Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа)
В данной статье рассматриваются такие понятия, как произвольное (активное) и непроизвольное (пассивное), аффективное, репродуктивное, творческое воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_voobrazheniya_u_detey.docx | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития воображения у детей
старшего дошкольного возраста
Развитие воображения у детей начинается с завершения периода раннего детства, момента, когда ребенок в первый раз способен ставить взамен одних предметов другие, а также к использованию одних предметов в роли других (символическая функция). Последующее развитие воображение происходит в играх, где символические замещения совершаются ребенком с опорой на различные средства и приемы.
О прогрессе детского воображения в дошкольном возрасте делают суждения не только по представлениям и ролям детей в играх, но и на основе анализа продуктов их творчества (поделок и рисунков).
В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, которое неосознанно воспроизводит полученные впечатления в виде образов на основании непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео- и кинофильмов. В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы воображения такого типа воссоздают действительность не на интеллектуальной, а на эмоциональной основе. В образах по большей части воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вследствие чего у него возникли вполне определенные эмоциональные реакции или что-то оказалось особенно интересным. В целом же воображение детей-дошкольников еще довольно слабое.
Если взрослый попросит ребенка 5-6 лет расположить предметы на одной части плоскости так же, как они расположены на другой ее части, повернутой к первой под углом в 90°, то это у большинства детей это вызовет большие трудности. Им затруднительно мысленно видоизменить не только пространственные, но и простые плоскостные изображения. Когда появляется произвольность в запоминании, т. е. в старшем дошкольном возрасте, воображение из репродуктивного, неосознанно воспроизводящего действительность превращается в творчески преобразующее действительность. Оно объединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в связи с этим становится осознанной, целенаправленной. Сюжетно-ролевые игры - вид деятельности детей, где проявляется творческое воображение, становятся совершеннее все познавательные процессы детей.
Воображение, как и всякая другая деятельность психики, развивается в онтогенезе индивида по определенному пути. О.М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии находится в зависимости от тех же законов, каким полагаются другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) переходит в произвольное (активное), постепенно превращается из непосредственного в опосредованное, при этом основным инструментом овладения им со стороны ребенка предстают сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства у ребенка, чье творческое воображение развилось стремительно (а такие дети составляют примерно одну пятую часть детей этого возраста), воображение предстает в двух основных формах: 1) произвольное, самостоятельное возникновение у ребенка некоторой идеи и 2) возникновение воображаемого плана ее воплощения. Кроме познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет и аффективно-защитную роль, то есть защищает растущим, ранимый и слабо защищенный внутренний мир ребенка от тяжелых переживаний. В силу познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения заключается в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий.
У детей дошкольного возраста обе важные функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному. Первоначально развитие воображения можно отнести к 2,5 — 3 годам. Именно в этом возрасте воображение как непосредственный и непроизвольный ответ на ситуацию начинает превращаться в произвольный, знаково-опосредованный процесс и подразделяется на познавательное и аффективное. Познавательное воображение развивается вследствие отделения образа от предмета и обозначения образа с подкреплением словами. Аффективное воображение приобретает законченность после того, как произойдет образование и осознание ребенком своего «Я», психологического отгораживания себя от других людей и от совершаемых поступков.
На первом этапе развития воображение связано с процессом, в котором воображаемые образы, которые создает ребенок мысленно, переходят в предмет и воспроизводятся в нем. Благодаря этому процессу ребенок приобретает умение управлять своими образами, изменять, уточнять и улучшать и как следствие регулировать свое воображение. Тем не менее, планировать его, предварительно составлять в уме программу своих будущих действий он еще не в состоянии. Данная способность у детей возникает лишь к 4 — 5 годам.
Аффективное воображение детей с возраста 2,5 — 3 года - 4 — 5 лет развивается по несколько иной логике. В первую очередь отрицательные эмоциональные переживания у детей символически проявляются в героях услышанных или увиденных ими сказок. Вслед за этим ребенок начинает строить воображаемые ситуации и прекращаются угрозы его «Я» (рассказы — фантазии детей о себе как о человеке, который имеет наиболее выраженные положительные качества).
