квест-игра "Русская прялка узорами богата"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Рассматривая иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина и выполняя игровые задания дети знакомятся со старинной русской прялкой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
квест-игра "Русская прялка узорами богата" | 35.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №73 комбинированного вида
Красносельского района Санкт – Петербурга
Квест-игра «Русская прялка узорами богата»
для детей старшего дошкольного возраста
Составитель:
педагог-организатор
Завьялова З.А.
Цель:
Формировать у детей представление о старинных предметах быта на примере прялки.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес к окружающему миру, предметам прошлого, творческие способности, умение анализировать и делать выводы.
- Развивать психические процессы: речь, память, внимание, воображение, наблюдательность.
- На примере иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина познакомить детей с историей прялки.
- Закреплять умение видеть индивидуальную манеру художника в иллюстрации.
- Закреплять умение составлять иллюстрацию из нескольких частей.
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Продолжать воспитывать умение проявлять уважение к высказываниям друг друга, чувство коллективизма, взаимопомощи.
Предварительная работа:
- Написание сценария, содержащего информацию познавательного характера.
- Подготовка «продукта» для поиска (нитки, прялка).
- Разработка маршрута передвижений.
- Подготовка реквизита для проведения каждого задания: шахматная доска, цветные камешки, карточки с координатами; «водоем», рыбки, магнитные удочки, квадратики с буквами; разрезные картинки; ваза, кувшин с водой, яблоки.
- Знакомство со сказками А.С. Пушкина.
- Знакомство с творческой манерой иллюстраций И. Билибина, Б. Зворыкина, Т. Мавриной.
Материалы и оборудование:
- Ноутбук, планшет, мультимедийный проектор.
- Зрительный ряд, презентация:
- Н. Ращектаев. Сказка о рыбаке и рыбке. 1976г. https://shaltay0boltay.livejournal.com/360987.html
- Т. Маврина. Сказка о царе Салтане. 1957г. https://kidpix.livejournal.com/1873811.html
- А. Куркин. Сказка о царе Салтане. Палех. http://skaz-pushkina.ru/ill_11.html
- Т. Маврина. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. 1976. https://shaltay0boltay.livejournal.com/119439.html
- К. Маковский. Боярышня у окна. 1890-е. http://www.artsait.ru/art/m/makovskyK/main.htm
- Презентация с игровыми заданиями для планшета.
- Реквизит для проведения каждого игрового задания: шахматная доска, цветные камешки, карточки с координатами; «водоем», рыбки, магнитные удочки, квадратики с буквами; разрезные картинки; ваза, кувшин с водой, яблоки.
- Приз: красивые картинки и ниточки для творческой деятельности в группе.
Место проведения: музыкальный зал.
Участники:
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и педагоги.
Образовательные области:
Физическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Комментарии к игре: педагог приглашает детей в музыкальный зал и предлагает рассмотреть красивую картинку, иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане», назвать сказку, предлагает украсить ее цветными ниточками. Но ниточки, оказывается, пропали, а на их месте – планшет с сообщением: чтобы найти ниточки, нужно выполнить задания. Педагог просит детей помочь найти нитки. В ходе игры дети выполняют задания и рассматривают иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина. Обсуждение проходит в форме эвристической беседы. Сообщения-задания на планшете сопровождаются аплодисментами после правильного ответа и звоном колокольчиков. Педагог помогает детям прочитать задания или читает, если нет читающих детей.
Алгоритм использования
Игровые станции на маршруте:
Станция 1. Сказка о рыбаке и рыбке.
Задание 1 «Шахматная доска». Выберите стеклянный камешек такого цвета, который соответствует вашему настроению. Выложите камешки на шахматной доске в соответствии с координатами.
Лежит шахматная доска, стеклянные камешки жёлтого, красного, зелёного, фиолетового, розового и чёрного цвета по количеству детей. Каждому ребёнку выдаётся карточка с координатами, куда он должен положить свой камешек. В итоге получается стрелка, указывающая место нахождения следующего задания (Можно предложить выбрать камешек такого цвета, которому соответствует ваше настроение)
А1 | А2 | А3 | А4 |
Б1 | Б2 | В1 | В3 |
Д5 | Д1 | Г4 | Г1 |
А5 |
Дети выполняют задание, выкладывают камешки на доске в соответствии с координатами. В итоге получается стрелка, указывающая на экран.
Сюрпризный момент: раздаются аплодисменты и на экране открывается иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке».
Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрацию, здесь и дальше помогает наводящими вопросами, помогает детям вспомнить строчки из сказки.
Давайте посмотрим, что нам расскажет иллюстрация. Кто изображен? Сказку узнали? Какой момент, что происходит? Самое начало сказки:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу…
А что делает старуха? Нитку прядет. Что перед ней? Прялка. Красивая? Резная, какая красивая линия создает форму прялки. У старухи платок повязан узелком, концы спускаются вниз. А нижняя часть прялки по форме похожа на повязанный на голову платок? А сверху словно зубчики гребешка. А что в руках? Веретено. В старину женщины в селах и деревнях сами пряли нитки.
