Музыка и дети
консультация
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Педагогический всеобуч
Музыка и дети
Воспитатель:
Князева Ольга Геннадьевна
2018
Цели: Способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по музыкальному воспитанию ребенка в семье и детском саду; содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению пап и мам в жизнедеятельность группового сообщества; развитие музыкальных и творческих способностей родителей. Форма проведения: «Музыкальный калейдоскоп».
Участники: родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
План проведения:
Вступительное слово ведущего.
Анкетирование родителей.
Конкурсная программа «Музыкальный калейдоскоп».
Подведение итогов собрания.
Принятие решения.
Ход мероприятия:
1. Организационный этап
2. Собрание проводится в музыкальном зале; стулья расположены полукругом вокруг трех столов (три команды); оформлен плакат с надписью родительского собрания. Родители занимают свои места и знакомятся с планом провидения собрания и содержанием цитат, которые расположены на столах.
3. Вступительное слово Воспитатель приветствует родителей, сообщает тему и цель собрания. Представляет гостя собрания – музыкального руководителя.
Воспитатель. Мир музыки огромен. Он окружает нас повсюду. В основном это легкая, доступная эстрадная музыка, которая легко запоминается нами и нашими детьми. Но вместе с тем нас, педагогов, нередко удивляет то, что наши дети не могут спеть любимой песни, хотя с легкостью исполняют любой музыкальный ролик. А как хотелось бы, чтобы наши дети умели слушать и понимать не только то, что легко воспринимается, но и серьезную, классическую музыку, над которой нужно задуматься. Семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения человека в мир музыки.
Проведение анкетирования родителей. Анкетирование проводит музыкальный руководитель. Попробуйте ответить на вопросы анкеты и определить, как обстоит дело с музыкальным воспитанием в вашей семье:
1. Сколько лет вашему ребенку?
2. В течение, какого периода он посещает дошкольное учреждение?
3.
А. Делится ли он своими впечатлениями о музыкальных занятиях праздниках проводимых в детском саду?
Б. Вызывают ли эмоциональный отклик у него детские праздники?
В. Есть ли у него любимые детские музыкальные диски?
Г. Поет ли (напевает) , проявляет интерес к пению взрослых?
Е. Есть ли в доме детские музыкальные инструменты – игрушки?
Ж. Устраиваете ли вы совместные праздники?
З. Есть ли у вас общие любимые песни?
4. Влияет ли деятельность музыкального руководителя на развитие вашего ребенка?
5. Что бы вы хотели пожелать музыкальному руководителю в его будущей работе?
Конкурсная программа « Музыкальный калейдоскоп»
Ведущий. Сегодня мы предлагаем вам, уважаемые наши родители, поучаствовать в конкурсной программе « Музыкальный калейдоскоп». Вас ждут каверзные вопросы, творческие задания на музыкальную тему, а также информация для размышления. Естественно, вам сегодня очень повезло – вы сможете и спеть, и станцевать, и поучаствовать в разнообразных конкурсах. Так пусть же впечатления, которые останутся у вас о сегодняшнем мероприятии, будут похожи на яркие, радостные, разноцветные краски калейдоскопа. Надеемся, что мы весело и с пользой проведем время. Итак, как вы уже заметили, вы сидите, разделившись на три команды. Вам необходимо выбрать капитана и придумать музыкальное название для своей команды. В вашем распоряжении 30 секунд. Сегодня соревнуются: команда «Домисоль – ка» и команда « Капитошка»! А оценивать вас будет компетентное жюри. Кто знает, как переводится с греческого слово «музыка»? Это слово означает « искусство муз». А музы – это богини - покровительницы наук, поэзии и искусств. Согласно древнегреческому мифу, в Греции на горе Парнас от удара копытом крылатого коня Пегаса возник родник, который почитался как священный ключ Аполлона и муз, дарующий вдохновение поэтам и музыкантам. Муз было 9 – и ровно 9 конкурсных заданий сегодня предстоит выполнить нашим командам.
