Протокол родительского собрания (подготовительной группы) тема: «Речевое развитие детей 6-7лет».
материал (подготовительная группа)
Протокол родительского собрания
(подготовительной группы) тема:
«Речевое развитие детей 6-7лет».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protokol_roditelskogo_sobraniya.docx | 31.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол родительского собрания
(подготовительной группы) тема:
«Речевое развитие детей 6-7лет»
13.09.2019 года
Цель: Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. ; расширить знания родителей о возрастных речевых особенностях детей 6-го года жизни; дать рекомендации родителям по детскому чтению и пригласить к сотрудничеству, потому что культура общения с книгой закладывается, прежде всего, в семье.
Председатель: Арбузова Е.В..
Секретарь: Жидрова Л.А.
Присутствовало: 13 чел.
- Жидрова Л.А
- Белоусова А.А.
- Курноскина Е.В
- Чернышова М.В.
- Шатура А.А.
- Орлова Е.С.
- Байгильдинова А. Ю.
- Гонышева М.И.
- Гизи И.Э.
- Панова И.Г.
- Сулейманова И.В.
- Муртазина З.Р.
- Гарпенко А.С.
Отсутствовало: 2 человека
Повестка дня
1) Консультация «Воспитание культурно-гигиенических навыков в подготовительной группе». Воспитатель Арбузова Е.В.
2) Консультация «Речевое развитие детей 6-7лет». Воспитатель Арбузова Е.В.
3) Консультация «Научите ребенка любить книгу». Воспитатель Арбузова Е.В.
4) Консультация «Родители первые помощники у воспитателя». Гизи И.Э.
Ход родительского собрания
1. По первому вопросу о воспитание культурно-гигиенических навыков в подготовительной группе Арбузова Е.В., ознакомила родителей с основными культурно- гигиеническими правилами: приучать детей следить за своим внешним видом, формировать элементарные навыки поведения во время еды. Было подчёркнуто, что работа ведётся как на подгрупповых занятиях, так и индивидуально.
2. По второму вопросу о развитие речи старших дошкольников выступила Арбузова Е.В. Она рассказала, что основная задача речевого развития детей - это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способностей общаться. Сам ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Речевое развитие, которое ребенок получает в семье в самые первые годы жизни, является одной из основ для перехода к обучению в школе. Недостаточно развитая речь часто тормозит всю учебную деятельность школьника. Характерные особенности развития речи детей 6 – 7 лет:
1. Словарный запас ребёнка растет стремительно. В речи появляются собирательные существительные – обозначающие совокупность однородных предметов или живых существ как неделимое целое (листва, дубняк, осинник, детвора, бельё и т.д.). Прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший и т.д.), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный).
2. Дошкольники начинают активно использовать образные выражения, метафоры («солнечная улыбка», к слову сказать и т.д.). Выстраивают грамматически верные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (склоняют все члены предложения по роду, числу и падежу). Несколько простых предложений могут объединять в одно с помощью союзов «потому что», «когда», «если» и так далее.
3. В этом возрасте дети любят рассказывать истории, отвечать на вопросы, придумывать сюжеты по картинкам.
4. Ребёнок старается не только объяснить значение знакомого слова, но и рассуждает о возможном значении незнакомых выражений.
5. Ребенок способен в беседе озвучить свое эмоциональное состояние и мнение по поводу определенной ситуации, рассуждать о явлениях жизни, наблюдать за происходящим и делиться с близкими впечатлениями, регулирует громкость, интонацию, темп речи.
6. При условии правильного речевого развития и при отсутствии органических нарушений к шести годам дети овладевают всеми звуками родного языка и правильно употребляют их в речи.
7. В этом возрасте у детей уже сформировано фонематическое восприятие. Они умеют отличать на слух звонкие звуки от глухих (з-c, ж-ш, б-п, в-ф, г-к, д-т), твёрдые от мягких (т-ть, д-дь…), не путать акустически сходные (с-ш, ч-щ, з-ж, р-л...).
Нормы речевого развития детей 6 – 7 лет:
1. Словарный запас от 3500 слов.
