Статья на тему " Социальная адаптация дошкольников"
методическая разработка (средняя группа)

Cтабровская Янна Юрьевна

Социальная адаптация дошкольников в условиях дошкольного учереждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_doshkolnikov_s_sotsiumom.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – постепенно отодвигаются на задний план. Фактически наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба; ослабление воспитательной функции семьи.

В такой ситуации особенно важно помнить, что образование – это неразрывное единство воспитания и обучения. На современном этапе задача всех образовательных учреждений – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и воспитание духовной личности, т.к. от ее интеллектуального, нравственного, культурного уровня развития во многом зависит будущее общества. Решение проблемы духовно-нравственных ценностей, в сущности, является социальным заказом общества. И первой ступенью в механизме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения являются дошкольные образовательные учреждения.

В современной педагогической практике прослеживается устойчивая тенденция к усилению личностного подхода в воспитании. Личностно-ориентированный подход характерен для деятельности нашего ДОУ: каждый ребенок рассматривается как неповторимая личность; задачей воспитания является создание условий для роста личностного саморазвития и, прежде всего, роста духовно-нравственного. (1)

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Именно поэтому коллектив ДОУ  внедряет в практику деятельности детского сада новые методы и приемы, направленные на формирование, в растущем человеке, начала духовности. (“Я –петербуржецец”                         “Этноэтикет в воспитании дошкольника” Р.Х.Гасанова).

 ДОУ осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

   Формирование представления об истории края, жизни и культуре родного народа, воспитывая при этом патриотические чувства.

    Воспитание этно-этических традиций, норм, правил поведения, формирование культуры общения с взрослыми и сверстниками.

    Формирование экологической культуры дошкольника.

    Развитие у детей основ правого сознания.

    Расширение форм участия в деятельности дошкольного учреждения, учреждений культуры, общественных самодеятельных организаций, средств массовой информации, других социальных институтов.

Именно на особенностях организации работы с социумом  остановим ваше внимание. Ведь всем известно, что хоть детский сад и является “островком детства”, но он не может существовать изолированно от города и страны в целом. Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. И именно здесь сходятся воедино задачи общества, ДОУ и семьи, заинтересованность в воспитании духовно-нравственной личности.

 Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из важных направлений педагогической деятельности . На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения – родственные, дружественные, профессионально-трудовые и пр. поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение.

В настоящее время педагоги стремятся переосмыслить накопленный опыт, адаптировать его к современным условиям, дополнить новым содержанием.  Разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом ближайшего окружения.

Содержание работы поо знакомлению  детей с объектами социальной сферы  (приложение 1)

Определенность объектов ознакомления помогает при составлении календарно-тематического плана, сетки занятий, организации прогулок и экскурсий.  

Педагогам , учитывая возрастные особенности развития дошкольников, рекомендуется  максимально использовать наглядные, практические, игровые методы, опираясь на жизненный опыт ребенка, его знания и представления об окружающем мире.

Знакомство с микрорайоном, родным городом начинается с детского сада, который является частью их социальной инфраструктуры. Сад – чрезвычайно важный этап в ознакомлении детей 3-4 года( средняя группа) жизни с социумом. Поэтому работа педагогов направлена на систематическое и целенаправленное обучение младших дошкольников: наблюдать, запоминать, ориентироваться в пространстве, тем самым, способствуя обогащению опыта восприятия и познания окружающего мира.  Важно проводить экскурсии по детскому саду, целевые посещения музыкального зала, кухни, медблока  и т. д.  Ведь проходя по коридору, невозможно рассмотреть картину на стене. В музыкальном зале нужно заниматься – слушать музыку, учиться петь и танцевать, а не рассматривать помещение и его особенности. А сколько интересных и необыкновенных для ребенка вещей можно увидеть в кабинете заведующей или методиста! Кроме познавательной ценности у таких экскурсий есть еще одно – экскурсии способствуют более легкой и быстрой адаптации детей. Уже знакомые предметы, помещения, люди, работающие в детском саду, больше не пугают малыша, они становятся близкими и понятными ему.

Основными задачами ознакомления детей младшего и среднего дошкольного возраста с ближайшим окружением представляются следующие:

    освоение дошкольниками предметного мира:

    обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи;

    формирование навыков поведения в детском саду, на участке, во время прогулок по ближайшим улицам, а также навыков общения со сверстниками, родителями, сотрудниками детского сада;

    воспитание у детей уважительного отношения к труду взрослых, знакомство с профессиями, понимание назначения атрибутов профессиональной деятельности.

Начиная со старшей группы, воспитатели знакомят детей с объектами, находящимися вне территории детского сада. Прежде всего, проводятся целевые прогулки на ближайшие улицы Итальянская, Инженерная, Малая садовая,Канал Грибоедова,Невский проспект,Михайловский сквер, Манежная площадь  во время которых ребята усваивают нормы поведения на улице, закрепляют свои знания о городском транспорте, правилах дорожного движения, рассматривают корпуса домов, здания магазинов, кинотеатров,  филармонии, гостиницы ,музеев, театров, храмов. Все это возможно благодаря расположению ДОУ, ведь наш сад расположен в историческом центре нашего города. В микрорайоне нет промышленных предприятий, есть учереждения образования (ДТЮ, д/сады, гимназия,  колледж, школа рисования, зимний стадион), здравоохранения(                                                                           ), культуры( музеи, кинотеатры, филармонии,   и т.д ), пожарная часть, отделение Сбербанка, гостиница, храмы, магазины, парковка, дом радио.                                            

Наш сад работает в тесном сотрудничестве с ГРМ . Использование в практике работы с дошкольниками элементов музейной педагогики заключает в себе не только образовательное значение, но и воспитательное. Занятия, организованные на базе  музея помогают педагогам расширять представления дошкольников об окружающем мире, учат любить родину, формируют умение выполнять элементарные исследовательские действия.

