Игры и упражнения по духовно-нравственному воспитанию
учебно-методический материал
Рекомендации - как через игры и игровые упражнения проводить работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno.docx | 27.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное развитие воспитанников.
Игры, упражнения, притчи.
1.Игра «Окажи внимание другому».
Цель: формирование умения выражать свое положительное отношение к другим, оказывать и принимать знаки внимания.
Ход игры: Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь положительное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я...» (повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: «А еще я думаю, что я...»)
2. Упражнение «Сотворение чуда».
Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка или любой другой предмет). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке», – или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже. Эта игра учит дошкольников эмпатии, умению понять чувства другого.
3. Упражнение «Подари камешек».
Ведущий. «Ребята, возьмите, пожалуйста, из коробки по одному камешку и подарите его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый...»
Тем детям, которым ничего не досталось, камешки дарит ведущий, но обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого ребенка, которому
он дарит подарок.
4.Упражнение «Щепки плывут по реке».
Цель: Развитие эмпатии, снятие агрессивности, развитие навыков невербального общения.
Материал: Аудиозапись со спокойной музыкой.
Проведение: Дети встают в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга – они берега. Один ребенок – щепка. Он медленно «проплывает» между «берегами». «Берега» мягкими прикосновениями помогают «щепке». Говорят ей ласковые слова, называют по имени. «Щепка» сама выбирает, с какой скоростью ей двигаться. Упражнение можно проводить с открытыми или закрытыми глазами.
5. Упражнение «Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка».
Участникам предлагается положить свои руки сверху на руки соседа, сидящего слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться. И так по кругу.
6. Упражнение «Счастье».
Материалы: Бумага для рисования и карандаши каждому ребенку.
Инструкция: «Знаете ли вы какую-нибудь историю про счастливое животное? Знаете ли вы какого-нибудь человека, который практически всегда счастлив? Когда вы сами счастливы, что вы испытываете?
Я хочу, чтобы вы нарисовали картинку, которая покажет, что бывает, когда вы счастливы. Используйте краски и линии, формы и образы, которые выразят ваше понимание счастья...».
Анализ упражнения:
- Почему мы не можем все время чувствовать себя счастливыми?
- Что ты делаешь, чтобы после какой-нибудь неприятности снова стать радостным?
- Когда ты испытываешь большое-большое счастье?
- Делаешь ли ты иногда что-то, что делает счастливым другого?
7.Упражнение «Ветер дует на…»
Цель: получить больше информации об интересах друг друга.
Инструкция: ведущий начинает игру словами: «Ветер дует на...(например, на того, у кого светлые волосы)». Все светловолосые собираются в центре круга, жмут друг другу руки и становятся на свои места.
Возможные варианты:
- Ветер дует на того, кто любит мороженое.
- Ветер дует на того, у кого дома есть животное.
- Ветер дует на того, у кого сейчас на волосах есть резинки или заколки.
- Ветер дует на того, у кого есть сестра.
- Ветер дует на того, у кого есть брат.
- Ветер дует на того, кто любит танцевать.
- Ветер дует на того, у кого много друзей.
Ветер дует на того, кто любит петь.
8. Упражнение «Мы делили апельсин»
Цель: обучение конструктивным приемам общения.
Инструкция: ведущий предлагает разделить ЯБЛОКО на три части так, чтобы все остались довольны (решение – необходимо спросить, кто какую часть хочет).
9. Упражнение «Передай сигнал»
Цель: обучение контактному общению.
Инструкция: ведущий предлагает детям встать в круг и взяться за руки, спрятав их за спину. Ведущий начинает игру сжав руку рядом стоящего участника, который должен передать сигнал следующему и так по кругу (глазами информировать нельзя).
10. Упражнение «Совместный рисунок»
Цель: обучение навыкам взаимодействия, умению работать в парах и в группе.
Инструкция: ведущий предлагает детям разбиться на пары и, держась руками за один карандаш, выполнить какой-нибудь не сложный рисунок. По окончанию обсудить кому было легко, а кому сложно выполнить работу.
11. Упражнение «Знакомство»
Цель: представление себя и формирование навыков уверенного поведения, осмысление положительного образа «Я».
Инструкция: ведущий дает первому участнику игрушку и просит представиться, назвав свое имя. Затем игрушка передается следующему участнику и так пока игрушка не вернется к ведущему.
12. Упражнение «Комплимент»
Цель: развитие позитивного отношения к окружающим.
Инструкция: ведущий дает первому участнику игрушку-символ и говорит комплемент: «Ты сегодня хорошо выглядишь» (варианты – ты очень добрый, веселый, красивый, и т.д.) и просит сказать комплимент рядом сидящему и так пока игрушка не вернется к ведущему.
13. Упражнение «Остров дружбы»
Цель: сплочение группы, установление тактильного контакта.