2. Дети шестого года жизни хорошо владеют обобщающими понятиями (например: «транспорт» указывая, что транспорт бывает подземный, наземный, водный, воздушный).
3. Правильно употребляют в речи предлоги времени и пространства (за диваном, из-за дивана, над, на, под, из-под, около, перед, между, после).
4. Различают предметы, похожие по звучанию или по назначению (кувшин – ковшик; миска - чашка, тарелка; кружка – стакан; фартук – сарафан; шофер – шахтер).
5. Знают из чего состоят предметы (дерево - ствол, ветки, листья, корни; стул - спинка, сиденье, ножки).
6. Имеют представление
- о сезонных изменениях в природе;
- о выращивании овощей и фруктов;
- о лесных ягодах и грибах;
- о хищных и травоядных, домашних и диких животных;
- о насекомых, птицах, рыбах.
7. Хорошо ориентируются в пространстве (право, лево, сзади и т.д.), времени (вчера, сегодня, утром и т.д.).
8. Знают
- названия месяцев, дней недели, части суток;
- название своей страны и столицы государства;
- географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес;
- правила дорожного движения для пешеходов.
9. Владеют достаточным количеством глаголов. Не путают сходные действия (идет-ползёт-скачет, отдает-передает-выдает, подчеркнуть-зачеркнуть, переехал-выехал-заехал); знают, что делают различными инструментами (пилят, рубят, режут, колют), как кричат животные и птицы (мычат, щебечут, чирикают, кудахчут, блеют, ржут, стрекочут).
10. Умеют не только образовывать множественное число существительных (стул-стулья), но и уменьшительные и увеличительные формы слов (хвостик, хвостище), свободно подбирать антонимы (низкий-высокий) и синонимы (умный, сообразительный, смышленый и т.д.).
11. Правильно проговаривают длинные слова (электричество, милиционер, регулировщик, конструктор, строительный материал и т.п.).
12. Могут рассказать о событии собственной жизни, описать игрушку, придумать рассказ по картинке, рассказать знакомую сказку.
13. К концу дошкольного периода дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
14. Владеют монологической и диалогической речью.
Отклонения в речевом развитии ребёнка 6 – 7 лет:
Вас должны насторожить следующие показатели:
1. Ограниченный словарный запас (менее 3000 слов).
2. Неправильное произношение звуков, замена одних звуков другими.
3. Трудности различения звуков или их смешение.
4. Грубые аграмматизмы в речи.
5. Заикание, запинки, чрезмерные паузы между словами, скандирование слов.
6. Не проговаривание окончаний в словах.
7. Сложности с запоминанием стихов, пересказом текста.
8. Частая расстановка неправильного ударения.
Методы развития:
При нарушении речевого развития у ребенка следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет эффективно разрешить возникшую проблему.
Однако очень важно помогать ребенку развивать речь самостоятельно. Для того чтобы ребенок правильно говорил, родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:
1. Ваша речь – эталон для ребёнка - говорите правильно, четко и внятно, используйте грамотную и культурную речь, объясняйте незнакомые слова.
2. Разговаривайте с ребёнком как можно чаще, спрашивайте как он провел свой день, обсуждайте прочитанные вместе книги, просмотренные мультфильмы, совместные походы в кино, театр и т.д.
3. Читайте вместе соответствующие возрасту ребёнка книги, запишитесь в детскую библиотеку.
4. Развивайте у ребёнка мышцы челюсти и языка (пережевывание твердой пищи, артикуляционная гимнастика).
5. Развивайте речевое дыхание, темп и ритм произношения.
6. Облекайте занятия в игровую форму.
7. Увеличивайте время занятий постепенно, доделывайте начатое до конца, если ребенок не справляется с заданием, переключитесь на более легкое.
8. Развивайте фонематический слух ребёнка.
9. Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он должен верить в свои силы.
10. Не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к ребенку с любовью.
Дыхательная гимнастика:
Правильно поставленное дыхание – залог успешного становления речи. Оно улучшает кровообращение, укрепляет речевую мускулатуру.
Вот некоторые упражнения для развития дыхания:
1. «Задуй свечу». Взять в правую руку подобие свечи, левую положить на живот. Вдохнуть воздух полной грудью, надув живот, потом долго выдыхать, пытаясь задуть свечи, как на день рождения.
2. «Летят гуси». Ходим по комнате имитируя полет гуся. Поднимая руки вверх – вдох, опуская – выдох и при этом тянуть «гуууу».
3. «Шарик». Сделать около 5 вдохов подряд под счет от 1 до 5, и также выдыхать.
4. «Трубач». Подражаем трубачу. Сначала набираем полную грудь воздуха, затем, издавая звуки трубы, «ту-ту-ту», выдыхаем.
Важно! Перед началом артикуляционной гимнастики для детей 6-7 лет нужно проводить дыхательные упражнения. В этом возрасте малыши импульсивны и, стремясь рассказать все и сразу, глотают воздух, а вместе с ним и звуки. От этого зачастую можно наблюдать своеобразные дефекты речи.
Дыхательную гимнастику лучше выполнять перед артикуляционной гимнастикой.
Артикуляционная гимнастика
Упражнения выполняются напротив зеркала, в котором ребенок видит свое отражение и отражение родителя, который с ним занимается.
1. «Чистим зубки» - открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.
2. «Вкусное варенье» - рот открыт, тонким языком проводим по верхней губе вправо, затем влево. Подбородок неподвижен, рот не закрываем. До 10 раз.
3. «Очень вкусное варенье» - широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 5 -10 раз.
4. «Маляр» - широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево-вправо. Зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.
5. «Лошадка» - приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью.
6. «Грибок» - приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 сек. (уздечка языка - это «ножка грибка», сам язык - его «шляпка»). Повторить 2-3 раза.
7. «Гармошка» - сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-8 раз.
8. «Барабанщик» - улыбнуться, широко открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами: Д-Д-Д… Следить за тем, чтобы язык поднимался к нёбу сам (без нижней челюсти), рот должен быть постоянно открыт, нижняя челюсть неподвижна, язык с силой упирается в нёбо.
Речевые игры:
«Отгадай-ка»
Цель: развитие словаря, речевого внимания, воображения.
Ход игры: взрослый перечисляет части задуманного предмета (кудрявая, белоствольная, зеленая, с сережками), ребенок должен отгадать задуманный предмет. Потом можно поменяться ролями.
«Я знаю 5…»
Цель: расширение словаря, развитие воображения.
Ход игры: родитель говорит «Я знаю 5 диких животных (фруктов, профессий, частей тела или частей предмета и т.д.)» и перечисляет 5 названий. Затем ребёнок должен выбрать категорию и назвать 5 соответствующих названий.
«Правда или ложь»
Цель: развитие словаря, речевого внимания, воображения, эрудиции.
Ход игры: родитель говорит любое утверждение (например, «чашка и грабли – это посуда» или «медведь любит морковь»), ребенок должен сказать, правда это или нет и объяснить почему.
«Скажи по-другому»
Цель: расширение словаря, развитие воображения.
Ход игры: родитель называет слово-предмет, а ребенок подбирает как можно больше слов-действий этого предмета: зайка – бежит, скачет, прыгает и т.д.
Или родитель называет слово-действие, а ребенок подбирает слова-предметы: бежит – мальчик, время, зайка и т.д.
«Подбери словечко»
Цель: развитие фонематического слуха, расширение словаря.
Ход игры: родитель предлагает ребёнку подобрать как можно больше слов начинающихся с заданного звука или слога (ма – мама, машина, малина, магазин и т.д.).
«Кто длиннее?»
Цель: расширение словаря, подбор однокоренных слов.
Ход игры: родитель предлагает «удлинить» короткое слово: рыба – рыбка, рыбешка – рыбонька - рыбалка и т.д.
3. По третьему вопросу «Научите ребенка любить книгу» - Арбузова Е.В. рассказала, что часто можно услышать от родителей сетование на то, что ребенок не хочет читать. Это и понятно. Сейчас у детской книги много конкурентов: компьютеры, видео… Но книга, по-прежнему, необходима. Она всегда здесь, всегда рядом. Книга первая открывает ребенку мир. Книга учит сопереживать, сострадать, порадоваться, а задача взрослых – пробудить, воспитать и укрепить в детской душе эту драгоценную способность.
