Долгосрочный творческий проект Мир камня
проект (старшая группа)
Цель проекта:Создание условий для развития позновательных и исследовательских способностей воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dolgasrochnyy_tvorcheskiy_proekt_mir_kamnya.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Октябрьский детский сад №7»
Долгосрочный творческий проект
«Загадочный мир камня»
Разработала: воспитатель Довбенко М.Л.
Вид проекта: групповой, информационно-познавательно-исследовательский. Форма презентации: оформление мини-музея камня, экскурсия в музей (проводят дети подготовительной группы)
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Сроки и место проведения проекта: сентябрь 2018 –апрель 2019г., МДОУ «Октябрьский детский сад №7»
Участники проекта: Дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатель группы.
Актуальность проекта. Еще в дошкольном детстве ребенок должен научиться ориентироваться в природе, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения живой и неживой природы, экосистемы региона, страны в целом. А давайте мы внимательно посмотрим под ноги, поднимем и рассмотрим одно из загадок природы – камень.
Мало кто задумывался о том, что земля состоит только из двух компонентов, камня и воды. С древних времен известна связь человека с природой и с камнем. Камни и минералы- это удивительные дары природы .Люди с большим уважением относились к загадочным и таинственным силам камней. Знакомство детей с полезными ископаемыми Ульяновской области, добываемыми в карьерах города Новоульяновска , просто камнями, найденными на берегу нашей реки Волги, способствует расширению кругозора детей, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, знакомству с профессиями людей.
Приобщение детей к экспериментальной, исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса к природным богатствам. Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе проектной деятельности. Самое лучшее открытие то, которое ребенок сделал сам.
Цель проекта: создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников, для формирования целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента, итог- создание мини-музея «Загадочный мир камня».
Задачи проекта:
Формировать навыки исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира;
Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены изделия из камня, обследовать камни, называть их свойства и особенности, классифицировать камни по их отличительным признакам.
Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытнической деятельности с ними.
Обогащать словарный запас дошкольников, активизировать мыслительные способности.
Формировать нравственно-патриотические чувства к родному краю, гордость за культурно-историческое наследие.
Развивать любознательность, интерес и бережное отношение к разнообразным природным ресурсам.
Сформировать у дошкольников представления о музее.
Разработать и апробировать новую форму взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.
Направления деятельности мини-музея:
Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования мини-
музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе.
Экспозиционное. Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то
или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.
Экскурсионное. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).
В процессе создания мини-музея всю работу разделила на этапы:
1. Подготовительный. В начале работы (дети, родители, воспитатели) определяли название мини-музея, разрабатывали его содержание, выбирали место для размещения.
2. Практический. Сбор и расположение экспонатов на полках мини – музея. Экспонат – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Я учу, бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. А любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие – понимание - осмысливание -закрепление - применение.
3. Третий этап, когда мини – музей уже будет готов.
Содержание третьего этапа
Раздел программы | Вид деятельности |
Игровая деятельность | Дидактические игры: игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики рук: «Подбери такой же камень», «Узнай на ощупь», «Мозаика из камней», «Каменный лабиринт», «Выложи камешки по шаблону» сюжетно – ролевые игры «Мы -геологи», «В пещере горного короля», «В ювелирной мастерской», «Мы- шахтеры»), игры – викторины и игры – конкурсы («Угадай экспонат музея по картинке и расскажи о нём», «Я - экскурсовод») Настольно-печатные игры: «Что из чего сделано», «Шашки», «Полезные ископаемые», «Подбери камешек» (закрепить названия природных и искусственных камней). Сюжетно-ролевые игры: «Мы -геологи», «В пещере горного короля», «В ювелирной мастерской», « Мы- шахтеры». Строительные игры: «Добыча полезных ископаемых». Подвижные игры: «Камень-бери», «Мы- скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень». |
