программа работы с одаренными детьми
рабочая программа
Организация работы по обучению и развитию одаренных детей, учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, потребовала от нас предварительного ответа на следующие вопросы:
-С каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
-В какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
-Какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_s_odarennymi_detmi.docx | 30.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика проблемы
Реформы, произошедшие к отечественной системе образования за последнее десятилетие, направленность на гуманистические личностно-ориентированные развивающие образовательные технологии, компетентный подход изменил отношения к воспитанникам, проявляющим неординарные способности. В педагогике довольно часто по отношению к этим детям употребляется термин «одаренные». Требуют внимания и дети, имеющие высокую мотивацию к постижению знаний. Все это явилось весомым основанием для создания в России федеральной целевой программы «Дети России», одной из подпрограмм которой является проект «Одаренные дети». Целью его является обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Организация работы по обучению и развитию одаренных детей, учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, потребовала от нас предварительного ответа на следующие вопросы:
-С каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
-В какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
-Какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности с одаренными детьми.
Пояснительная записка.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово "одарённость” следующим образом: "То же, что талантливый…”. А уж талантливый - "…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями”. Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В современном мире приоритетным считается формирование общей человеческой ценности. Дети должны знать, любить и понимать историю, природу, культуру своей страны и своей малой родины –Поволжья. В этом большую роль играет эстетическое воспитание детей.
В эстетическом воспитании центральной задачей является формирование у детей способности самовыражения чувств через рисунок, лепку, изготовление аппликаций. Когда ребенок самостоятельно, но под руководством старшего, что-то делает сам, то он превращается в маленького художника, который пытается выражать свои чувства – восхищение, уважение, любовь к тому, что видит, с чем соприкасается. А видит ребенок свою семью, свой город, свой детский сад, своих друзей, он учится быть добрым, внимательным, заботливым. Актуальность программы заключается в формировании развитии творческих и созидательных способностей детей. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания своего образа понимания мира. Дети любят все красивое, они на чувственной основе воспринимают мир. Занятия в кружке способствуют этому развитию, рождению в каждом ребенке художника. Ребенок - художник от природы, ему нужно только помочь, подтолкнуть к созданию образа.
Познание мира у ребенка начинается с восприятия цветных предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образа восприятия, являются результатом их переработки. Освоение знаний и умений во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов. Полноценное умственное развитие ребенка в значительной мере зависит от его сенсорного движения.
Через рисунок, лепку, аппликацию ребенок не только выражает свои чувства к внешнему миру, но и познает его, таким образом, учится любить мир, в котором живет.
Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Одаренные дети:
-имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
-имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
-испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Для работы по программе «Юный художник» мы отобрали одаренных детей по категории:
-Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
-Дети, обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-принцип возрастания роли дополнительного образования;
-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя;
Формы работы с одаренными детьми:
-групповые занятия с одаренными детьми;
-конкурсы, викторины , интеллектуальные игры, спортивные игры;
-работа по индивидуальным планам;
-исследовательская деятельность.
Цель программы:
-создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.
Задачи:
Научить детей видеть красоту окружающего мира.
Научить детей выражать свои чувства через творчество.
Научить детей рисовать, изготавливать предметы путем лепки, изготовления аппликации.
Способствовать эстетическому воспитанию дошкольников.
Развивать цветовое восприятие – способность различать оттенки цветов, представления о том, что одинаковые предметы могут быть разного цвета.
Развить композиционные умения – начиная от равномерного расположения предметов на листе бумаги в рисовании и аппликации до составления натюрмортов в лепке и аппликации с основным сочетанием предметов в лепке и аппликации с осознанным сочетанием предметов по форме, цвету и величине.
Формирование элементов самостоятельной деятельности
Развитие образного восприятия и элементов воображения как основы творческой деятельности
Формирование положительного отношения к себе, человеку
Основные направления реализации программы
-Выявление одаренных детей;
-Создание банка данных «Одаренные дети»;
-Разработка индивидуальных форм работы;
-Использование в учебном процессе современных, интерактивных технологий;
-Использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
-Организация образовательной среды для развития творческого потенциала детей.
