Мастер – класс на тему «Использование коммуникативных игр в социальной адаптации дошкольников»
материал на тему
Многие ро Родители желают, чтобы их ребенок рос любознательным, общительным и контактным. Как помочь детям выйти в современный мир, такой сложный, динамичный? Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого? Как научить их общаться друг с другом? Секрет успешного общения – в развитии коммуникативных способностей детей в дошкольном возрасте. В своей работе с детьми используем коммуникативные игры, которые оказывают практическую помощь детям в социальной адаптации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г.ШАРЫПОВО
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по социально – личностному направлению развития детей»
Мастер – класс на тему
«Использование коммуникативных игр в социальной адаптации дошкольников»
Катасонова Ольга Викторовна, воспитатель
Десятникова Татьяна Васильевна, воспитатель
Шарыпово, 2015
Проводится игра «Давайте поздороваемся» (за руку, плечами, спиной).
Цель мастер – класса: представление опыта работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников посредством игры.
Задачи:
- познакомить участников мастер – класса с играми коммуникативного характера, способствующих более успешной адаптации дошкольников;
- повысить уровень профессиональной компетентности участников мастер – класса по формированию коммуникативных навыков посредством игр и упражнений;
- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование коммуникативных игр в совместной деятельности с дошкольниками.
Актуальность: по прогнозам ученых, 3-е тысячетилетие, на пороге, которого стоит человечество, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить решения в любых жизненных ситуациях. (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).
Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка, когда закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.
Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.
В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. 21 век – век современных технологий: появились компьютеры, ноутбуки и т.п. И дети вместо того чтобы играть со сверстниками, все больше времени проводят за компьютерными играми. Хорошо если это развивающие игры, но мы взрослые знаем, как затягивают детей игры, где стреляют, убивают, проще сказать связанные с насилием. Такие игры отрицательно влияют на эмоциональный фон ребенка. И в результате в последнее время часто приходится наблюдать, что дети, не все, конечно, не умеют играть друг с другом. Все чаще можно видеть детскую агрессивность, конфликтность, отсутствие сопереживания к партнерам по общению. На практике мы с напарницей тоже столкнулись с данной проблемой.
С октября мы работаем на логопедической группе, куда пришли ребята с других групп, дети с речевыми нарушениями, замкнутые, застенчивые, нерешительные, не идущие на контакт. Во многом это связано с низким уровнем развития коммуникативных навыков.
Поэтому, считаем, что проблема общения и взаимодействия личностей – одна из ведущих и очень важных.
Многие родители желают, чтобы их ребенок рос любознательным, общительным и контактным. Как помочь детям выйти в современный мир, такой сложный, динамичный? Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого? Как научить их общаться друг с другом?
Секрет успешного общения – в развитии коммуникативных способностей детей в дошкольном возрасте. А поможет в этом, конечно же, игра. Во – первых, игра – ведущая деятельность дошкольника. Во – вторых, коммуникативные игры – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся на равных, стараются учитывать интересы и способности друг друга. В третьих - можно искусственно создать жизненную ситуацию, решить проблемы, возникающие в общении между детьми.
В своей работе с детьми используем коммуникативные игры, которые оказывают практическую помощь детям в социальной адаптации. Игры способствуют:
- созданию позитивного отношения к собственному телу и развивают способность управлять им;
- развитию умения понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;
- развитию эмоциональной сферы и психических процессов;
- развитию невербального воображения, образного мышления;
-формированию доверительных отношений к друг другу;
- формированию речевого аппарата.
Детское переживание радости вместе со сверстниками в дальнейшем превращаются в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей.
Подобранные и адаптированные игры условно разделили на четыре блока:
- игры и упражнения на развитие умения сотрудничать и действовать сообща;
- игры и упражнения на развитие доверительных отношений;
- игры и упражнения на развитие умения активно слушать;
- игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию.
1. Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать и действовать сообща:
- «Горная тропинка»;
- «Цифровая биржа».
2. Игры и упражнения на развитие доверительных отношений
- «Щепка на реке»;
- «Ласковый мелок»
3. Игры и упражнения на развитие умения активно слушать:
- «Собери чемодан» (для поездки на море);
- «Слово в слово».
4. Игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию:
- «Я бросаю тебе мяч»;
- «Путешествие Буратино» или «Вовка в тридевятом царстве»
Вывод: таким образом, игры вносят огромный вклад в развитие личности ребенка, в его успешной адаптации во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Поэтому, играйте вместе с детьми.
1 блок - Игры на развитие умения сотрудничать и действовать сообща
Игра «Горная тропинка»
Оснащение: веревка или имитируемая тропинка шириной 20см.
Детям предлагается послушать басню С. Маршака «Два барана» (Приложение1) и ответить на вопросы:
- Как вы думаете, почему произошло несчастье с баранами?