Задание 1. «Разминка». Проверим ваш музыкальный кругозор. Если команда дает правильный ответ, то право ответа переходит к другой команде. Время на обдумывание не дается, отвечаем сразу.
1. Какой музыкальный инструмент используют шаманы во время провидения культовых обрядов? (бубен).
2. Как называется очень быстрая игра на барабане двумя палочками? (дробь)
3. Каким веществом натирают волосы смычка для получения чистого и сильного звука? (канифоль).
4. Какого Композитора слушают все новобрачные? (Мендельсон «Свадебный марш»).
5. Какой русский народный инструмент по звучанию очень похож на испанские кастаньеты? (ложки).
6. Каким термином обозначается скорость исполнения музыкального произведения? (темп).
7. Как называется дирижер, который руководит хором? (хормейстер).
8. Какой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиано и гармонь? (аккордеон)
9. Какой Европейский город считают родиной вальса? (Вена в Австрии).
10.Какую птицу называют «певцом русских полей»? (жаворонок).
11.В основу государственного гимна (с 1991 по 2000 год) был положен хор из этой оперы Михаила Ивановича Глинки. («Иван Сусанин», «Патриотическая песня».) 12.Музыкальное произведение, предназначенное для организованного движения войск, массовых шествий, ходьбы. ( марш).
13.Графические знаки для обозначения музыкальных звуков. (ноты).
14.Талантливый музыкант – скрипач, руководитель ансамбля « Виртуозы Москвы». ( Владимир Спиваков).
15.Как называется соловьиная песня? ( трель).
16.О чем в словаре Владимира Даля сказано: « Собрание сельских девок и молодежи обоего пола на вольном воздухе для пляски с песнями, нередко с подражанием в движениях словам песни»? (хоровод).
17.Писатель Эдуард Успенский придумал крокодила Гену, а кто из композиторов «научил» этого персонажа петь? (Шаинский).
18.Русский народный трехструнный щипковый инструмент. (балалайка).
19.Каким музыкальным инструментом владел Садко? (гусли).
20.Как называют страстного любителя пения, музыки? (меломан).
21.Название какого инструмента содержит два термина «громко» и «тихо»? (фортепиано.)
22.Какой музыкальный инструмент назван в честь древнерусского певца – сказителя? (баян).
23.Этот инструмент считают родоначальником всех медных духовых инструментов. (горн).
24.Какой музыкальный стиль объединил Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Леонида Утесова? (джаз).
25.Этот инструмент используется как эталон высоты при настройке музыкальных инструментов. (камертон).
26.Большой коллектив музыкантов, руководимый дирижером. (оркестр).
27.Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом? (треугольник). 28.Как называют модную песенку, хит, гвоздь сезона? (шлягер).
29.Перерыв между действиями в спектакле, опере или между отделениями концерта? (антракт).
30.Как называют музыканта – исполнителя, в совершенстве владеющего техникой своего инструмента? (виртуоз).
Задание 2. «Угадай - ка». Угадывание детских песен по фрагментам.
Ведущий. Сейчас наше жюри подсчитывает баллы за два задания, а командам предлагается немного отдохнуть от конкурсной борьбы и внимательно послушать сообщение музыкального руководителя о музыкальном развитии дошкольников. Педагогический всеобуч «Музыка и дети». В детском саду, на музыкальных занятиях мы слушаем музыку, но этого оказывается недостаточно, а помочь нам в этом можете только вы – родители. Начинать надо, прежде всего с того, что нужно слышать родные звуки, и для этого совсем необязательно иметь специальное музыкальное образование! Достаточно просто оглянуться на окружающий нас мир и прислушаться. Сколько вокруг звуков! Шелестит трава, тенькают и посвистывают певчие птицы, в лесу – кукует кукушка, стучит дятел, жужжит шмель…, а это – лесной ручеек. Все это множество непохожих друг на друга голосов, звуков человек слышал еще в глубокой древности, сначала он подражал им, а потом стал сочинять свои. Попробуйте и вы вместе со своим ребенком воспроизвести эти звуки (ветер воет – «у – у – у», Листья шуршат – «ш – ш – ш»). Так и в древности – человек подметил, что если срезать тростник и подуть в него, то получится звук – красивый и протяжный. Если, хлопая в ладоши, взять в руки камешки, звук получится громкий и звонкий. Если ударить по стволу дуплистого дерева, то удар этот слышен издалека.