Что нужно для счастья детям?
Чтоб солнце на всей планете,
Чтоб мячик и плюшевый мишка,
И добрая, добрая книжка!
Для родителей главное – открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.
Как приучить ребенка к чтению? Каждый родитель находит свои пути к сердцу дочери или сына. Вот несколько советов из опыта родителей:
- читать ребенку вслух с раннего возраста;
- покупать книги, дарить их и получать в качестве подарка;
- оставлять печатные издания везде, где ребенок может их увидеть;
- определить интересы ребенка: что ему нравится;
- прививать любовь к чтению на собственном примере;
- разрешать малышу самому выбирать книги в магазине или библиотеке;
- играть в настольные игры, предполагающие чтение;
- не заставлять ребенка читать против его воли: приобщите его к чтению через игру;
- собирать домашнюю детскую библиотеку;
- обязательно слушать, как малыш читает, он должен чувствовать ваш интерес;
- до или после просмотра фильма (м/ф) предложить книгу, по которой он спит;
- читать друг другу по очереди;
- спрашивать мнение ребенка о книге;
- читать ребенку перед сном.
Действенными в развитии интереса малыша к книге являются следующие приемы: читая ребенку, следует останавливаться на самом интересном или сложном для восприятия месте, задавать вопросы, которые помогают включать воображение, обращать внимание на иллюстрации.
Культура общения с книгой закладывается в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению. И это естественно, ведь в таких семьях ребенок часто видит родителей за книгой, слышит, как они обмениваются впечатлениями о прочитанном и радуется покупке интересной книги. Здесь существует традиция семейного чтения, когда изо дня в день, сколько помнит себя ребенок, в семье читают вслух. Когда ребенок подрастает, он включается в этот процесс. Любовь к чтению проявляется у него как естественная необходимость, как потребность в пище и сне.
Если же этого в семье нет, то еще не поздно начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения.
4. По четвертому вопросу «Родители первые помощники у воспитателя» выступила председатель родительского комитета - Гизи И.Э. «Мы очень благодарны воспитателям за то, что открывают не только нашим детям, но и нам, родителям, совсем старые, забытые истины. Обучая своего ребёнка, мы становимся ближе к нему и живём его интересами. Мы радуемся его развитию, и огорчаемся его промахам. Нам интересно, чем он занимается, что он любит. Так, как наша группа новая, маловато раздаточного материала и наглядного материала. Мы предлагаем свою помощь в решении этого вопроса, а так же будем рады новостям на информационном стенде в группе».
Решение:
1. Приучать детей следить за своим внешним видом, правильно пользоваться мылом. Продолжать учить аккуратно мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком. Формировать элементарные навыки поведения за столом во время еды: правильно пользоваться столовой ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
2. Уделять внимание развитию речи ребенка (больше общаться с ним, читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их) .
3. Прививать ребенку эмоциональную заинтересованность при прочтении книг.
Голосовали:
За – 13
Против – 0
Воздержались – 0
Председатель: __________Арбузова Е.В.
Секретарь: ____________Жидрова Л.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание в старшей группе на тему: "Речевое развитие детей 5 - 6 лет"
Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей.Задача:1. Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей старшего дошкольно...
Протокол родительского собрания (подготовительная группа)
Противопожарная безопасность «Спички детям не игрушки!» Организация безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста! ...
Протокол родительского собрания подготовительной группы №2 Тема: «Семья — что может быть дороже!»
Протокол родительского собрания подготовительной группы №2 Тема: «Семья — что может быть дороже!»...
ПРОТОКОЛ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ЗВЕЗДОЧКИ»
С помощью этого протокола вы с легкостью напишите протокол родительского собрания...
Протокол родительского собрания подготовительной группы
Тема: « Наша дружная семья» Цель: формирование у родителей представления об истинных семейных ценностях в современных семьях...
Протокол родительского собрания «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста. Значение развития мелкой моторики в развитии речи детей».
Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. Побуждать помогать ребенку в овладении нормами и правилами родного языка.Сформировать у родителей представление ...