Познавательное развитие | цикл тематических занятий по темам: «Знакомство с камешками, углем и мелом», «В мире камня», «Как происходит извержение вулкана?», "Жемчуг ««Камни и свойство камней», «Удивительное в камне», «Эти загадочные камни!», «Путешествие в мир камней», «Волшебница соль», «Чудо соль», «Знакомство с горными породами», «Янтарь - солнечный камень». беседы («Подземная кладовая», «Драгоценные камни», «Нужен ли камень человеку?» «Что мы знаем о камнях» и.д.), Беседы о профессиях «Геолог», «Профессия-ювелир» и.д. Мини-викторины «Знатоки Урала». |
Исследовательская деятельность | Опыты с камнями: Соль (вырастили кристаллы соли, соленая вода не дает утонуть предмету), Вода и камень (как вода разрушает камни), Самый тяжелый и легкий (сравнение камней по весу), Есть ли в камне воздух? Каким камнем лучше всего рисовать на асфальте (мел, уголь, графит)? ,“Почему говорят- крепкий, как камень», «Что внутри горы?» Экспериментальная деятельность: Каким камнем лучше всего рисовать на асфальте (мел, уголь, графит)?. |
Речевое развитие | Чтение- Н.И.Сладков «Сушёные камни», «Похлебка из камней»-итальянская сказка; «Медведь-камень»-японская сказка, Е.Каретникова «Русалкин камень»,А.Агафонова «Сказка о гноме и камне-радуге» и.др. Заучивание детских стихотворений о камнях, авторы-В.Кулаев, Е.Шендрик, А.Орлова, С.Островский. Знакомство с творчеством и биографией П. П Бажова. Составление детьми творческих рассказов «Хорошо – плохо»-свойства камня, «Если б я стал камнем». «Угадай какой я камень нашел?» -составление мини-рассказа описания найденного камня. |
Продуктивная деятельность | Занятия по художественно-эстетическому развитию, рисование: «Волшебные превращение камней» (рисование по замыслу), рисование камешком на песке, рисование сюжета на камне, рисование песком, солью, мелками на асфальте, простыми карандашами. Конструирование: сооружение построек и поделок из камней: «Дворец из камня», «Каменные замки», «Домик Наф-Нафа». Изготовление макетов: «Вулканы и горы», «Камни которые пишут», «Камни, рожденные морем», «Драгоценные камни», «Аммониты», «Симбирциты».
|
Работа с родителями | Консультации: «Патриотическое воспитание дошкольников на основе творчества П.П. Бажова», «В музей вместе с ребенком», «Мини-музей в детском саду», рекомендация для родителей Выставка совместных работ родителей и детей из камня: «Каменные шедевры». |
Работа с педагогом | консультации: «Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями», «Мини музей в ДОУ». Оформление в группе мини-музея «Загадочный мир камней» (активная помощь родителей) Показ – презентации о проделанной поэтапной работе, подведение результатов. |
Ожидаемый результат: У детей сформированы представления о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, знания о пользе камней в природе и жизни человека. Имеют представления о том, как добывают камни и как их используют, какими полезными ископаемыми богата Россия, Южный Урал.
Проявляют познавательные способности: демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Воплощают идеи в творческой деятельности.
Использование результатов: Результатом этого проекта стало приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру, новых знаний, что позволило сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный творческий проект «Как рождается книга» в подготовительной группе компенсирующей направленности
Паспорт проектаВид проекта: долгосрочный, образовательный, групповой.Участники: дети старшего, подготовительного дошкольного возраста, педагоги, родители.Срок реализации: 1- год.Место проведения: ЛГ М...
Долгосрочный творческий проект : " Мальчики, девочки- модники и модницы"
Для создания условий для благоприятного протекания процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста....
Долгосрочный творческий проект «Муха-цокотуха»
Музыкальный спектакль по одноименной сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха» помогает успешного развивать знания, умения и навыки по музыкально-театральному мастерству и,производит работу над выр...
Долгосрочный творческий проект на тему: "Моя малая Родина"
Цель данного проекта: систематизация знаний детей о родном городе, его прошлом и настоящем. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, ...
Детско-родительский творческий проект «Коллекция камней»
Детско-родительский творческий проект «Коллекция камней»...
Презентация детско-родительского творческого проекта «Коллекция камней»
Презентация детско-родительского творческого проекта «Коллекция камней»...
Творческий проект "Драгоценные камни слова"
Проект направлен на ценность и своебразие Художественного слова литературных произведенийю...