Инструкция: перед упражнением ведущий расстилает на полу газету. Затем говорит: «Представьте себе, что вы оказались на острове. Начался прилив. Для того, чтобы спастись, надо поместиться всем на оставшемся маленьком клочке земли. Таким островом спасения для нас будет служить газета. Надо всем поместиться на этой газете, никого не оставляя в воде».
14. Упражнение «Я дарю тебе тепло»
Цель: развитие доброжелательности к окружающим, установление тактильного контакта.
Инструкция: участники сидят на своих местах. Ведущий предлагает сложить ладони лицом к лицу и сильно - сильно потереть их друг о друга так, чтобы ладони начали «гореть» от тепла. Разогрев ладони нужно коснуться ими щек своего соседа и «поделиться с ним своим теплом».
Притчи:
Байка «Ветер и Солнце»
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ. Сказал и начал дуть, что было мочи. Но чем больше старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав тепло солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
- Видишь ли, сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.
Голова и хвост змеи
- Некогда жила змея, голова и хвост которой все время спорили между собой. Голова говорит хвосту: «Меня должно считать старшей!» Хвост отвечает: «Я тоже достоин быть старшим». Голова говорит: «У меня есть уши, чтобы слышать, глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть, при движении я впереди остального тела – вот почему меня должно считать старшей. А ты не имеешь таких достоинств, потому тебя нельзя считать старшим». А хвост в ответ: «Если я позволю тебе двигаться, то ты сможешь двигаться. А что, если я трижды обмотаюсь вокруг дерева?» Он так и сделал. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Она сказала хвосту: «Ты можешь отпустить меня, я признаю тебя страшим».
- Хвост, услышав эти слова, тут же отцепился от дерева. Голова снова говорит хвосту: «Раз ты признан старшим, то посмотрим, как ты пойдешь первым». Хвост отправился вперед, но не сделал и нескольких шагов, как свалился в огненную яму, и змея погибла в огне.
О Ветре и Цветке
Ветер встретил прекрасный Цветок и влюбился в него. Пока он нежно ласкал Цветок, тот отвечал ему еще большей любовью, выраженной в цвете и аромате.
Но Ветру показалось мало этого, и он решил:
«Если я дом Цветку всю свою мощь и силу, то тот одарит меня чем-то еще большим». И он дохнул на Цветок мощным дыханием своей любви. Но Цветок не вынес бурной страсти и сломался.
Ветер попытался поднять его и оживить, но не смог. Тогда он утих и задышал на Цветок нежным дыханием любви, но тот увядал на глазах. Закричал тогда Ветер:
Я отдал тебе всю мощь своей любви, а ты сломался! Видно, не было в тебе силы любви ко мне, а значит, ты не любил! Но Цветок уже ничего не ответил.
Укравший топор
У одного человека пропал топор. Он подумал на своего соседа и стал к нему приглядываться. В самом деле: ходит он, как укравший топор, Смотрит, как укравший топор, - каждый жест, каждое слово выдавали в нем вора.
Вскоре топор нашелся. Когда после этого человек снова взглянул на соседа, тот ничем не был похож на укравшего топор…
Печенье
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
- Дели по одному, - строго сказа Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
- Ровно? - спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки.
-Ровно. Бабушка, налей мне чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
- Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.
- Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба.
Плохо
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
- Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.
Сыновья
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
- А мой поет как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сыне не скажешь? – спрашивают его соседки.
-Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нем особенного нету.
Вот набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины.
Другой песню поет, соловьем заливается – заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у нее ведра и тяжелые потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
- Ну что? Каковы наши сыновья?
- А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развиваемся - играя!": использование игр и упражнений для духовно-нравственного развития детей младшего дошкольного возраста
Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Если развитие движений пальцев...
Деловая игра "Приёмы и механизмы духовно-нравственного воспитания дошкольников в ООД"
Побуждение педагогов к самостоятельной работе, самоанализу и самообразованию по данной теме. Овладение практическими приемами взаимодействия с детьми по формированию духовно-нравственной позиции дошко...
Деловая игра «Приёмы и механизмы духовно-нравственного воспитания дошкольников в ООД»
Цель проведения: Побуждение педагогов к самостоятельной работе, самоанализу и самообразованию по данной теме. Овладение практическими приемами взаимодействия с детьми по формированию духовно-нрав...
Деловая игра «Роль книги в духовно-нравственном воспитании дошкольников».
Деловая игра: «Роль книги в духовно-нравственном воспитании дошкольников» предназначена для педагогов, родителей. Игра позволит окунуться в мир книги, понять, как заинтересовать ребе...
Деловая игра для педагогов по духовно-нравственному воспитанию
Деловая игра для педагогов в форме "мозгового штурма" по духовно-нраственному воспитанию...
Дидактические игры и упражнения по духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста
Привитие ребёнку нравственных и духовных ценностей — актуальная задача дошкольного образования. Это направление работы педагогов активно развивается, включает всё новые методы развития личностны...
Игры по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
игры по духовно-нравственному ,патриотическому воспитанию...