Консультация с элементами тренинга "Мы вместе!"
материал
Консультация с элементами тренинга для педагогов работающих с детьми с ОВЗ. Цель консультации психологическая подготовка педагогов к работе с детьми с ОВЗ, развитие толератного сознания и установки по отношению к детям с ОВЗ и их семьям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов с элементами тренинга "Мы вместе!" | 31.19 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд№1
Консультация с элементами тренинга «Мы вместе»
Слайд№2
Цель: психологическая подготовка педагогов к работе с детьми с ОВЗ, развитие толератного сознания и установки по отношению к детям с ОВЗ и их семьям.
Задачи:
- повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов;
- способствовать развитию чувства эмпатии к детям с ОВЗ и их семьям;
- повысить уровень знаний педагогов о психологических особенностях детей с ОВЗ, семей воспитывающих детей данной категории;
Материалы: мультимедийный проектор, два мольберта, магниты, два ватмана, маркеры,
Ход консультации
Организационный этап
Добрый день, коллеги! Сегодня мы с вами поговорим, об инклюзивном образовании, о личностной и профессиональной готовности педагога к взаимодействию с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей, а также мы с вами изучим психологические особенности данных детей и их семей.
Слайд№3
Правовые документы, которые вы видите на слайде, регламентируют деятельность педагога в образовательной организации.
Профстандарт педагога предпологает включение в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, прявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд №4
Часто возникает вопрос «кто считается ребенком с ограниченными возможностями здоровья». Ответ педагоги и специалисты находят в Законе об образовании (п.16 ст.2): «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья-физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Предлагаю начать нашу встречу с приветствия, но поприветствуем мы друг друга без слов.
- Упражнение «Приветствие без слов»
Каждый из участников должен поздороваться с группой, продемонстрировав какое-то невербальное приветствие. Это может быть как бесконтактное приветствие (помахать рукой, кивнуть головой, сделать реверанс), так и контактное (пожать руку, обнять). Остальные участники группы отвечают на приветствие так же, как с ними поздоровались (кивают в ответ, пожимают протянутую им руку и т. д.).
Основной этап
Слайд №5
Продолжая нашу встречу, хочется процитировать основателя гуманной педагогики Шалву Александровича Амонашвилли:
«Общение есть сердце педагогического процесса.
Но сердце может быть здоровым или нездоровым,
Добрым или злым, великодушным или эгоистичным,
Прекрасным или безобразным. А повелевает сердцем педагог»
Вопросы
1. Коллеги, скажите, как вы понимаете данную цитату?
2. Как вы считаете, каким главным личностным и профессиональным качеством должен обладать педагог, работающий с особым ребенком?
3. А сейчас постарайтесь дать более точное определение толерантности.
Обсуждение
Слайд №6
Подводим итог, что педагог должен быть толерантным.
Чтобы реализовывать образовательную деятельность педагогу нужно быть толерантным, готовым принимать разных детей, вне зависимости от их возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
Толерантный педагог спокойно реагирует на внешний вид, качество личности, особенности в поведении ребенка, которые у других людей могут вызывать раздражение. Он проявляет выдержку, терпение, не обвиняет ребенка или его родителей, пытается решить данную проблему, используя психолого-педагогические средства.
Слайд №7
Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ
Коллеги, скажите, какие знания нам помогают быть толерантными по отношению к особым детям и их семьям? Знание психологических особенностей таких детей.
Принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет свои этапы. В детский сад могут прийти родители, находящиеся на совершенно разных стадиях переживания. Перечислим основные стадии переживания ситуации в семье:
- Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника).
- Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет).
- Агрессия или пассивность (включатся эмоциональные реакции, злость). Родители задают вопрос сами себе, родственникам и специалистам «Почему это случилось с нами?». (Другой вариант — пассивность, бездействие).
- Торги (родители надеются на чудо, перебирают все возможные способы лечения, пытаются «выторговать» здоровье ребенка в обмен на добрые дела, пожертвования).
- Переживание и признание проблемы (стадия переживания горя). Ощущение пустоты и бессмысленности, чувство брошенности, сильное чувство вины и страх. (Это самый тяжелый период).