Не пожалейте времени, чтобы все это показать ребенку, попробуйте вместе с ним – вы сами услышите, как рождается музыка. Вот так от звуков леса можно перейти к слушанию музыки. И если это музыка о природе – не сомневайтесь, все это вы услышите в ней. Музыка своим языком может не только рисовать картины природы, повторив в звуке пение птиц, раскаты грома, шум дождя, бег коня и т. д. Особенность музыки такова, что вы можете не только рисовать и представлять картины, вы можете чувствовать настроение и переживания человека. Ведь когда вы услышите звонкую, радостную песенку, вам сразу станет весело, захочется запеть, потанцевать. Если же песенка грустная, танцевать не захочется. Вот так постепенно, слушая музыку природы и окружающего мира. Вы приобщаете ребенка к пониманию музыки.
Роль и место музыки в жизни ребенка Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возлагает особую ответственность на педагога, родителей за правильную постановку музыкального воспитания детей, организацию музыкальной среды для полноценного развития ребенка, становления его личности.
Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на праздниках. Если музыкальное занятие является основной формой обучения в детском саду и процесс осуществляется путем прямого обучения, то в быту приоритетными становятся косвенное руководство музыкального руководителя, воспитателя, родителей музыкальным воспитанием детей. Прямое обучение в повседневной жизни не исключается совсем, но оно должно быть ограничено. Любое музыкальное общение с ребенком следует строить на совместной деятельности, партнерстве, всячески поощряя его инициативу, что особенно важно при самостоятельных проявлениях детей. Форма организации музыкального воспитания в повседневной жизни детского сада предусматривает два вида руководства со стороны взрослых: прямое и косвенное. Во время игр, упражнений, прогулок музыка может звучать по желанию и детей, и взрослого. Но в развлечениях, праздниках, утренней гимнастике это происходит по инициативе педагога, при этом он должен учитывать возможности. Интересы и пристрастия детей. Помимо обучения во всех его видах, к важным средствам развития самостоятельности нужно отнести музыкальные впечатления, которые дети получают во время праздников, развлечений, слушания радиопередач и просмотра телепередач, детских мультфильмов и кинофильмов. С детьми необходимо слушать различные по стилям, жанрам музыкальные произведения. Не менее важно, чтобы постоянно звучали народные напевы и мелодии. Для этого рекомендуется широко использовать музыкальный фольклор. Такая эмоциональная насыщенность жизни ребенка положительно влияет на его музыкальное развитие, формирование потребностей слушать музыку, петь. Танцевать, играть на детских музыкальных инструментах. Педагог заботиться о развитии самостоятельной музыкальной деятельности, используя различные приемы, исходя из конкретной ситуации возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Задачи музыкального воспитания в семье, обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно: Обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызывать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры; Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность); Способствовать общему развитию детей средствами музыки. Если ребенок одарен музыкально, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения. Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания , они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями ,расширяют их музыкальный опыт. Выбор музыкальных произведений, который ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, его общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, проникается народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно почувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как взрослую, так и написанную специально для детей. Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой.
Для вас, родители! Наряду с физическим и умственным воспитанием ребенок в семье получает представление о красоте и приучается создавать красивое. Родители могут многое сделать в развитии у ребенка интереса к музыке, особенно те из них, которые умеют играть на музыкальных инструментах, хорошо знают различные сказки, песни. Почти в каждой семье есть магнитофон, телевизор, компьютер. Все эти технические средства представляют широкие возможности для приобщения детей к прекрасному. Можно приобрести для прослушивания записи песен, которые собраны в комплекте из серии «Музыка для слушания в детском саду». Познакомьте их с некоторыми музыкальными инструментами: фортепиано, скрипкой, баяном, балалайкой - и научите различать их по звучанию. Исключительно много для эстетического воспитания детей приобщения к миру прекрасного дают телевизионные и радио-передачи. В детских садах постоянно устраиваются музыкальные праздники. Прекрасно это зрелище-дети поют, танцуют, читают стихи! Радостно светятся лица ребят и родителей. Пусть такие праздники чаще устраиваются дома.
