Конспект семинара - практикума «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ОБЩЕНИЯ. ВОСПИТАТЕЛЬ - РОДИТЕЛЬ»
план-конспект занятия
Формирование первичной установки на выбор конструктивных в межличностном общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_etika_obshcheniya.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №212 «Солнышко» общеразвивающего вида
Конспект
семинара - практикума
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ОБЩЕНИЯ.
ВОСПИТАТЕЛЬ - РОДИТЕЛЬ»
Подготовил:
педагог-психолог
И.П. Ишимова
Барнаул 2016
Цели:
- Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика»;
- Сформировать первичную установку на выбор конструктивных стратегий в межличностном взаимодействии;
- выработать примерные рекомендации, которые можно было бы применять в профессиональной деятельности в общении с участниками образовательного процесса.
1. Вводная часть.
Психолог: Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать Вас в нашем красивом зале.
Прежде чем мы начнем, предлагаю вам поприветствовать друг друга, но сделать это не обычным способом.
Упражнение: «Поздороваться разными частями тела»
Психолог: существовании множества разных способов приветствия людьми друг друга, реально существующих в цивилизованном социуме и шуточных. Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом плечом, спиной, рукой, щекой, носом, выдумать свой собственный необыкновенный способ для сегодняшнего занятия и поздороваться им.
Рефлексия. - Что Вы чувствовали во время выполнения упражнения?
– Что было трудным и почему?
Упражнение: «Здравствуйте»
Участникам раздаются карточки с различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, ярость, уныние, спокойствие, счастье, энтузиазм и т.п.). Никому не показывая и не называя эмоцию из карточки участник должен сказать слово «здравствуйте» передавая эту эмоцию.
Наше занятие посвящено интересной проблеме - проблеме педагогической этики в общении. Автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери говорил о единственной подлинной роскоши – роскоши общения.
Придание гласит о том, что великий мудрец Эзоп, попавший волею судьбы в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.
«Почему это блюдо самое лучшее?»- спросил удивленный царь.
«Что может быть прекраснее языка, передающего чувства?! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания?! Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви?!» – ответил Эзоп.
Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.
«Но почему?!», - воскликнул Крез.
«Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета?!» – ответил мудрец.
Эта мудрость, дошедшая до нас через тысячелетия, свидетельствует о том, что общение бывает, как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Она нам говорит о том, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может врачевать или убить. Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в таких науках как этика, социальная психология, педагогика. Общение является одной из ведущих видов жизнедеятельности человека.
Теоретический модуль «Педагогическая этика в общении»
Педагогическая этика — это свод правил, которые позволяют:
- регулироватьотношения между педагогами и их воспитанниками,
а также другими членами общественности образовательного учреждения;
- защищающие их человеческую ценность и достоинство;
- поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;
- создающие культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.
На принципах педагогической этики основывается этический кодекс педагога. Он регламентирует такие области – требования к личности педагога, общение педагога в воспитанниками, коллегами и администрацией, авторитет, честь и репутацию.
Игра «Составь портрет» (Наиболее значимые качества воспитателя).
(Ум, благородство, культура, знания, профессионализм, любовь к детям, дисциплинированность, склонность к творчеству, коммуникабельность, активность, разносторонние интересы, организаторские способности, увлеченность, интеллигентность, чувство юмора, умение слушать, доброта, тактичность, справедливость, порядочность и т.д..)
1 Слайд
Первые шаги на пути к успеху ребёнок совершает ещё в детском саду. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых – необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
2 Слайд
Уважаемые коллеги, мы с вами составили портрет воспитателя с наиболее важными для него качествами. Посмотрите внимательно на слайд, в портрете общих качеств, который вы составили можно выделить: Профессиональные качества и компетенции воспитателя: четкое видение современных задач дошкольного образования; ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству; гуманная педагогическая позиция; умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей; педагогическая этика и культура общения; проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка; умение создавать и постоянно обогащать культурно- информационную и предметно-развивающую образовательную среду; умение работать с педагогическими технологиями. умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению новых подходов и технологий; способность к самообразованию.