- Принятие и возрождение (болезнь ребенка воспринимается как часть жизни), родители принимают его. Позиция родителей: «признать — значит научиться с этим жить». (Возвращается ощущение внутренней опоры, человек начинает задумываться о будущем).
Понимание стадий переживания помогут вам рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения родителей, и общаться с ними без осуждения.
Для того, чтобы нам легче было понять и принять поведение особенных детей, мы должны разобратся, в чем причины такого поведения. Я вам предлагаю просмотреть следующий видеоролик.
Слайд №8
Включается видеоролик «Голос Карли: прорыв сквозь аутизм»
Карли это ребенок, которому поставили диагноз невербальный аутизм и умственную отсталость, никто в этом и не сомневался, пока не произошел следующий случай. Карли было 11 лет, проходила обычная терапия, но вдруг Карли села за компьютер и начала что-то печатать, она напечатала слово «боль», затем «помогите». Все были шокированы и не могли поверить в то, что Карли может сформулировать свою мысль. Затем вместе со своим отцом Карли написала книгу «Голос Карли: прорыв сквозь аутизм», в этой книге она раскрыла свой внутренний мир, объясняла причины своего необычного поведения. Оказывается, все 11 лет Карли прекрасно понимала, что происходит вокруг, понимала каждое слово, то есть ментально была здорова.
Вопросы
- Почему ребенку с аутизмом сложно смотреть в лицо?
Карли безумно сложно смотреть в лицо, когда она смотрит на лицо, ей кажется, что она делает 1000 фотографий.
- Как вы считаете, почему ребенок с аутизмом закрывает глаза и уши, начинает раскачиватся и кричать?
У нее обострены все виды чувств, в помещении она слышет каждый шорох, её взгляд улавливает каждое движение, для того чтобы справится со всем сплошным потоком информации, она закрывает глаза, уши и начинает раскачиваться. Крик помогает ей заглушить все, что она слышит. Она бьёт голов об пол потому, что ей кажется, что её голова горит, трясёт руками из-за ощущения, что по рукам передвигаются десятки тысяч муравьёв.
Уважаемые педагоги, вы должны понимать, что перечисленные признаки подходят не ко всем формам аутизма.
Я надеюсь, что история Карли поможет нам понять насколько важно таким особенным детям наше бережное отношение, милосердие, наше понимание, принятие их такими какие они есть.
Упражнение «Котенок»
Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его.
В конце упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.
Слайд №9
Упражнение «Мать инвалида».
Выбирается участник для роли матери ребенка-инвалида. При помощи лент ведущий демонстрирует то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ (см. таблицу). Группа участвует, отвечая на вопросы.
Часть тела (завязываются лентами) | Символическое значение |
Глаза | Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким, какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть на виду» |
Рот | Родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем, рассказывать о своих трудностях и потребностях |
Уши | Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного мнения и осуждения |
Руки | Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребенка, человек «опускает руки» |
Сердце | Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа») |
Живот | Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут вполсилы», «дышат в полдыхания» |
Бедра | Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские отношения, формируются супружеские дисгармонии |
Ноги | Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает, не развивается |
Комментарии ведущего: в такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку, как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно детский сад — первая ступенька общества и образования, которая может показать семье, что они включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные сферы, водить детей в школы и активно включать в мир отношений.
Слайд №10
История о бегунах
Несколько лет назад на параолимпийских играх в Сиетле девять бегунов (с умственными и физическими нарушениями) выстроились в ряд на линии старта стометровки. Раздался сигнальный выстрел, и они рванули вперед — не скажешь, что очень стремительно, но с явной решимостью добежать до финиша и победить. Все, кроме одного парня, который, запнувшись, едва не упал. Шатаясь, он проковылял пару шагов и заплакал. Остальные восемь участников забега услышали его плач. Они замедлили бег, остановились, затем развернулись и пошли назад. Все до единого! Девушка с синдромом Дауна поцеловала беднягу и сказала: «Это тебя вылечит!» Потом все в девятером, взялись за руки и вместе дошли до финишной ленты. Десять минут весь стадион рукоплескал им стоя.
