Музыкотерапия как коррекционно-профилактическое средство
методическая разработка
Все болезни идут из детства», социального окружения, поэтому особо актуальной становится проблема сохранения психологического здоровья дошкольников и создания психологически комфортных условий в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyikaterapiya.doc | 82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Музыкотерапия как коррекционно-профилактическое средство»
Практика работы воспитателей и педагогов-психологов дошкольных учреждений свидетельствует о том, что за последние годы резко возросло число детей с дефектами речи, недостатками внимания, памяти, повышенной отвлекаемостью, умственной утомляемостью, агрессивностью, повышенной тревожностью и возбудимостью, имеющими различные соматические симптомы. Среди симптомов отмечаются различные нарушения сна, головные боли, возбудимость, метеозависимость, энурез. У многих из таких детей обнаруживаются нарушения социальной адаптации. Спектр указанных нарушений довольно широк и разнообразен, "набор дефектов" у каждого отдельно взятого ребенка индивидуален, но, как правило, большинство из них имеют психогенную основу. По данным статистики, почти у 50 % -60 % детей детских садов и школ города имеются нарушения психологического здоровья.
«Все болезни идут из детства», социального окружения, поэтому особо актуальной становится проблема сохранения психологического здоровья дошкольников и создания психологически комфортных условий в ДОУ. В рамках решения данной проблемы была разработана программа групповой рецептивной музыкотерапии, где слушатель получает музыкотерапевтический сеанс по определенной технологии, не участвуя в нём активно.
В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкой указываются: катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния); облегчение осознания собственных переживаний; конфронтация с жизненными проблемами; повышение социальной активности; приобретение новых средств эмоциональной экспрессии; облегчение формирования новых отношений и установок.
Музыкотерапия, включенная в воспитательно-образовательный процесс, призвана решать задачи нормализации психоэмоционального состояния, обеспечивать выход ребенка из отрицательных переживаний, наполнять его положительными эмоциями, реконструировать его эмоциональную сферу.
Пояснительная записка.
Традиционными методами коррекции психических и психосоматических нарушений не всегда удается достигнуть желаемого эффекта, многие из них имеют противопоказания, возрастные ограничения.
Уникальность музыкотерапии состоит в том, что она относится к комплексным средствам эмоционального и психосенсорного воздействия на ребенка, не имеет противопоказаний и применима ко всем независимо от возраста, здоровья или музыкальных способностей.
Целью программы является профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья воспитанников.
Задачи программы:
- Регуляция психоэмоционального состояния детей;
- Регуляция физиологических функций организма;
- Снятие тревожности и психоэмоционального напряжения;
- Профилактика и коррекция агрессивности;
- Поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения;
- Формирование чувства психологической защищенности.
Методические рекомендации к проведению музыкотерапии.
Музыкотерапия осуществляется педагогом под руководством психолога по результатам диагностики и наблюдений. Психотерапевтическое воздействие оказывают специально подобранные музыкальные произведения различной направленности.
Прослушивание музыкальных произведений может быть включено как в специально-организованные занятия (изодеятельность, конструирование, развитие речи и ознакомление с окружающим, экологические программы), так и в различные режимные моменты воспитательно-образовательного процесса.
При проведении музыкотерапии необходимо подбирать музыкальные произведения, отличающиеся высоким качеством исполнения и звучания. Целесообразнее всего использовать магнитофонные записи с лазерных (компакт) дисков.
При подборе музыкальных произведений особое внимание уделялось выбору солистов (например, "Аве Мария" Ф. Шуберта в исполнении И. Архиповой и т. д.).
Магнитофон следует размещать на расстоянии около 1 м от детей. При проведении целенаправленных сеансов музыкотерапии рекомендуемый уровень громкости динамика не должен превышать уровень громкости средней разговорной речи. Во время сна, а также во время приема пищи, музыку включают на минимальную громкость (фоновое воспроизведение).
Длительность одного целенаправленного сеанса музыкотерапии может варьироваться от 5 до 20 мин. Для детей младшего дошкольного возраста это, как правило, 5-15 минут, старшего дошкольного возраста – 15-20 минут. В день не следует проводить более трех сеансов (обычно ограничиваются одним-двумя).
При включении музыкотерапии в специально-организованную деятельность детей время прослушивания музыкального произведения составляет:
- для детей младшего дошкольного возраста до 10 минут;
- для детей старшего дошкольного возраста до 20 минут.
В тихий час и во время приема пищи используется фоновое воспроизведение музыкальных произведений, время воспроизведения совпадает с длительностью режимного момента.
Прослушивать одно музыкальное произведение в рамках подобранной музыкальной программы рекомендуется в течение 7-10 дней, затем в рамках того же типа программы дети могут слушать другие ее фрагменты.
Очень важен правильный настрой детей и удобная поза при проведении сеансов музыкотерапии.
Программное содержание подбирается совместно психологом и воспитателем с учетом индивидуальных проблем каждой группы. Варианты мелотерапевтических программ представлены в таблице:
Направление воздействия | Музыкальные произведения | Организационная форма |
Профилактика утомляемости. | Григ «Утро». Чайковский «Времена года». Мусоргский «Картинки с выставки». | Специально-организованные сеансы. |
Снятие раздражения. | Чайковский «1-й концерт для фортепиано с оркестром». Бетховен «Лунная соната». Бах «Кантата № 2». Гайдн «Симфония». Бах «Итальянский концерт». | Специально-организованные сеансы. |
Снятие тревожности. | Шопен «Вальсы, прелюдии, мазурки». Штраус «Вальсы». Чайковский «Вальс цветов». Рубинштейн «Мелодия». Огинский «Полонез». Бах «Прелюдии и фуги для органа». Чайковский «Пятая симфония». Оркестровые произведения А.Скрябина. | Специально-организованные сеансы. |
Повышение пищеварительной активности. | Бетховен «Соната № 7». Чайковский «Вальс цветов». | Прием пищи. |
Физическая активность. | Равель «Болеро». Хачатурян «Танец с саблями». Г.Вольф "Путешествие пешком". К. Дебюсси симфонический эскиз "Море". О. Мессиана "Пробуждение птиц". Мусоргский увертюра "Рассвет на Москве-реке". Э. Григ "Утреннее настроение". Р. Штраус "Утро". Сонаты и концерты Вивальди. Серенады Шуберта. «Утро в лесу» (звуки природы). | Подъем детей после тихого часа. |
Успокаивающая музыка. | Григ «Пер Гюнт» (увертюра). Глюк «Мелодия». Моцарт «Ночная серенада». Бетховен «Пасторальная симфония». Брамс «Колыбельная». Шуберт «Аве Мария». Дебюсси «Свет луны». Вивальди «Скрипичные концерты». Бетховен "Симфония № 6", часть 2. Шопен «Ноктюрн соль-минор» Легкие, спокойные произведения Ф. Гойи. | Специально-организованные сеансы, перед тихим часом. |
Релаксация, саморегуляция. | «Звуки природы», «Дождь в соснах», «Звуки леса», «Океан», «Ростовские звоны», «Церковный хор». | Специально-организованные сеансы, занятия по экологическим программам, тихий час. |
Творческий импульс, развитие интелекта. | Произведения Моцарта. | Специально-организованные занятия по конструированию, изодеятельности и т.д. |
Снятие эмоционального напряжения, головной боли. | Моцарт "Дон Жуан". Лист "Венгерская рапсодия №1". Хачатурян "Сюита Маскарад". Огинский «Полонез». Бетховен «Фиделио». | Специально-организованные сеансы |
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения. | Чайковский "Шестая симфония", 3 часть. Бетховен "Увертюра Эдмонд". Паганини «Каприз № 24». | Специально-организованные сеансы, |
Профилактика агрессивности. | Бах "Итальянский концерт". Гайдн "Симфония". Бах «Концерт ре-минор» для скрипки, «Кантата № 21». Барток «Соната для фортепиано», «Квартет 5». Брукнер «Месса ля-минор». Произведения Шостаковича. | Специально-организованные сеансы. |
Повышения концентрации внимания, сосредоточенности. | Чайковский "Времена года". Дебюсси "Лунный свет". Мендельсон "Симфония № 5". | Перед и между специально-организованными занятиями. |
Расслабление. | Григ сюита «Пер Гюнт». Сибелиус «Грустный вальс». Шуман «Грезы». Пьесы Чайковского. | Тихий час. |
Эффективность применяемой методики отслеживается диагностическим блоком, который включает в себя следующие методики: социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе дошкольников, тест “Тревожности” (Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен) для дошкольников, тест «Комфортность» (Лисина Е.А., Борисова А.Ю.), проективная методика «Несуществующее животное».
Согласно диагностическим данным регулярное проведение музыкотерапии способствует улучшению психоэмоционального состояния детей, снятию тревожности, агрессивности, формированию чувства психологической защищенности, что представляет большое значение для нормализации психологического микроклимата.
Воспитатели отмечают улучшение сна, аппетита, самочувствия, активности, настроения детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей«Музыкотерапия как коррекционно-профилактическое средство»
Отличная консультация с указанием примеров музыкальных произведений, которые можно использовать в различных ситуациях...
Методические рекомендации "Музыкотерапия как коррекционно-профилактическое средство"
Методические рекомендации для педагогов...
1. Экспресс-маршрут для педагогов ДОУ "Коррекционно-профилактические технологии как средство психологического и физического оздоровления детей" (12.12.2018)
Экспресс-маршрут для педагогов ДОУ "Коррекционно-профилактические технологии как средство психологического и физического оздоровления детей"...
2. Презентация к экспресс-маршруту для педагогов ДОУ "Коррекционно-профилактические технологии как средство психологического и физического оздоровления детей" (12.12.2018)
Презентация к экспресс-маршруту для педагогов ДОУ "Коррекционно-профилактические технологии как средство психологического и физического оздоровления детей"...
Семинар-практикум для педагогов «Музыкотерапия как коррекционно-профилактическое средство»
Цель семинара-практикума — сохранение психического здоровья ребенка путем создания комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности.Задачи:1. Познакомить педагогов с одним из...
Музыкотерапия, как коррекционно-профилактическое средство
Подготовила : Гогенко С.В. Музыка успокаивает, музыка лечит, музыка поднимает настроение... Обучая детей музыке, мы укрепляем их здоровье.Наши далекие предки создавали му...
Коррекционно-профилактические технологии как средство психологического и физического оздоровления детей (13.12.2020)
6. Творческий отчет по итогам работы за 2018-2019 учебный год (13.12.2020)...