В конечном итоге, на третьем этапе развития этой функции воображения, приходят на смену действия, при осуществлении которых дети освобождаются от эмоционального напряжения, а неприятные знания о себе, собственные отрицательные, нравственно и эмоционально неприемлемые качества и поступки начинают переноситься ребенком на других людей, окружающие предметы и животных. К возрасту около 6 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять и жить в мире фантазий.
Воображение в этом возрасте проявляется в большей мере по сравнению с предшествующими годами, поражает фантазия ребенка.
В главе «Беззаботность детской фантазии» в своей книге «Психология раннего детства» известный детский психолог В. Штерн соотносит ценность фантазии детей с беззаботностью. Эксперименты Д.Б. Эльконина, доказывают, что начиная с 3-4 лет до 6-7 лет, у детей возникает протест, если им предлагают съесть вначале третье блюдо, затем второе и лишь в конце первое. А анализируя сказку, в которой варили кашу, чернильница сторожила дом, лаяла, ребенок старшего дошкольного возраста уже обладает пониманием, что не все возможно.
Своеобразный реализм, стремление следовать правде в манере поведения в жизни проявляются и в рассказах, сказках, сочиненных самими детьми 6 лет. Как справедливо отмечал Л.С. Выготский, что дети выдумывают, сочиняют потому, что не знают основных закономерностей действительности и легко нарушают жизненную реальность, а видимое богатство детской фантазии является проявлением скорее слабости критической мысли ребенка, чем силы его воображения. Воображение ребенка, пробудившись на границе раннего и дошкольного возраста, подвергается серьезным изменениям в дошкольном возрасте. Одновременно с дальнейшим развитием непроизвольного воображения появляется качественно новый тип воображения — произвольное воображение. Его появление и дальнейшее развитие в дошкольном возрасте психологи связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменением содержания и форм общения ребенка с окружающими, в первую очередь с взрослыми.
Поначалу образы произвольного воображения возникают под влиянием словесных воздействий взрослого в сюжетно-ролевой игре. Несколько позже произвольное воображение проявляется и в других видах деятельности, которые требуют предварительного планирования (рисование, лепка, конструирование, труд, учение и др.).
В процессе создания образов, ребенок 6 лет оперирует как комплексом ранее полученных представлений, так и их переделыванием, которое осуществляется путем анализа и синтеза действующих представлений.
К доступным для ребенка приемам видоизменения действительности причисляется переделывание величин предметов, доходящее до крайнего состояния. По большему счету преувеличение (гипербола) находит применение детьми в создании резких противоположностей, которые легко доступны не развитому еще усвоению (люди либо образцы добродетели и красоты, либо чудовища и злодеи и т. п.). Ребенок, создавая новые образцы, приписывает предметам качества, нередко антропоморфические, наделяет их способностью к перевоплощению в другой предмет, в другое состояние и т. п.
Г.А. Урунтаева утверждает, что воображение старшего дошкольника более целенаправленно. В игровой, конструктивной, изобразительной деятельности обозначаются задатки планирования. Ребенок уже ставит цель и начинает искать способы ее осуществления. Он «строит» дом или пароход из кубиков, рисует целые «картины» в соответствии со своим замыслом.
В старшем дошкольном возрасте дети заметно больше заботятся о том, чтобы замыслы совпадали с действительностью. Это становится заметным в игре, где старший дошкольник не ограничивается уже любой вещью для любой игры, а отбирает только то, что действительно подходит для данной игры. Действия, которые осуществляет ребенок в игре, должны соответствовать требованиям и в установленных отношениях согласоваться с действительностью. Неправильно, например, «прививать оспу» другому ребенку в игре (хотя бы и простой палочкой), если не протереть сначала руку ватой со спиртом, хотя бы и воображенным.
Несравненно, важную роль в развитии воображения у детей старшего дошкольного возраста выполняют игры, в особенности те, в которых они принимают на себя определенную роль, претворяют действия в соответствии с ролью, что подталкивает их к стремлению сходства изображаемого с действительностью.