-Включение детей в проектную деятельность .
Организация воспитательной работы в рамках программы:
-Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
-Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;
-Формирование высокой речевой культуры;
-Пропаганда здорового образа жизни;
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
-Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
Принцип возрастания роли дополнительного образования;
-Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-Принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
-Принцип гуманизма и демократизма.
Предполагаемые результаты:
-увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
-повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом;
-положительная динамика процента участников и призеров конкурсов различного уровня
Реализация программы предусматривает 1 учебный год: подготовительная группы детского сада. В календарно-тематическом планировании представлены 36 занятий в год, которые проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 30 мин
.
Календарно-тематическое планирование к программе
«Юный художник»
№ | Тема | Содержание | Итоговое мероприятие | Срок |
1 | «Букет полевых цветов» | цвет в рисунке, цветовой спектр, колорит, упражнение по смешиванию красок, классификация цветов и оттенков, теплая и холодная гамма цветов, хроматические и ахроматические цвета. | Составление декоративного панно (коллективная работа) | сентябрь |
2 | «Золотая осень» | Знакомство с жанрами живописи: пейзаж, путешествие в мир искусства: осенний пейзаж, рисование гуашью веток с осенними листьями, осеннего парка, леса. | Составление декоративного панно «Золотая осень» (коллективная работа) | сентябрь |
3 | «Орнамент» (золотая хохлома) | Ритм и композиция рисунка, упражнение по составлению орнамента, упражнения на ритмические сочетания, колорит орнамента, упражнения на применение элементов ритма в орнаменте и росписи. | Украшение рамки для рисунка или коробочки для занятий, тарелочки. | сентябрь |
4 | «Мамочка» | Знакомство с жанрами живописи: портрет, передача характера человека, физиологических особенностей, профессии, закрепление навыков при передаче пропорций лица, форме глаз, носа, губ, ушей, прически. | Выставка детских работ «Мамочка» (ко Дню Матери) | сентябрь |
5 | «Подарки для друзей » | Свободное творчество | Составление подарочных альбомов ко Дню рождения. | октябрь |
6 | «Картина Львёнок и черепаха» | Работа с цветными карандашами, восковыми карандашами, правила работы карандашом, передача формы и цвета предметов штриховкой. | Раскрашивание картины для конкурса возраст делу не помеха. | октябрь |
7 | «Коврик из опавших листьев». | Закрепить умение пользоваться техникой штамповки и аппликация. | Работа на выставку | октябрь |
8 | «Натюрморт» | Знакомство с жанрами живописи: натюрморт, рисование натюрмортов из овощей и фруктов, из предметов быта, рисование отдельных овощей и фруктов, предметов быта. | Коллективная работа «Скатерть-самобранка». | октябрь |
9 | «Зимняя сказка», «Снежная баба» 3 занятия | Знакомство с жанрами живописи: акварельная живопись, рисование зимних пейзажей, передача холодной цветовой гаммы, передача формы деревьев, кустарников, неба и т. д. | «Зимняя улица», «Первый снег». коллаж | ноябрь |
10 | «Волшебный мир ночи» 3 занятия | Использование смешанной техники живописи: акварель, гуашь, фломастер, изображение фантастических персонажей, выразительная передача светящихся предметов (окна домов, фонари, фары автомобилей, передача цветового контраста. | Выставка работ | ноябрь |
11 | «Новогодние игрушки» «Маскарад» 3занятия | Использование живописи, аппликации в техническом творчестве, украшаем новогодние фонарики, готовимся к новогоднему карнавалу. | Изготовление новогодних украшений, новогодних карнавальных масок | декабрь |
12 | «Волшебные облачка» | Знакомство с техникой живописи – монотипия, знакомство с понятием симметрия, развитие образного мышления. | Выставка | |
13 | «Весёлый Новый год » | Знакомство с техникой живописи: мокрое и сухое письмо.выполнение работы «Весёлый праздник – Новый год», закрепление понятий: колорит, ритм, композиция, цветовая гамма. | Выставка коллективной работы | январь |
14 | «Рождество в рисунках детей» | Использование смешанной техники живописи: рисунок и лепка.передача настроения картины, передача сюжетной линии. | Выставка работ «Рождество в рисунках детей». | январь |
15 | «Сказка всегда разноцветная» | Изображение сказочных, фантастических персонажей, передача сюжетной линии сказки, закрепление понятий: центр композиции, цветовая гамма. | Создание панно «Герои сказок живут с нами» | февраль |
16 | «Чудеса» | Знакомство с техникой рисунка: шаблон, напыление, набрызг, закрепление понятия – композиция рисунка, изготовление шаблонов, выбор цветовых сочетаний. | Выполнение работ на свободную тему в технике набрызга через шаблон | февраль |
17 | «На арене цирка клоун » | Закрепление понятий: колорит, цветовые сочетания, передача настроения посредством цвета. | Выполнение декоративного панно «На арене цирка». | февраль |
18 | «23 февраля – День защитников Отечества» | Изображение людей, составление сюжетной картины, посредством законов композиции и правил перспективы | Выполнение творческой работы «Галерея защитников Отечества». | февраль |
19 | «Мой любимый город » | Работа в жанре пейзажа или портрета. | Выполнение творческих работ: «Любимый уголок города, страны», «Дорогой сердцу человек», «Мой домашний любимец». | март |
20 | «8 Марта» 3 занятия | Выполнение портрета мамы, бабушки, сестренки; сюжетной бытовой картины.изображение людей, составление сюжетной картины, посредством законов композиции и правил перспективы. | Выставка работ детей, посвященных Дню 8 Марта. | март |
21 | «Натюрморт» | Выполнение объемного рисунка: лепка + живопись.закрепление понятий: натюрморт, пейзаж, передача объёма и формы за счет использования лепки, передача настроения посредством цвета. | Выполнение сюжетной картины на доске в технике рисунка и лепки. | март |
22 | «Весёлый хоровод» | Выполнение объемных работ – кукол (пластиковая бутылка, пластилин, гуашь), знакомство с народной игрушкой, выполнение из пластилина одежды для кукол, выполнение наряда для куклы. | Выставка кукол с прорисованными деталями костюма «Весёлый хоровод». | апрель |
23 | «Город мастеров Городец» 3 занятия | Знакомство с декоративно-прикладными видами искусства, виды декоративного искусства, композиция, колорит, цвет. | Создание музея в городе «Город мастеров». | апрель |
24 | Роспись платка, косынки (жостово) | Орнамент, центр композиции, рисование отдельных элементов | Выставка | апрель |
25 | Волшебный мир искусства «Музеи мира» | Знакомство с профессиями: художник, скульптор, архитектор, оформитель, дизайнер, реставратор. | май | |
26 | «Праздничная улица» День Победы. | Закрепление жанра пейзаж, закрепление техник набрызг, коллаж, использование смешанной техники: рисунок + лепка. | Выставка работ ко Дню Победы. | май |
27 | «Рисуем, творим, фантазируем» | Совместное творчество родителей и детей | Открытое мероприятие | май |
28 | Участие в выставках и конкурсах на уровне ДОУ | В течении года | ||
29 | Участие в городских, районных, российских конкурсах и выставках | В течении года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с одаренными детьми в ДОУ "Любят дети рисовать"
В настоящее время можно говорить о развитии разнообразных форм и помощи, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными...
Индивидуальная программа работы с одаренными детьми
Индивидуальная программа работы с одаренными детьми...
Программа работы с одаренными детьми
Программа работы с одаренными детьми...
Программа работы с одаренными детьми
Программа по работе с одаренными детьми по теме «Проектно-исследовательская деятельность в условиях ДОУ»...
Программа работы с одаренными детьми "Чемпионы"
Цель программы: создание условий, способствующих гармоничному развитию личности ребенка с признаками спортивной одаренности, его самореализации в детском спорте с высокими достижениями....
Программа работы с одаренными детьми в ДОУ "Одаренный ребенок"
В современное время проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес. В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все б...