3 Слайд
Личностные качества и установки (личностный компонент) Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников. Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями. Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями. Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность..
4 Слайд
Знания (содержательный компонент) о семье об особенностях семейного воспитания о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания о методах изучения семьи о современных формах организации общения о методах активизации родителей.
5 Слайд
Умения и навыки (деятельностный компонент) Умение преодолевать психологические барьеры общения Владение методами изучения семьи Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье Умение ориентироваться в информации Умение конструировать программу деятельности с родителями Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.
6 Слайд
ОБЩЕНИЕ между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаем друг друга, и самих себя, через общение мы получаем какую-то информацию об окружающих, об окружающем нас мире, усваиваем социальные, духовные, нравственные нормы.
7 Слайд
Взаимодействие с родителями.
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными; чтобы они стали гармонично развитыми личностями. Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, совместное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход и появляется ощущение, что любые трудности разрешимы. А для этого от воспитателя требуется грамотное объяснение родителям всех тонкостей воспитательного процесса.
Упражнение «Яблоко и червячок»: сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
8 Слайд
Пять возможных способов поведения в процессе общения по Кеннету Томасу
1. Соревнование (конкуренция), как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.
3. Компромисс, как соглашение на основе взаимных уступок.
4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей.
5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
При таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки; При ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха; и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше. В математике кратчайшее расстояние между двумя точками - прямая. В общении прямая – это достижение предметной цели.
9 Слайд
Педагогическое общение Партнерское общение - это общение, учитывающее состояние, интересы, отношения собеседника. Можно выделить два критерия эффективного взаимодействия в общении. Первый -достижение результата. Второй – эмоциональная удовлетворенность партнеров. Чем лучше установлен личностный контакт, тем быстрее вы будете двигаться предметно.
10 Слайд
Упражнение на изменение интонации в общении
Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями.
Произнести фразы:
Мне не безразличны успехи Вашего ребенка
Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре
Если вас не затруднит, мне хотелось бы поговорить о вашем ребёнке произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности. По окончании произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия; какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.
11Слайд
Упражнение «Искусство общения»
Задание: Подготовить короткий комментарий к тезисам.
Инструкция: Перед Вами тезисы. Необходимо выбрать, прочитать его и подготовить короткий комментарий к нему. Могут высказываться и другие участники.
Тезисы.
Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.
Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.
Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.
Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.
Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.
По завершении делается общий вывод.
Упражнение «Свои правила»
Психолог: Уважаемые педагоги, мы хорошо поработали, узнали, что такое педагогическая этика. Я предлагаю разделиться на две команды, немного подумать и составить такие правила педагогического общения, которые бы отражали взаимодействие с родителями. А я буду все правила записывать по ходу работы на плакате.
Обсуждение: - Что Вы чувствовали, выполняя упражнение? - Что вызвало наибольшие затруднения? – Считаете ли Вы, что правила в общении лишний фактор?
12 Слайд
Примерный кодекс общения:
Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке это лучший способ расположить родителей к себе.
Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
13 Слайд
ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!
14 Слайд
Спасибо за внимание!
Рефлексия «Что уносите с собой?» - что было интересного, полезного сегодня для вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов: " Общение воспитателя с родителями воспитанников"
Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным.У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, ...
семинар-практикум для педагогов "Общение воспитателей с родителями воспитанников"
Целью данного семинара-практикума является повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....
Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»
Одной из важнейших задач современного образования является установление партнерских отношений с родителями.Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его...
Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А
Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А...
Конспект Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А
Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А...
Рекомендации педагогам в общении с родителями воспитанников:Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А
Рекомендации педагогам в общении с родителями воспитанников:...
Дистанционное обучение. Школа молодого педагога. Семинар - практикум для педагогов "Общение воспитателя с родителями своих воспитанников"
Этот семинар-практикум о взаимоотношениях между воспитателями и родителями воспитанников.Как построить хорошие, доброжелательные, основанные на сотрудничестве и взаимовыручке, отношения....