Как изображены, все похоже на настоящее? Да, реальное, как в жизни, но видим, что нарисовано. А веселое ли настроение создает эта иллюстрация? Почему? Какие краски использовал художник? Темные, грустные, невеселые. Нелегкая жизнь была у старика и старухи.
Сюрпризный момент: раздается звон колокольчиков и на планшете появляется следующее задание.
Станция 2. Сказка о царе Салтане «Три девицы под окном».
Задание 2 «Рыбалка». Выловите из водоема всех рыбок, найдите на них буквы и составьте из них слово. Какая сказка А.С. Пушкина начинается предложением с этим словом?
О | К | Н | О |
Дети выполняют задание: из «ВОДОЁМА» вылавливают магнитной удочкой рыб. На рыбах наклеены квадратики. На некоторых буквы: О, К, Н, О. Дети составляют слово «ОКНО», вспоминают строчки из сказки, называют сказку:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Сюрпризный момент: раздаются аплодисменты и на экране открывается иллюстрация к «Сказке о царе Салтане».
Кто изображен? Сказку узнали? Какой момент, что происходит? Самое начало сказки.
Что видите, как назовем? Уголок русской деревянной избы. Как много деталей показала художница Татьяна Алексеевна Маврина. Здесь и прялки резные, и скамейки, и полочки с домашней утварью.
А как освещена комната, с помощью чего? Лучинкой. А какой интересный столик с подставкой под лучину – светец.
Как одеты девицы? В русскую народную одежду: сарафаны, кокошники…
Как вы думаете, которая из девиц обещала родить богатыря? Почему так решили? Самая скромная. А две другие какие? Важничают, зазнаются, задаются, воображают, нос задирают, хвастаются.
Какие краски использовала художница? Светлые, мягкие, веселые краски…
Что можем услышать? Разговор, мурлыканье кошки, шуршание ниток, пряжи…
Девочки начинали учиться прясть уже в 5-7 лет. Первую прялку отец дарил дочке маленькую, детскую. А девушки постарше собирались в какой-то избе, пряли, пели песни, разговаривали, иногда заводили игры.
На чем сидят девушки? Горизонтальная часть прялки, на которой они сидят – донце, девушки садились на нее, начинали прясть, а нитку на что наматывали? На веретено. Готовая нитка наматывалась на веретено, а когда оно переполнялось, ее сматывали в клубки или брали новое веретено
Ребята, я поняла! Мои ниточки спрятались, потому что хотят познакомить нас с прялкой, а помогают им, конечно, сказки и сказочные герои!
Сюрпризный момент: раздается звон колокольчиков и на планшете появляется следующее задание.
Станция 3. Сказка о царе Салтане «В светлицу входит царь».
Задание 3 (Разрезные картинки). Достаньте из круга части и соберите в целое. Узнайте, что там изображено.
За круг ногами не вставать.
Руками надо всё достать.
Друг другу можно помогать.
В центре большого круга лежат части иллюстрации. Дотянуться нельзя. Команду можно разделить по парам, один ребенок достаёт, а другой оказывает поддержку за руку или за ноги.
После того, как картинка сложена, дети называют сказку и какой момент изображен.
Сюрпризный момент: раздаются аплодисменты и на экране появляется иллюстрация.
Кто изображен? Сказку узнали? Какой момент, что происходит? Царь обращается к девице:
«Здравствуй, красная девица, -
Говорит он, - будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября».
Как видим, что к девице обращается? …
Как интересно художник, Александр Михайлович Куркин, изобразил сказку: мы и светлицу видим, и здания вдалеке. Красиво? Что красиво? Колонны, крыша, окошки, скамейки резные, расписные, узоры красивые. А какая красивая линия создает форму кудели. А прялки все одинаковые?
Изображение напоминает немного иконы? Такую красоту придумали народные мастера, которые жили в селе Палех. Они были замечательными иконописцами, а еще так красиво они расписывали шкатулки, ларцы, брошки и другие предметы быта.
Здесь тоже все как настоящее? Сказочное, волшебное.
Краски какие? Яркие, звонкие, веселые радостные.
Сюрпризный момент: раздается звон колокольчиков и на планшете появляется следующее задание.
Станция 4. Веретено.
Задание 4. Найдёте подсказку в вазе.
Руками не брать.
Догадайтесь как достать.
Переворачивать вазу нельзя,
Все, что рядом – используйте.
В вазе яблоки. В одном спрятана загадки. Рядом с вазой кувшин с водой. Нужно воду налить в вазу, яблоко всплывает, его сдуть, открыть. Загадки читает педагог.
Загадки: 1. Чем больше я кручусь,
тем толще становлюсь.
2. Пляшу по горнице
С работою моею,
Чем больше верчусь,
Тем больше толстею.
Ответ: Веретено.
Сюрпризный момент: раздается звон колокольчиков и на экране появляется изображение веретена.
Дети находят веретено, рассматривают. Около веретена яблоко – из какой сказки этот предмет? Дети называют «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях».
Сюрпризный момент: аплодисменты и открывается иллюстрация.