Хорошим начинанием является открытие мини-музеев на базе групп  детского сада. Экспонаты музея помогают развивать интеллект дошкольников и привлекать к сотрудничеству родителей. “Знать предмет – значит действовать с ним” Ж.Пиаже. В этой работе осуществляется тесное  взаимодействие “ребенок- педагог- родитель” в группах появляются мини-музеи “Стражи нашего города”, “                    ”, “                                      ” ( фото).

Процесс создания экспонатов очень кропотливый и длительный. Построение музейной экспозиции требует соблюдения принципов предметности (подлинности), принципа научности, коммуникативно-информационного принципа. Организация работы с дошкольниками с использованием элементов музейной педагогике требует большой подготовки от воспитателей: это и изучение научной литературы, обращение к историческим фактам, рассматривание огромного количества фотографий и рисунков, сопоставление исторических фактов, изучение мировой культуры, краеведения.

Результатом всей работы можно считать то, что практически каждый ребенок может выступить в роли экскурсовода и рассказать много интересного гостям, посетителям мини-музея.

Непосредственная близость с гимназией, например, позволяет совершать непродолжительные экскурсии, совместные мероприятия  с детьми начальной школы.

Есть такие объекты, которые находятся в другом районе города, тогда составляется маршрут выходного дня и педагоги рекомендуют  родителям   ознакомить детей с достопримечательностями города. Например, детям запомнилась поездка в Центр Детского Творчества, Драмтеатр им. А.Мубарякова, детский театр “Сулпан”, экскурсии по городу (церковь “Отрада и Утешение”, мечеть “Таква”) и другое (приложение 3).

В ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с социумом города на первый план выходят следующие задачи:

     знакомство с основными историческими сведениями и современной жизнью города, с его достопримечательностями;

    воспитание бережного отношения к памятникам природы, истории и культуры;

    подготовке к школе, воспитание желания учиться, создание положительного образа школы;

    социализация ребенка дошкольника, включающая формирование у него умения вести себя в общественных местах, общаться с взрослыми и сверстниками.

В подготовительной группе центральным объектом ознакомления с социумом города становится школа. Как правило, 95 % выпускников ДОУ поступают в гимназию, поэтому детский сад стремиться поддерживать преемственность в работе , проводя совместные мероприятия, целевые посещения, экскурсии .

Большую поддержку при ознакомлении дошкольников с социумом оказывают детскому саду родители. Их помощь в организации экскурсий намного упрощает процесс ознакомления с профессией( музейный работник, продавец, пожарный, банковский работник, служащий).  Иногда проведение экскурсий, прогулок становится проблематично из-за финансовой стороны, или же отдаленности объектов . Поэтому родители с пониманием относятся к заданиям воспитателей сходить в выходные дни в парк, посетить приехавший зоопарк, музей  и т.д. такая взаимосвязь с родителями помогает осуществлению полноценного образовательно-воспитательного процесса.

Так же воспитанники  в рамках военно- патриотического воспитания посещают  музей Блокады, знакомятся в Русском музее с картинами военной тматики, возлагают цветы к мемориальным доскам ("                                                                  ", "                                                           ")знакомятся с Домом Радио - изучая блокадное  прошлое  города, посещают тематические выставки, реконструкции связанные с военной историей города.

 При помощи родителей дети становятся уастниками парадов, праздников и памятных мероприятий, знакомятся  с участниками военных событий ( ветеранами)  . Под руководством воспитателей принимают участие в выставках(в очной и заочной форме) и мероприятиях проводимых в нашем городе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему «Использование коммуникативных игр в социальной адаптации дошкольников»

Многие ро      Родители желают, чтобы их ребенок рос  любознательным, общительным и контактным. Как помочь детям выйти в современный мир, такой сложный, динамичный? Как н...

Современные дошкольники: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации» «Игра как средство социальной адаптации дошкольника»

. В детских дошкольных учреждениях ведущая деятельность дошкольников - игра, которая из хаотичной и поверхностной под воздействием специалистов переходит в планомерную и углублённую....

Статья на тему: «Социально-коммуникативное развитие детей младшей группы в условиях адаптации к ДОУ».

Статья на тему: «Социально-коммуникативное развитие детей младшей группы в условиях адаптации к ДОУ»....

Консультация на тему: "Социальная адаптация дошкольников в окружающем мире."

Консультация на тему: "Социальная адаптация дошкольников в окружающем мире."...

Статья на тему: «Социально-личностная и педагогическая готовность старших дошкольников к школе»

В статье идет речь об игровой деятельности детей как ведущей деятельности только в случае её полноценного развития. Качества, определяющие успешность обучения ребенка в школе развиваются в игровой дея...

Статья на тему "Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников с заиканием: теоретический аспект"

В статье обозначена необходимость социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. ...