Эта история нам показывает насколько безкорыстны, добродушны, эти дети. Они способны на такие поступки, которые вызывают восхищение окружающих, на которые неспособны некоторые здоровые люди. Им тоже присуще чувства сопереживания, понимания, милосердия.
Заключительный этап
Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»
Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, чтобы уже найти приятелей по интересам. Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга — внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, работаем в одном детском саду и т. д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…». Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т. д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга. Сегодня мы все с вами похожи тем, что мы поставили перед собой цель, оказать помощь особенным детям и их семьям и поэтому мы вместе!
Слайд №11
Наша встреча подошла к концу, я предлагаю по желанию закончить фразы, которые вы видите на экране.
Фразы из рефлексивного экрана:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- мне захотелось…
На этом наша встреча завершается! Спасибо всем за участие!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: психологическая подготовка педагогов к работе с детьми с ОВЗ, развитие толерантного сознания и установки по отношению к детям с ОВЗ и их семьям. Задачи: повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов; способствовать развитию чувства эмпатии к детям с ОВЗ и их семьям; повысить уровень знаний педагогов о психологических особенностях детей с ОВЗ, семей воспитывающих детей данной категории.
Нормативно-правовая база Декларация прав ребенка ООН (1959); Конвенция ООН о правах ребенка (1989); Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (доп. 01.09.2016); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) (пункты 1.5,1.6; 2.11.1 ). Одна из задач ФГОС дошкольного образования заключается в обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (ФГОС ДО.П. 1.6). ПРОФСТАНДАРТ ПЕДАГОГА: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (от «18» октября 2013 г. № 544н): педагог, учитель, воспитатель.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
«Общение есть сердце педагогического процесса. Но сердце может быть здоровым или нездоровым, Добрым или злым, великодушным или эгоистичным, Прекрасным или безобразным . А повелевает сердцем педагог » Ш.А. Амонашвилли
ТОЛЕРАНТНОСТЬ способность понять и принять ребенка, таким какой он есть.
Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ Основные стадии переживания ситуации в семье: Шок Отрицание Агрессия или пассивность Торги Переживание и признание проблемы Принятие и возрождение
Психологические особенности детей с ОВЗ Ребенку с аутизмом сложно установить контакт «глаза в глаза», так как у него возникает чувство что он делает тысячу фотографий. У таких детей обострены все виды чувств. В помещении они слышат каждый шорох, их взгляд улавливает каждое движение. Для того чтобы оградить себя от сплошного потока информации , они закрывают глаза и уши, начинают раскачиваться и кричать. Крик – помогает им заглушить все что они слышат.
Роль ДОУ в социальной адаптации семьи в которой воспитывается ребенок с ОВЗ.
Нравственные качества
Продолжи фразы… Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось…
Консультация с элементами тренинга «Мы вместе» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Когалыма « Чебурашка » Подготовила: Педагог – психолог Садулаева А.Ш.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Пойте вместе с детьми"
Душа ребенка чувствительна к песенной интонации, и нередко дети начинают петь «раньше, чем ходить». Наблюдая, как дети поют, вы узнаете о них много нового, чего раньше не знали. ...
Консультация для родителей "Играйте вместе с детьми"
Консультации для родителей«Играйте вместе с детьми»...
Консультация для родителей: "Рисуем вместе с малышом"
Консультация для родителей "Рисуем вместе с малышом". Рисование - одно из самых любимых занятий малышей. Их привлекает движение карандаша по листу бумаги и появление на нём следов. Всматриваясь в...
Консультация для родителей "Играйте вместе с детьми ".
Родители ,которые постоянно играют с детьми , ценят ее, как одно из важных средств воспитания ....
Нетрадиционное развлечение с элементами фольклора вместе с родителями «Праздник солнца»
Нетрадиционное развлечение с элементами фольклора вместе с родителями «Праздник солнца»...
Консультация для родителей "Дома вместе с мамой, вместе с папой"
Советы родителям, как провести время дома с ребенком интересно, весело и с пользой....
Игровое родительское собрание с элементами тренинга «Вместе с мамой»
Игровое родительское собрание с элементами тренинга "Вместе с мамой"...