишку кормишь?», «Куда наш пароход плывёт?»). Однако чтобы такие пояснения ребёнок по собственной инициативе обращал к партнёру сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей.

 У детей очень рано обнаруживается стремление к совместным действиям и уже с раннего возраста их можно научить вступать в игровые взаимодействия. Творческая сюжетная игра самостоятельно может развёртываться лишь в небольших группах детей.

Отсюда следует третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику.

На этапе формирования условных игровых действий взрослый должен развертывать преимущественно однотемный одноперсонажный сюжет как (систему) смысловую цепочку действий. На этапе формирования ролевого поведения опорой для педагога может становиться многоперсонажный сюжет «как система взаимосвязанных персонажей (ролей), который развёртывается через взаимодействие одного персонажа с другим, через введение новых персонажей». На этапе формирования умений строить новые сюжеты воспитатель в совместной игре с детьми должен развёртывать многотемные сюжеты, предполагающие комбинацию разнообразных событий.

Для того чтобы втягивать детей в игру, играть вместе с ними, взрослому следует научиться свободно развёртывать сюжет того или иного строения в живом процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. От искусства взрослого вовремя принять предложения детей в процессе игры, ввести новый персонаж (и, соответственно, игровую роль), развернуть предложенное партнером ребёнком событие, зависит привлекательность совместной игровой деятельности и успешность формирующих воздействий.

Как известно, одним из важных условий активизации самостоятельной игры детей является обеспечение соответствующим игровым материалом, игрушками. Особенно большое значение это имеет на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, когда еще не внутренний замысел, а внешняя предметно-игровая среда в значительной мере стимулирует и поддерживает процесс самостоятельной игры. Старшие дошкольники руководствуются уже внутренним замыслом и могут самостоятельно организовывать необходимую игровую обстановку. Однако для поддержания самостоятельной игры и им необходимы сюжетные игрушки, а так же  разнообразные полифункциональные материалы, помогающие обозначить ту или иную игровую ситуацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Игровая деятельность детей от 3 до 4 лет.

Игра - ведущая деятельность дошкольников, в которой они исполняют роли взрослых, воспроизводя в воображаемых ситуациях их жизни, труде и отношения. Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала э...

Консультация для родителей "Игровая деятельность детей."

В этой статье раскрываются понятие игровой деятельности детей на раннем возрасте   поэтапного.Игра это основной вид деятельности на раннем возрасте, она является одним из важнейших средств п...

Консультация для родителей "Игровая деятельность детей"

Дошкольное детство - самый важный период становления личности ребёнка, когда он приобретает первые начальные знания об окружающей действительности, у него формируется своё отношение к окружающим л...

Консультация для родителей .Игровая деятельность детей 3-4 лет.

Игровая деятельность ребенка.Игра ребенка в дошкольном возросте являеться ведущей деятельностью,в которой проходит его психическое развитие,формируеться личность....

Консультация для родителей "Игровая деятельность детей с задержкой психического развития"

Задержка психического развития – проблема комплексного характера. Однако, и задержка речевого развития – это не просто обнаружившиеся у ребенка речевые сложности. Подобная задержка оказыва...

Консультация для родителей «Игровая деятельность детей раннего возраста»

В раннем возрасте основой становления личности является предметно-игровая деятельность.Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях ...

Консультация для родителей «Игровая деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Игра – один из видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. В...