Семейный концерт. Важной формой приобщения детей к музыке являются семейные концерты. К ним нужно заранее готовиться. Подобрать песню, разучить танец, подготовить небольшой спектакль, который будет сопровождать музыка, записанная на магнитофон, и т. п. К концерту нужно привлечь всех членов семьи. Дети не очень то любят быть солистами, куда приятнее выступить в ансамбле с мамой или папой. У таких концертов большие возможности для проявления творчества как детей, так и взрослых. Вот несколько советов, которые возможно помогут вам в проведении концерта. Не приглашайте в первое время слишком много слушателей, но кто- нибудь кроме домашних должен быть обязательно. Старайтесь не переносить концерт и не опаздывать на него. Не перебивайте ребенка во время исполнения своими замечаниями и разговорами на постороннюю тему. В противном случае не будет ничего удивительного, если взволнованный музыкант, не доиграв, убежит в слезах.
Формирование ритмического чувства у детей Формированию ритмического чувства у ребенка способствует сама жизнь, весь окружающий мир. Большую помощь в развитии ритмичности оказывают музыкальные занятия. Необходимо, чтобы и вы, родители, были в этом заинтересованы. Например, дети часто повторяют движения, которые они выучили на занятиях в детском саду, такие как марш, прыжки, хлопки, притопы. Если ребенок проявляет активность при восприятии музыки, не останавливайте его, а наоборот - поощряйте. Подскажите. Как лучше выполнить то или иное движение. Дети всегда с радостью выполняют ваши задания, если вы просите показать: как ходит мышка, как бежит хитрая лисичка, как прыгает зайчик, как крадется за мышкой кошка и т. д. Не всегда у детей сразу хорошо все получается, но следует всегда поощрять их, учить откликаться на музыку. Включите музыку различного характера – веселую и спокойную, а дети придумают танцевальные движения, которые подходят к данной музыке. Дети часто смотрят детские телепередачи по телевидению. Попросите, чтобы они повторяли движения за детьми, которых они видят в передаче. Или пусть придумают к данной музыке свои движения.Чаще интересуйтесь у детей: что нового они выучили, какие новые танцы и песни знают и т. д.
Создание музыкальной среды дома Больше слушайте с детьми хорошую музыку, сделав это занятие семейной традицией. Если взрослые любят и часто слушают музыку, то и для ребенка это постепенно станет потребностью. В семье желательно иметь небольшую фонотеку(аудиозаписи музыки детей). При подготовке семейных праздников необходимо составить программу, предусмотрев сюрпризные моменты, заранее позаботиться о подборе музыки. Это может быть маленький концерт с участием взрослых и детей, веселые игры, танцевальные импровизации под музыку, игра в домашнем оркестре, мини – спектакли, в которых разыгрываются сюжеты знакомых сказок или веселые сценки из семейной жизни. Старших дошкольников можно привлечь к подготовке праздника: посильной уборке и украшению комнаты, к изготовлению поздравительных открыток, сувениров и др.
Домашний театр. Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся дома игрушки или изготовив кукол вместе с ребенком из папье – маше, дерева, картона, ткани и т. п. Для музыкального сопровождения можно использовать магнитофон, детские музыкальные инструменты или инструменты – самоделки, имитирующие разные шумовые эффекты.
Развлечения с использованием музыки. Совместное пение или пение взрослыми для ребенка, игры – забавы, музыкальные конкурсы, подвижные игры – театрализации(«У медведя во бору», «Каравай», «Репка»); слушание музыкальных композиций, сказок, записанных на диске и т. д. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской и творческой атмосферы, что не маловажно для укрепления семейных отношений.