- Какие качества погубили баранов?
- Подумайте и скажите, был ли выход из создавшейся ситуации?
А как следовало бы поступить, мы сейчас узнаем и проиграем.
Выигрывает пара, которая, по мнению большинства наиболее удачно преодолеет препятствие. Учитывается и оценивается активность партнеров, степень внимания к друг другу, взаимопомощь, а также время выполнения задания.
Игра «Цифровая биржа»
Для игры нужно 10 человек. Каждому из них выдают по несколько бумажных листков (оптимальный вариант-10). Участники проставляют на них цифры по порядку. Нужно собрать листки с одинаковыми цифрами. Кто справится первым — победил.
В данной игре дети учатся общаться, договариваясь об обмене цифрами. Главная загвоздка в том, что бывают случаи, когда несколько участников начинают собирать одинаковые цифры.
Существует масса вариантов данной игры. Например, можно собирать наименование продуктов. Ведущий называет по очереди один вид продукта. К примеру, овощи, фрукты, молочные продукты. А участники пишут на листках свой вариант. Победитель должен собрать коллекцию из продуктов одного вида. Можно подобрать и другие темы, ориентируясь на возраст детей, их желаний.
2блок - Игры на развитие доверительных отношений к друг другу
Игра «Щепка на реке»
Игроки должны выстроиться в два ряда лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. Это будут «берега реки». Один из участников начинает движение между «берегов» с закрытыми глазами. Это «щепка». Дети, стоящие в рядах, должны прикосновениями помогать этому игроку двигаться. В конце «щепка» становится элементом «берега» и следующий игрок начинает движение.
Эта игра способствует развитию доверительных отношений в группе.
Игра «Ласковый мелок»
Цель: игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений, доверительных отношений.
Описание игры: Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. Похоже? «А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком? И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь, сейчас белка или лиса нарисует солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь, я нарисую еще что-нибудь?».
После окончания игры взрослый нежными движениями руки стирает все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.
3 блок - Игры и упражнения на развитие умения активно слушать
Игра «Собери чемодан»
Участники садятся на пол или на стулья, образую круг.
Вос – ль: Представьте себе, что мы собираемся в путешествие. Нам нужно всем вместе собрать чемодан. Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый путешественник называет предмет, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой предмет. Третий припоминает, что взял первый, второй путешественник и добавляет свой предмет и так далее.
Условие: повторяться нельзя.
Игра «Слово в слово»
4 блок – Игры на развитие умения перерабатывать информацию
Игра «Я бросаю тебе мяч»
Описание игры: Дети стоят в кругу и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того участника, кому хотят бросить. При этом ребенок, бросающий мяч, говорит: «Я бросаю тебе конфету (цветок, яблоко и т.д.) Ребенок, получивший мяч, должен ответить, сделав какой – либо вывод, например: «Спасибо, ты знаешь, я люблю сладкое».
Игра «Путешествие Буратино» или «Вовка в тридевятом царстве»
Вос – ль: К нам в гости пришел Буратино. Он побывал во многих детских садах. Послушайте Буратино и постарайтесь отгадать в каких комнатах детского сада он побывал и когда (зимой, летом, утром или вечером) это было.
Например:
- зашел Буратино в комнату, где дети:
- засучивают рукава, намыливают руки, вытираются полотенцем;
- маршируют, приседают, проползают под дугами, бегают;
- пляшут, поют, кружатся, слушают музыку;
- успокаиваются, отдыхают, спят.
Ребенок, который первым отгадал и дал верный ответ, получает фишку. Выигрывает тот, кто больше всех набрал фишек.
Приложение1
Стихотворение С. Михалкова «Два барана»
По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом,
И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоем нельзя пройти -
Ты стоишь мне на пути».
Черный брат ответил:
«Ме-е, Ты в своем, баран, уме-е?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги!»
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами...
Как рогами ни крути,
А вдвоем нельзя пройти.
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс на тему «Использование коммуникативных игр в социальной адаптации дошкольников».
мастер - класс для педагогов...
Мастер-класс на тему: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»
Мастер-класс на тему:«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»...
Использование коммуникативных игр в социальной адаптации дошкольников.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное...
Конспект мастер-класса на тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Материал предназначен для воспитателей ДОУ, для родителей....
Мастер-класс на тему: "Использование приемов ТРИЗ в развитии речи дошкольников". (Распространение педагогического опыта).
Ознакомление педагогов с использованием приемов ТРИЗ в развитиии речи дошкольников....
МАСТЕР КЛАСС ПО ТЕМЕ: «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками»
Цель мастер – класса:Распространение имеющегося опыта использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.Задачи:- конкретизировать представления педагогов о п...
Использование коммуникативных игр в социальной адаптации дошкольников.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное...