Картотека дидактических игр.
картотека (младшая группа)
Дидактические игры во 2 мл. группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по развитию речи 2 младшая группа.
1. «Что звучит»
Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных инструментов. Познакомить детей со звуками окружающего мира, учить их вычленять и узнавать их.
Содержание: Вариант №1. Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочерёдно и демонстрирует, как они звучат. Затем предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.
Вариант №2. Воспитатель показывает разные предметы и демонстрирует, как они звучат . Закрывает ширму и действует разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат эти звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по своему.
2. «Громко – тихо»
Цель: Учить - детей менять силу голоса: говорить то тихо, то громко. Воспитывать умение менять силу голоса.
Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов ( большая и маленькая машина, барабаны, дудочки, самолёты, и т.д.).
Содержание: Воспитатель оказывает 2 машины и говорит: " Когда едет большая машина, она сигналит громко, вот так "БИ,БИ", Повторите. А когда маленькая, то тихо "би-би". Педагог убирает машины и говорит: "будьте внимательны, как только поедет машина, будьте внимательны, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая тихо. Аналогично игра проводится с другими предметами.
3. «Лошадки цокают копытцами»
Цель: Развивать фонематический слух, развивать речевое внимание детей.
Оборудование: Картинки с изображением лошадки, слона, медведя, поросят, ёжика.
Содержание: воспитатель показывает картинки , дети произносят звуки, которые издают животные, когда идут или бегут. (Лошадки - цок, цок, цок. Слоны - бам, бам, бам. Медведь - топ-топ-топ. Поросята чух- чух -чух. Ёжих пых-пых-пых и т.д.
4. «Сдуй пёрышко»
Цель: Развивать фонематический слух, речевое дыхание. Активизация мышц губ.
Содержание: 1вариант Воспитатель предлагает ребёнку взять пёрышко , положить на ладошку и подуть на него так сильно, чтобы оно слетело с ладошки.
вариант Можно предложить подуть на маленький кусочек ваты, лежащий на столе на столе и воздухом загнать его в ворота(кубики) 2
5. «Шар лопнул»
Цель: Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация и дифференциация звуков с-ш.
Содержание: Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь - шар. Затем, повторяя за педагогом : "Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся", дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя: "Пузырь лопнул, воздух вышел", дети идут к центру, произнося : с-с-с (или ш-ш-ш).
6. «Вьюга».
Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.
Оборудование: Сюжетная картинка " Вьюга".
Содержание: Педагог показывает картину, на которой нарисована вьюга.
По сигналу воспитателя "Вьюга начинается" - тихо говорят: у-у-у-у; по сигналу "Сильная вьюга" громко говорят: у-у-у; по сигналу "Вьюга кончается" говорят тише.
7. «Назови ласково»
Цель: Расширение и активизация словарного запаса детей. Учить образовывать слова с суффиксами "чк-чн"
Содержание: Воспитатель показывает предметные картинки и предлагает произнести их ласково.
8.»Помоги найти маму»
Цель: Закрепить правильное произношение звуков. Упражнять в формировании грамматического строя речи.
Содержание: У всех детей предметные картинки с изображением детёнышей животных.
Воспитатель: "Кто у тебя нарисован, Коля?" (цыплёнок) "Кто у цыплёнка мама?" (курица) . Позови цыплёнок свою маму (пи-пи-пи) и т.д.
9. «Эхо»
Правило. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребенок повторяет его, но тихо.
Ход. Педагог громко говорит: «а-а-а», ребенок-эхо тихо отвечает: «а-а-а» и т. д. Можно использовать сочетание гласных звуков: «а-у, у-а, э-а» и т. д.
Игры на развитие грамматического строя речи.
10. «Чего не стало?»
Цель: Упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Материал: Пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и разного размера—длинная и короткая), лошадки, утята (любые игрушки), Гномик.
Ход игры: Перед детьми появляется Гномик с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки. Называют их. Выставляют на столе.
— Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Петрушка с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.
На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамидки, лошадки. Дети закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки. («Кого не стало?») Затем прячем ленточки, а на их место ставим пирамидки. («Чего не стало?») И т. д. Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?»
10. «Один – много»
Цель: Учить употреблять существительное единственного и множественного числа.
Оборудование: карточки с изображением предметов в единственном и множественном числе.
Ход: У детей карточки с изображением одного предмета и много предметов.
1. Задача детей назвать, что на картинке. Образец: У меня один кубик и много кубиков.
2. Изменить слова так, чтобы они обозначали много предметов. Образец: шар – шары, кубик – кубики.
3. Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет. Образец: деревья - дерево, утята- утенок.
11.«Чудесный мешочек»
Цель: В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения.
Оборудование: Непрозрачный мешок. Для малышей его рекомендуется сшить из ярких тканей (чтобы увеличить интерес к происходящему), а для более старших детей – из темной.
Предметы. Они должны соответствовать определенной теме (овощи, геометрические фигуры, животные, буквы или цифры) и иметь ярко выраженные различия формы.
Ход игры. Смысл игры очень прост: необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько.
Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные:
описать попавшийся предмет (цвет, размер, вкус, материал) или животное (что оно делает, где живет);рассказать, из какой сказки этот предмет или герой; описать его так, чтобы другие дети отгадали его;
назвать слова на данную букву;
Для совсем маленьких деток можно предложить таким образом выбрать игрушку, с которой он потом будет играть. Для этого им сначала показывают предметы, которые кладутся в мешочек, а потом каждый по очереди достает свой.
12. «Что где лежит».
Цели:
- закрепить знание о необходимости поддерживать порядок в группе;
- уточнить знания о расположении предметов в группе;
- закрепить представление о том, что содержание вещей в порядке помогает сохранить здоровье.
Оборудование: предметные картинки с изображением игрушек, посуды, одежды, обуви, книг, фотографии групповой мебели, игровых и других зон по видам детской деятельности.
Содержание игры.
Воспитатель рассматривает с детьми фотографии групповой мебели и зон по видам деятельности, уточняет их назначение. Раскладывает фотографии по столам, раздает детям предметные картинки и предлагает навести порядок - разложить предметы по местам.
13.«Помоги найти маму»
Цель: учить различать и называть животных и их детенышей, домашних птиц и их птенцов. Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Оборудование: картинки, изображающие животных и их детенышей, птиц и их птенцов
Ход: Попробуйте показать, например, маму — собаку и предложите выбрать из двух вариантов — щенок и гусенок, например, чья это мама и наоборот. Постепенно добавляйте все больше и больше животных.
У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица). Позови, цыпленок, свою маму (пи-пи-пи). Воспитатель имитирует кудахтанье курицы.
Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и т.д.
Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов), травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними. Побежали детки к своим мамам.
Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш или птенец произносит звуки и ставит картинку.
Со старшими детьми можно перевернуть все карточки другой стороной и предложить открывать по две карточки по очереди, кто составит первым больше пар животных и назовет их, тот и выиграл.
Оборудование: картинки, изображающие животных и их детенышей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...
Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС
Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС...

Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения для работы с дидактическим пособием «Макет дороги».
Картотека дидактических игр разработана для дидактического пособия по изучению правил дорожного движения (ПДД) «Макет дороги», она предназначена для детей старшего дошкольного возраста....