Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон

деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с

действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой

психики.

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в

пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие

представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под,

между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в

противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют

развитию пространственного воображения у детей.

Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в

пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и

мышления.

В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях

раскрывается роль освоения предметного и социального пространства в

построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в

нем. Ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие

самосознания, личности и, таким образом, является составной частью

процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без

развития у него способности к ориентировке в пространстве.

Пространственные представления у детей развивают в различных видах

деятельности: на занятиях по ФЭМП, изобразительной деятельности, на

музыкальных и занятиях по физической культуре, в дидактических и

подвижных играх. Ориентировка в пространстве также развивается во время

режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания,

приема пищи.

Успешное формирование пространственных и временных представлений

характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в

школе, что является одной из важнейших задач развития и воспитания детей

дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей.

От уровня сформированности пространственных представлений, в

дальнейшем, во многом зависит успешность овладения чтением, письмом,

продуктивными и другими видами учебной деятельности.

Поэтому так актуально развитие у дошкольников адекватных способов

восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и

прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как

необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою

очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.

Наиболее благоприятные условия для развития умения ориентироваться

создаются в специально организованных играх-занятиях, в дидактических

играх и упражнениях.

Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе

очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление,

воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей

жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки,

развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Вот почему на

занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать

дидактические игры и игровые упражнения.

I группа. Игры и упражнения на дифференцировку основных

пространственных направлений в процессе активного передвижения в

пространстве.

II группа. Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с закрытыми

глазами.

III группа. Дидактические игры и упражнения на распознавание

местоположения предметов в окружающем пространстве и

пространственных отношений между ними.

IV группа. Игры и упражнения на ориентировку в двухмерном пространстве,

т.е. на плоскости, например на листе бумаги.

V группа. Игры словесные. Они специально предназначены для активизации

пространственной терминологии ив речи самих детей.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы применяем

развивающие игры Воскобовича, а именно: «Геоконт», игровой комплекс

«Коврограф Ларчик», «Кораблик Плюх – Плюх» – на развитие

пространственных отношений, сенсорных способностей – восприятие цвета,

формы, величины. В играх предлагается силуэтное конструирование, работа

с координатной сеткой.

Детям нравится игровой альбом «Математический планшет», автором

которого является Б.Б.Финкельштейн. Для альбома отобраны простые,

доступные опыту ребёнка картинки, которые можно выполнять с помощью

одной или нескольких резинок. У детей развиваются мелкие мышцы рук,

развивается память, внимание, воображение, они знакомятся с начальными

математическими представлениями.

Большой интерес вызывают напольные игры компании Вай Той, такие, как

«Судоку», «Форма, цвет, размер».

Очень важно, что развитие ориентировки в пространстве происходит в

движении, т.е. дети перемещаются по игровому полю, руководствуясь

схематическому изображению. Играют сразу несколько человек,

следовательно, воспитывается умение взаимодействовать друг с другом,

договариваться и уступать товарищам.

На положительное развитие ориентировки в пространстве влияют счётные

палочки Кюизенера, с помощью которых дети различают цвет и размер,

моделируют числа, детей подводят к пониманию различных абстрактных

понятий.

Большую роль в развитии пространственного воображения играют Блоки

Дьенеша, где с помощью символов дети осваивают элементы сенсорной

культуры, осваивают знаковую культуру.

С приходом новых технологий в дошкольные учреждения детям по душе

пришёлся мини – робот «Пчела Би – Бот». Нами были разработаны игровые

поля на различную тематику, посредством которых воспитанники закрепляют

знания по пройденному материалу. Дети учатся программировать путь пчелы

с помощью условных знаков, обозначающих направления к нужному объекту,

загадывать загадки, определяя траекторию перемещения развивающей

игрушки.

А главное, развитие происходит через ведущую деятельность детей –

игровую, развиваются все психические процессы, а детям доставляет

огромное удовольствие и вызывает интерес!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон

деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с

действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой

психики.

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в

пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие

представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под,

между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в

противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют

развитию пространственного воображения у детей.

Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в

пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и

мышления.

В многочисленных философских, психолого-педагогических исследованиях

раскрывается роль освоения предметного и социального пространства в

построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в

нем. Ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие

самосознания, личности и, таким образом, является составной частью

процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без

развития у него способности к ориентировке в пространстве.