Кто изображен? Сказку узнали? Какой момент, что происходит? Царевна:
… в комнату вошла,
Дверь тихонько заперла,
Под окно за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Все на яблоко. Оно соку
Спелого полно…
Какое настроение у царевны? Почему? Думает о своей судьбе. Что у нее за спиной? Прялка с куделью, ниточка тянется, словно дальняя дорога до родного дома.
А прялка-то какая красивая!!! Резная, какая форма, какие линии? Изогнутые, округлые, плавные. Наверху, словно зубцы частые, а внизу как будто сережками украшена, а ножка-то какая резная!!!
Какие замечательные мастера народные жили на Руси. Создавали вещи в быту необходимые, самые обычные, но украшали их так, что из обычных вещей они превращались в произведение искусства.
Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, она была символом хорошей семейной жизни, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно.
И украшали прялку и резьбой красивой, и узорами расписывали разными: и коней, и барынь с кавалерами, и сценки из жизни изображали. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.
Русская прялка узором богата,
Формой красива, резьбой хороша.
Мастер создал её в прошлом когда-то,
В ней старина и живая душа.
Ручное прядение очень медленное, монотонная трудоемкая женская работа. С ноября по март женщина пряла пряжу. Со временем прялку усовершенствовали, и она стала называться «самопрялка».
Сюрпризный момент: раздается звон колокольчиков и открывается картина.
Станция 5. «Боярышня у окна».
Ребята, это иллюстрация или картина? Кто изображен? Вот она – русская красавица, боярышня. Красиво одета? Что вам понравилось? Платье с широкими рукавами, кокошник, воротник на платье жемчугом расшит. Что делает? Героиню какой сказки напоминает? Почему так решили?
Да, К. Маковский так изобразил боярыню, что она словно царица из сказки:
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
А прялка-то какая интересная! Где же нам такую прялку найти?
Сюрпризный момент: раздается звон колокольчиков и на планшет приходит сообщение.
Вам поможет первый древний навигатор. Что это за предмет, догадаетесь? Какой предмет волшебный в сказках помогает героям дорогу найти? Дети называют клубочек.
Сюрпризный момент: сверху падает клубочек и катится к двери.
Педагог предлагает пройти за клубочком.
Появляется Хозяюшка с прялкой. Она знакомит детей с прялкой и дарит им картинки: посмотрите, ребята, здесь для вас красивые картинки и ниточки, с помощью которых вы в группе их украсите. Показывает украшенную картинку.
Педагог «узнает» свои ниточки – вот они и нашлись!
Хозяюшка прощается и уходит.
Открытый выход из деятельности, рефлексия: педагог собирает детей вокруг себя, спрашивает, понравилась ли им встреча, интересные ли были задания, много ли узнали нового? Дети выражают свои эмоции, затем берут картинки и ниточки и уходят в группу.
Литература и ссылки:
- Вербенец А., Столяров Б., Зуева А., Зудина М., Коршунова О. Мы входим в мир прекрасного. Образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов. Второе издание. РГПУ им. А.И. Герцена, ГРМ, СПб, 2008.
- Горбачевич К. Словарь эпитетов русского языка. Изд. Норинт, СПб, 2000.
- Курочкина Н. Детям о книжной графике. Библиотека программы «Детство». Учебно-методическое издание. Изд. «Детство – Пресс», СПб., 2000.
- Курочкина Н. Знакомим с книжной графикой. Учебно-наглядное пособие. Изд. «Детство – пресс», СПб, 2001.
- Маслова С. В мир прекрасного. Программа художественно-эстетического воспитания в детском саду. «Нестор-История», СПб, 2010.
- Пушкин А. сказки. Изд. «ЭКСМО», М., 2011.
- Загадки про веретено: http://kidsclever.ru/content/zagadki-pro-vereteno
- Стихотворение о прялке https://poembook.ru/poem/239075
- Иллюстрации:
- Н. Ращектаев https://shaltay0boltay.livejournal.com/360987.html
- Т. Маврина https://kidpix.livejournal.com/1873811.html
- А. Куркин http://skaz-pushkina.ru/ill_11.html
- Т. Маврина https://shaltay0boltay.livejournal.com/119439.html
- К. Маковский http://www.artsait.ru/art/m/makovskyK/main.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности "Знакомство с предметами быта:прялка, веретено" ("Приобщение к основам русской народной культуры и быта")
Открытое занятие для родителей....
"Знакомство с прялкой"
Знакомство детей со старыми словами: прялка,печь, ухват, люлька, половик, лавки, которые в наше время уже утратили свой смысл....
«История прялки»
Тема: «История прялки»Воспитатель- МБДОУ ЦРР д\с №15 «Светлячок»Карпухина Н.М.Программное содержание.1. Формировать элементарные представления о быте русского народа.2. Развивать познавательный интере...
Путешествие в страну волшебной прялки
Путешествие в страну волшебной прялки...
«Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретено»
«Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретено»...
Герб города Иваново. Русские прялки и образ пряхи в славянской культуре.
Патриотическое воспитание....
Прялки на Руси.
Образы богинь судьбы часто связываются с образом нити, прялки, веретена....