Создание домашнего оркестра. Для этого подойдут барабанчики, бубны, колокольчики, металлофон и др. Можно использовать деревянные или металлические ложки, детские погремушки, бутылки. Простейшие музыкальные инструменты можно сделать вместе с ребенком из деревянных брусочков, пуговиц и ореховых скорлупок, прикрепленных к ниткам; пластиковых футляров, жестяных банок и т. п. Емкости наполнить крупой, мелкими камешками, песком; жестяные коробки разного размера превратить в барабанчики. Необходимо предоставлять больше возможности самому ребенку экспериментировать с разными предметами. С помощью таких простейших инструментов можно развивать у детей чувство ритма, предлагая выполнять элементарные упражнения: отстучать палочками, брусочками свое имя или имя папы, мамы, брата; ритм слов: например «ма-ма, ма - моч – ка; пал-ка, па-лоч-ка»; ритм знакомых попевок: «Со-ро-ка, со-ро-ка, где бы-ла? Да-ле-ко!» и т. д.; сопровождать собственное исполнение песенки или музыки, записанной на диск.
Советы родителям.Семья может помочь детям полюбить и понять хорошую музыку, с ранних лет приобщая их к музыкальной культуре. Прежде всего необходимо создать такие условия, которые наилучшим образом формировали бы художественный вкус ребенка. Домашняя фонотека, личный пример (собственное отношение к музыке), совместное слушание музыкальных сказок или детских пьес, радиопередач, песен на диске, посещение концертов, просмотр телепередач не только дадут возможность привлечь внимание ребенка к музыке, но и сблизят его с вами духовно, а эта близость, пожалуй, больше чем только родственная. Хорошо, чтобы в доме были детские музыкальные игрушки – тогда ребенок сможет самостоятельно музицировать, танцевать, петь , когда захочет. Самостоятельная музыкальная деятельность способствует развитию музыкальных и творческих способностей дошкольника.
Перечень музыкальных игрушек
1. Колокольчики.
2. Погремушки - грохотушки.
3. Игрушки с фиксированной мелодией (органчик, музыкальная шкатулка, шарманка.)
4. Музыкальный волчок.
5. Барабан, бубен.
6. Дудочка.
7. Металлофон.
8. Детская гармошка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий НОД "Музыка" для детей старшего возраста "Музыка в движении"
Знакомство детей с произведениями П. Чайковского из "Детского альбома"; Пальчиковая гимнастика: "Замок", "Мама"; Песня "Солнышко и Туча" с движениями; "Упражнение с голубями"; Игра "Мы пойдем сначала ...
Занятие по музыке дл детей средней группы:Беседа о Музыке
Познакомить детей с понятием "композитор".Рассказать детям,откуда берётся музыка.Научить детей слышать звуки природы,бытовые,городские звуки....
Методическое пособие "Детство под музыку или музыка и дети"
Данный сборник предназначен для педагогов дошкольного образования, музыкальных руководителей, педагогв - психологов. Материал расчитан на детей раннего и дошкольного возраста, возможен для работы с де...
«МУЗЫКА И НАСТРОЕНИЕ» НОД образовательная область «музыка» для детей старшего возраста.
НОД образовательная область «музыка» для детей старшего возраста«МУЗЫКА И НАСТРОЕНИЕ»...
КОНСПЕКТ НОД ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА» «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ» для детей старшего дошкольного возраста
КОНСПЕКТ НОДОБЛАСТЬ «МУЗЫКА»«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ»для детей старшего дошкольного возраста...
"Дарит музыка улыбки" мероприятие к дню музыки для детей среднего дошкольного возраста
Познавательно-развлекательное мероприятие "Дарит музыка улыбки" для детей стреднего дошкольного возрастаЦель: Подарить ребёнку радость, открыть ему дверь в мир музыки - мир удивительный, яр...
Возможность проекта «Классическая музыка - детям» в формировании эстетического отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста. Методическая разработка.
Данный методический материал может быть востребован как музыкальными руководителями, так и воспитателями дошкольных отделений. Здесь представлен тематизм занятий по проекту "Классическая музыка-детям"...