Значительное место в развитии воображения занимает также строительно-конструктивная и изобразительная деятельность (рисование, лепка). Дети старшего дошкольного возраста охотно и много рисуют, сами проявляют желание, передают в рисунке раздолье фантазии, хотя и не могут реализовать все, что создается в их воображении. Ребенок поэтому рисует редко молча, а в большинстве случаев сопровождает рисунок рассказом, проговаривая то, что не может показать в рисунке.
Согласно представлению О.М. Дьяченко, в дошкольном возрасте выделяются два этапа развития воображения.
Первый этап развития воображения (4 - 5 лет). Уровень творческого воображения ослабевает из-за направленности на усвоение образцов социального поведения, поэтому творческое воображение несколько снижается. Аффективное воображения возникает в ситуациях, вызванных реальными переживаниями. Познавательное воображение имеет воспроизводящий характер, появляется планирование, но оно распространяется только на следующий шаг, а не на всю цепочку движения.
Второй этап развития воображения (6 - 7 лет). Оно проявляется как свободное оперирования уясненных на предыдущем этапе образцов поведения. Аффективное воображение рассчитано на создание эмоционально важных для ребенка игровых ситуаций и является препятствием негативных переживаний. Проигрывание ситуаций помогает ребенку побороть страх, например, игра в Бабу-Ягу или поросят и волка. При этом происходит обогащение познавательного воображения. Отличается процесс поиска идеи, создания замысла, а также в выборе средств их воплощения. Образ воображения представляет собой уже не отдельный предмет, а целостную ситуацию (квадрат дорисовывают к кирпичу, получается плита, которую поднимает кран на стройке). Планирование получает распространение во всей деятельности, хотя и исправляется в ходе осуществления.
В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Развиваются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета или существа; образцов действия существа или образ действия с предметом. Воображение перестает сопровождаться рассматриванием рисунков, прослушиванием сказок. Оно приобретает самостоятельность, отгораживаясь от практической деятельности.
В исследованиях, посвященных проблемам развития воображения детей старшего дошкольного возраста, отмечается, что в этом возрасте у ребенка наблюдается ряд черт, характеризующих его как творческую личность. Это проявление активности и инициативы в использовании уже освоенных приемов работы, которые можно применить к новому содержанию, нахождение индивидуальных способов решения поставленных задач, использование разных видоизменений.
Вместе с тем, нами не найдено каких-либо данных о развитии показателей творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в научной литературе.
В дошкольном возрасте происходит активное развитие воображения, которое:
- приобретает произвольный характер, предусматривая возникновение замысла, его планирование и осуществление;
- становится особой деятельностью, преобразуясь в фантазирование;
- ребенком осваиваются приемы и средства создания образов;
- воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Таким образом, старший дошкольный возраст является самым сензитивным для развития воображения. По мнению Л.С. Выготского, старший дошкольный возраст характеризуется переходом репродуктивного воображения в творческое, что обусловливает производительность в запоминании. Воображение у детей этого возраста неразрывно связано с процессом мышления. Деятельность старших дошкольников становится осознанной и целенаправленной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста
Воображение является высшей и необходимейшей способностью человека . Вместе с тем эта способность нуждается в особой заботе в плане развития...
Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста
Развитие воображения у детей 6 года жизни. Рекомендации для родителей и воспитателей...
Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
В жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение, являясь основным творческим процессом и основной познавательной сферой ребенка. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настольк...
План работы по самообразованию. 2018-2019 год Художественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста».
План работы по самообразованию. 2018-2019 годХудожественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Особенности развития воображения у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования»
Консультация для родителей детей 3-4 лет о том, как можно развивать воображение посредством нетрадиционного рисования....
«Особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность развития воображения дошкольников состоит в том, что данный психический процесс представляет собой обязательный компонент любой формы творческой деятельности ребенка, а также его пов...
Особенности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
B данной статье представлены результаты экспериментального исследования особенностей творческого воображения детей старшего дошкольного возраста...