Пространственные представления у детей развивают в различных видах

деятельности: на занятиях по ФЭМП, изобразительной деятельности, на

музыкальных и занятиях по физической культуре, в дидактических и

подвижных играх. Ориентировка в пространстве также развивается во время

режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания,

приема пищи.

Успешное формирование пространственных и временных представлений

характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в

школе, что является одной из важнейших задач развития и воспитания детей

дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей.

От уровня сформированности пространственных представлений, в

дальнейшем, во многом зависит успешность овладения чтением, письмом,

продуктивными и другими видами учебной деятельности.

Поэтому так актуально развитие у дошкольников адекватных способов

восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и

прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как

необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою

очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.

Наиболее благоприятные условия для развития умения ориентироваться

создаются в специально организованных играх-занятиях, в дидактических

играх и упражнениях.

Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе

очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление,

воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей

жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки,

развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Вот почему на

занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать

дидактические игры и игровые упражнения.

I группа. Игры и упражнения на дифференцировку основных

пространственных направлений в процессе активного передвижения в

пространстве.

II группа. Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с закрытыми

глазами.

III группа. Дидактические игры и упражнения на распознавание

местоположения предметов в окружающем пространстве и

пространственных отношений между ними.

IV группа. Игры и упражнения на ориентировку в двухмерном пространстве,

т.е. на плоскости, например на листе бумаги.

V группа. Игры словесные. Они специально предназначены для активизации

пространственной терминологии ив речи самих детей.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы применяем

развивающие игры Воскобовича, а именно: «Геоконт», игровой комплекс

«Коврограф Ларчик», «Кораблик Плюх – Плюх» – на развитие

пространственных отношений, сенсорных способностей – восприятие цвета,

формы, величины. В играх предлагается силуэтное конструирование, работа

с координатной сеткой.

Детям нравится игровой альбом «Математический планшет», автором

которого является Б.Б.Финкельштейн. Для альбома отобраны простые,

доступные опыту ребёнка картинки, которые можно выполнять с помощью

одной или нескольких резинок. У детей развиваются мелкие мышцы рук,

развивается память, внимание, воображение, они знакомятся с начальными

математическими представлениями.

Большой интерес вызывают напольные игры компании Вай Той, такие, как

«Судоку», «Форма, цвет, размер».

Очень важно, что развитие ориентировки в пространстве происходит в

движении, т.е. дети перемещаются по игровому полю, руководствуясь

схематическому изображению. Играют сразу несколько человек,

следовательно, воспитывается умение взаимодействовать друг с другом,

договариваться и уступать товарищам.

На положительное развитие ориентировки в пространстве влияют счётные

палочки Кюизенера, с помощью которых дети различают цвет и размер,

моделируют числа, детей подводят к пониманию различных абстрактных

понятий.

Большую роль в развитии пространственного воображения играют Блоки

Дьенеша, где с помощью символов дети осваивают элементы сенсорной

культуры, осваивают знаковую культуру.

С приходом новых технологий в дошкольные учреждения детям по душе

пришёлся мини – робот «Пчела Би – Бот». Нами были разработаны игровые

поля на различную тематику, посредством которых воспитанники закрепляют

знания по пройденному материалу. Дети учатся программировать путь пчелы

с помощью условных знаков, обозначающих направления к нужному объекту,

загадывать загадки, определяя траекторию перемещения развивающей

игрушки.

А главное, развитие происходит через ведущую деятельность детей –

игровую, развиваются все психические процессы, а детям доставляет

огромное удовольствие и вызывает интерес!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения.

Только к концу дошкольного возраста (да и то далеко не у всех детей) складывается ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умение менять точки отсчета. Такая ориентировка может...

Презентация развитие ориентировки в пространстве у дошкольников

ДОКЛАД«Развитие ориентировки в пространстве в непосредственной образовательной деятельности по физической культуре»     Одним из основных принципов детской психологии яв...

Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения

Развитие ориентировки в пространстве – одна из актуальных проблем коррекционной педагогики. Нарушения зрения, возникающие в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространс...

Комплекс дидактических игр для развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения.

Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентировки в пространстве. Развитие ориентировки в пространстве детей с нарушением зрен...

Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве у дошкольников с ОВЗ

В картотеке представлены дидактические игры направленные на развитие ориентировки в пространстве у дошкольников с ОВЗ....

Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве у дошкольников

В картотеке собраны игры на формирование умений ориентироваться в пространстве в движении.Усложнение в играх подчинено дидактическому принципу "от простого к сложному".Эти игры помогут детям...